Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Духовная культура казахского народа. Народные праздники

Казахстан, Западно-Казахстанская область, Зеленовский район

КГУ «Дарьинская средняя общеобразовательная школа»

учитель истории

Каюпова Гульзада Тлегеновна

Цель: — изучить историю возникновения народных праздников, а также традиции и обычаи его празднования;

— способствовать формированию знаний о происхождении праздников, его особенностях;

— развивать интерес к культуре, память, мышление, навыки самостоятельной работы, активизировать познавательную деятельность;

Ход урока:

  1. Организационный момент ( 3 минуты)

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Деление на группы.

Позитивный настрой: ( 2мин)

Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. ( 5-6 раз, медленно).

Проверка пройденного материала: 10 минут.

Понятия материальная культура и духовная культура

— Что такое архитектура?

— Как называлась повозка с установленной на ней юртой? (куйме)

-Мавзолей Айша биби расположен в 18 км от…. (города Тараза)

— В средние века по традиции строили мавзолеи для… (захоронения великих людей.)

— Комплекс «Азрет — Султан» посвящен известному проповеднику ислама…. (Ходжи Ахмеду Йасауи)

— Большой жертвенный котел …. ( тайказан)

— Юрта была изобретена в связи с развитием….(кочевого хозяйства)

— В начале 20 века это сооружение было отреставрировано… (мавзолей Карахана)

— Один из величественных памятников Казахского ханства является…(мавзолей Алаша хана).

Игра «Третий лишний»

Показать, кто здесь лишний и объяснить почему:

Аль – Фараби, Ходжа Ахмед  Йасауи , Абылай – хан

Сыгнак, Испиджаб, Уральск – современный город

Легенды, сказки, законы- письменный источник

Геродот, Сыма Цянь, Айтеке – бий, гос.деятель

А.Кунанбаев, М.Утемисов, Ш.Валиханов , Утемисов – батыр

Актуализация знаний.  (20 минут)

Духовная культура – достижения в музыке, устном народном творчестве, искусстве, многообразие традиций.

У казахского народа, как и у других этносов, есть свои праздники,  традиции и обычаи национальной культуры.

Казахский народ придавал большое значение традициям гостеприимства, различным празднествам.

Творческое задание: показать на практике празднование одного из праздников или обычаев казахского народа, тот который вы выбрали.
Наурыз мейрамы —по восточному календарю Наурыз — начало нового года, совпадает с днем весеннего равноденствия. Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. Собственно говоря, это Новый Год согласно древнему восточному календарю. У него есть и другое название, Улыс Куны («Первый день Нового Года») или Улыстын Улы Куны («Великий день народа»).
С приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году.
Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими увеселениями. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже, который должен состоять из 7 ингредиентов: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние. В Казахстане Наурыз не праздновался всенародно с 1926 года по 1988 год. С 2001 года Наурыз объявлен государственным праздником, а с 2009 года праздник отмечается 3 дня подряд, начиная с 21 марта. Эти три дня в Казахстане объявлены нерабочими.

Беташар – старинный обряд открывания лица невесты (показа невесты родственникам жениха и гостям) обязательно сопровождается традиционной песней-жыр.  В юрту отца жениха, где собираются гости, приводят невесту в свадебном наряде. По обе стороны невесты, взяв ее под руки, стоят учтивые, благовоспитанные снохи. В «беташар» входит знакомство невесты с родственниками мужа, их добрые советы и пожелания на будущее в семейной жизни. Певец-импровизатор, характеризуя в стихах почтенных родственников, призывает невесту поклониться каждому; в ответ на это близкие родственники мужа дают «коримдик» (подарок «за погляд»). «Беташар»  заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами.  После традиционного «беташар» к невесте подходит свекровь (ене), целует свою сноху и высказывает ей самые наилучшие пожелания.

Бесікке салу — традиционный казахский  обряд, связанный с рождением ребенка. Это торжественное мероприятие устраивают, когда младенца первый раз кладут в «Бесік» — колыбель-качалку. У казахов «Бесік» считается золотым гнездом младенца, и обряд «Бесікке салу» — является одним из самых значимых и почитаемых. Приглашаются гости, накрывается праздничный дастархан, поэтому обряд «Бесікке салу» еще называют «Бесік той». Красивая колыбель, новые красивые одеяльца, подушки, перинки, ленточки и завязки — все это смотрится очень привлекательно и нарядно. По обычаю, «Бесік» ребенку готовит и привозит бабушка, со стороны матери. Первый раз уложить ребенка в колыбель поручают образцовой, опытной, имеющей большой авторитет бабушке или женщине. Уложить младенца в «Бесік» в первый раз очень почетно.  По казахскому поверью, «Бесік» сначала окуривают дымом, изгоняя злых духов, затем проводят интересный обряд — «Тыштырма». Для этого, через отверстие для горшочка в днище колыбели, пропускают конфеты, курт, сладости приговаривая: «Тышты! Тышты!». Это поверье означает, что родившийся ребенок принесет в дом благополучие и богатство. Гости стараются поймать сладости и раздают детям. После этого ребенка пеленают в  «Бесік» и поют колыбельную песню «Бесік жыры».

 Тұсау кесер – казахский обряд, посвященный ребенку, дословно — разрезание пут. По обычаю, проводится, когда малышу исполняется год, чтобы ребенок пошел ножками. В старину аксакалы считали, что, начиная ходить, малыш встает и падает, потому что его ножки связаны невидимой веревкой. И для того чтобы по жизни человек не спотыкался, а шел легко и ровно, надо эти путы разрезать.  Выбирают тұсау-кесуші — человека, который получает почетное право освободить ребенка от веревочки. Раньше это была веселая, шустрая бабушка, которая хорошо бегает и прожила достойную жизнь. Сейчас часто выбирают тұсау-кесуші — человека — успешного, достойного, уважаемого человека, чтобы ребенок повторил его жизненный путь и брал с него пример.

  1. 4. Закрепление урока. (5 мин)

Игра на внимание:

Если согласны, то хлопайте. Если не согласны, то топайте.

— Наурыз – праздник для всех казахстанцев.

— Национальное блюдо казахов – хачапури.

— Наурыз в древности называли «Великий день народа».

— Национальное жилище казахов – юрта.

— На масленицу пекут бауырсаки.

— Тұсау кесер — казахский обряд, посвященный ребенку, дословно — разрезание пут

—  Беташар – старинный обряд открывания лица невесты .

— Казахи – гостеприимный и дружелюблый народ.

— Бишпармак едят французы.

— Наурыз коже состоит из семи компонентов.

— Бесікке салу — традиционный казахский  обряд, связанный с рождением ребенка

— Наурыз – праздник мира, дружбы и весны.

  1. Итог урока: ( 3 мин)

Оценивание результатов учебной деятельности.
Проводим рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

  1. Домашняя работа. ( 2 мин) Параграф 20 составить, написать эссе о народных праздниках Казахстана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *