Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Этот удивительный воздух

Казахстан, Костанайская область, Карабалыкский район, с. Тогузак

Тогузакская средняя школа

Воспитатель КПП

Шавшун О.А.

Технологическая карта организованной учебной деятельности для КПП.

 Образовательная область: «Социум».

Организованная учебная деятельность: «Основы экологии».

Тема: «Этот удивительный воздух».

Цели: ознакомление со значением чистого воздуха, с тем, что воздух есть вокруг нас; со  способами его  обнаружения, с некоторыми свойствами воздуха  и его значением в жизни человека. Формирование умения выполнять опыты и делать самостоятельные выводы.  Расширение и активизация словаря.

Методические приемы: использование схем, соответствующих содержанию опытов;

предметов для стимулирования  мыслительной деятельности детей; объяснение, вопросы поискового характера, уточнение; словесное поощрение воспитателя с целью закрепить ситуацию успеха у воспитанников.

Материал к занятию: емкости для воды, полиэтиленовые пакеты, кусочки мела, трубочки, воздушные шары, стаканы с водой, резиновые игрушки, салфетки,

Словарная работа: невидимый, прозрачный, бесцветный.

Полиязычный  компонент:

ауа

воздух

air

Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Воспитатель организует детей на занятие. Приветствует.

Сюрпризный момент: чтение письма от друзей- Вити и Пети.

Целеполагание.

Чтобы узнать тему занятия, нужно отгадать загадку.

Загадывает загадку:

Такой большой, что занимаю мир,  такой маленький, что в любую щель пролезаю.

Произносит слово воздух» на трех языках. Предлагает детям повторить слова на трех языках:

ауа

воздух

air

-Правильно, а почему вы так решили?

Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кого называют  учеными-исследователями?

Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

Вы готовы? Уважаемые коллеги!

Приступим к исследованиям в нашей научной лаборатории.

Приветствуют друг друга, гостей на трех языках.

Проявляют интерес.

 

Слушают воспитателя.

 

Пытаются разгадать загадку.

Отгадывают. (Воздух)

Отвечают на вопросы.

-Воздух везде, вокруг нас, на небе, на всей земле.

 

 

 

 

 

Дети поясняют:

 

-Это люди, которые занимаются исследованиями.

 

 

 

Выражают свое согласие, желание.

 

Организационно-поисковый  

1 опыт. Воспитатель обращается к детям:

-Возьмем в руки камешек. Сожмем в руке. Какой он на ощупь? Камень-это твердое тело. Какие твердые тела вы знаете?

-А можно взять в руки воздух? Нет, нельзя. Делаем вывод.

2 опыт. Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте.  Какая она?

-Что умеет делать вода?

-Что же такое вода? Назовите другие жидкости.

 

 

Воспитатель предлагает сделать вывод.

 

 

Далее объясняет:

Воздух-это газ. Воздух находится всюду.

Задает вопросы:

-Вокруг нас есть воздух?

-Его можно увидеть? Попробовать на вкус? Понюхать? Потрогать?

-Значит: он невидимый, бесцветный, прозрачный, не имеет вкуса, запаха. Вот это- наше открытие.

Продолжим наше исследование.

Воздух невидим. Как же его обнаружить?

3 опыт:

-Возьмем полиэтиленовые мешочки  и начнем скручивать с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему?

Делаем вывод.

4 опыт:

А теперь помашем у лица ладонью. Что мы чувствуем?.

Делаем вывод:

-Движение воздуха мы можем ощущать.

Воспитатель предлагает отдохнуть.

Физминутка.

Обращается к детям:

-Воздух есть везде. Проверим это.

5 опыт.

Возьмем резиновую игрушку.

Сожмем ее в руке. Что вы услышали?

А теперь закроем отверстие резиновой игрушки и попытаемся сжать ее. Она не сжимается. Что этому мешает?

-Делаем вывод.

 

6 опыт:

-А теперь бросим кусок мела, камешек, поролоновую губку в емкость с водой. Что происходит?

Значит, воздух находится в этих предметах. Он находится всюду.

-А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.

7 опыт:

-Надуваем шарик, резиновую игрушку.

-Сделайте вывод.

 

 8 опыт.

Опустим перевернутый стакан в чашку с водой. Что вы наблюдаете?

-Теперь стакан слегка наклоним. Что произошло? Почему?

-Какой сделаете вывод?

-А теперь узнаем, имеет ли воздух вес?

9 опыт:

Возьмем шарик, мячи.

Сдутые, надутые. Сравним.

Сделаем вывод.

10 опыт:

 — Сейчас возьмем кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри?

 

Делаем вывод.

Воспитатель обобщает:

Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха?

Правильный вывод, коллеги.

Задает вопрос:

-А для чего нам необходим воздух?

-Уважаемые коллеги! Мы провели опыты. О чем узнали?

 

 

Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом, и он есть внутри нас.

11 опыт:

Опускаем в стакан с водой трубочку. Дуем. Обнаруживаем пузырьки воздуха. Это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

12 опыт:

Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему?

 

-А теперь подойдите к плакату и расскажите, как дыщит человек. Как воздух проникает в организм.

Воспитатель подтверждает:

-Через нос и рот вдыхается в легкие. А там через трубочки – сосуды, по которым течет кровь, отдает необходимые для жизни вещества, а забирает вредные , ненужные, и выдыхает, выталкивает их наружу.

Правильно.

А теперь положите руки на грудную клетку. Что происходит с ней во время вдоха и выдоха?

-Что происходит с легкими при дыхании?

-А теперь попробуйте не дышать. Долго смогли бы вы продержаться без дыхания? Нет.

 

Сделайте вывод.  

Воспитатель рассказывает:

-Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?

Спрашивает:

-Мы должны заботиться о своем здоровье? Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

Воспитатель организует просмотр видеоролика о воздухе, в котором Петя и Витя рассказывают о свойствах воздуха, которые им известны.

 

Дети слушают воспитателя.

 

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы:

-Твердый, жесткий, крепкий.

Называют.

 

 

Делают вывод.: воздух- не твердое тело

 

Исследуют воду. Отвечают на вопросы:

-Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.

-Вода течет, бежит, струится, журчит. Вода-это жидкость.

-Сок, кефир, молоко, кисель и т.д.

Делают вывод: воздух –не- жидкое тело.

Делают вывод:

-Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит,  он не жидкость.

Значит можно сделать вывод: воздух не твердое тело и не жидкость.

 

 

Дети отвечают на вопросы.

-Да,  вокруг нас есть воздух.

 

 

-Нет.

 

 

 

Делают умозаключения.

Выводы.

 

 

Высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Вывод: пакет заполнен воздухом, но мы его не видим.

 

 

 

Дети отвечают:

-Ветер. Воздух движется.

 

Вместе с воспитателем делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку.

«Ветер дует нам в лицо…»

 

 

 

 

 

 

Говорят:

-Мы услышали свистящий звук.

Свист. Воздух с шумом выходит из игрушки.

 

 

Проделывают опыт.

 

 

 

Делают вывод:

воздух, находящийся в игрушке, мешает ее сжать.

 

 

Дети выполняют задание.

Приходят к выводу:

-В предметах есть воздух.

 

 

 

 

 

Проявляют интерес. Выражают желание продолжить исследования.

 

 

Надувают шарик, игрушку.

 

 

Делают вывод:

-Воздух принимает разную форму.

 

 

Дети отвечают:

-Выходят пузырьки воздуха.

Вода в стакан не попала.

-Вода влилась в стакан, воздух из него вышел. В виде пузырей.

 

Приходят к выводу: воздух занимает место.

 

 

 

 

 

 

 

 

— Воздух занимает  место и имеет вес.

 

 

 

 

 

Проделывают опыт.

 

Отвечают:

-Те предметы, которые  наполнены воздухом, тяжелее, чем предметы не наполненные воздухом.

-Воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

 

Дети перечисляют свойства воздуха.

 

 

 

Дети отвечают на вопросы:

 

-Воздух необходим для дыхания.

 

 

-Мы узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха.

 

 

 

 

 

 

Проделывают опыт. Убеждаются в том, что воздух есть внутри нас.

 

Высказывают свои предположения.

-Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

 

Дети рассматривают плакат, объясняют, как происходит дыхание человека.

Ребенок читает наизусть загадку:

-Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.  Дети отгадывают.(Воздух)

 

-При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается).

 

Дети выполняют действия. Убеждаются, в том, что

при вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.

 

 

Дети отвечают:

-Нет!

Делают вывод:

-Без дыхания жизни нет.

 

 

Дети перечисляют:

-Дым из трубы, из машин.

 

 

Отвечают:

-Сажать больше, растений.

 

Дети смотрят. Проговаривают все свойства воздуха, о которых узнали они на занятии в процессе выполнения опытов, заданий Пети и Вити. Еще раз убеждаются в необходимости охранять воздух от загрязнения.

Рефлексивно-корригирующий Итог занятия.

Рефлексия.

Воспитатель просит погладить по головке самого себя, если ребенок  считает, что он молодец, хорошо справлялся с заданиями на занятии. Похлопать в ладоши, если занятие понравилось.

Поощрение  детей,  анализ  деятельности.

Подводят итог занятия. Оценивают свою деятельность на занятии.

Говорят, что они были-исследователями, в результате проведения опытов, узнали о свойствах воздуха. Довольны результатами своей деятельности.

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: некоторые свойства воздуха, способы его  обнаружения при выполнении опытов.

Понимают:  воздух есть вокруг нас; значение чистого воздуха.

Применяют: умение делать самостоятельные выводы.

Поделиться ссылкой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *