Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Формирование детского певческого голоса младших школьников на уроках музыки и пения

Казахстан, Северо-Казахстанская область,  г. Петропавловск
КГУ «Средняя школа №44»
Учитель музыки
Пяткова Анжелика Владимировна

            Музыкальное воспитание рассматривается как одно из средств  формирования гармонично развитой личности. Главное – не только дать знание, развить умение и навыки, но и пробудить интерес ребенка  к познанию и самопознанию.

Музыкальное воспитание ребенка способствует не только развитию музыкального слуха, но и активизации других жизненно необходимых психических процессов. Так, концентрируется внимание, развиваются координация между внутренним и внешним слухом, чистота интонации. Во всем мире отмечается повышение интереса к истокам музыкального искусства – к этнической музыке.

Посредством музыкального языка учащиеся общаются с природой, животным миром, со всем тем, что им близко и дорого.
ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ – жизнеспособная форма в концертной практике и в музыкальном быту. Ансамблевое пение – исторически сложившаяся форма вокальной музыки , разных народов, которое сопровождало людей в течение всей их жизни.
ЦЕЛЬ занятий музыкой:  заинтересовать  детей музыкальным искусством, как неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Задачи:
— развить умение совместного исполнения произведений;
— сформировать вокально–технические и исполнительские навыки,     необходимые для ансамблевой работы;
— развить навыки исполнительства без участия дирижёра;
— обучить умению держать интонационный строй, следить за изменением темпа.

— постепенно переходить к более сложным вокальным произведениям, к песням с более широким диапазоном.

— открывать и расширить таланты.

— принимать участие в концертах, конкурсах и фестивалях.
Для детей характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон. Поэтому, основными требованиями являются легкое, светлое, небольшое по силе звучания пение, музыкально- образная выразительность.
Сохранить интерес детей на протяжении всего занятия и решить задачи их музыкального развития поможет умелое чередование различных форм работы при пении произведения – это показ рукой движения, направления мелодии, пение произведения с сопровождением и без сопровождения, использование шумовых инструментов для ритмического сопровождения.
Одной из важнейших задач руководителя является пение acapella: при таком пении обостряются слуховые ощущения у детей, быстрее достигается ровность звучания, выработка чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков.
Кроме работы по формированию музыкальных способностей, хотела бы создать модель общения, направленную на развитие индивидуальности ребенка, его социальной и нравственной активности, с учетом его личностных особенностей.

Форма проведения занятий:

— учебные занятия,  беседы, игры, концерты;
—  групповая;
—  работа с отдельной группой (от 3 до 7 человек);
—  индивидуальная работа (подготовка сольных номеров);

Формы подведения итогов реализации программы:
—  участие в концертах,  конкурсах, фестивалей;
—  участие в концертах для родителей.

При групповых занятиях вокального ансамбля сохраняется индивидуальный подход к певцам в отношении характера и объема требований в выборе методики занятий, в подборе репертуара.
Весьма существенным условием ансамблевого пения является постоянное соблюдение чистоты интонации. Все участники должны чувствовать и сохранять точный интонационный строй, без чего не может быть качественного исполнения.
Изучение произведения желательно начинать с литературного текста. Исполнителям полезно осмысленно и по возможности эмоционально вслух читать поэтический текст изучаемого произведения, выделяя главные мысли, наиболее важные слова. Затем ведётся работа над изучением мелодии.

                                 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
                                                Основные темы

1. Вводное занятие
2. Певческая установка

  1. Звуковедение и чистота интонирования
  2. Работа над дикцией и артикуляцией
    4. Формирование чувства ансамбля

5.Формирование сценической культуры

Формы работы:

— организационный

— отборочный

— учебно -репетиционный

— анализ выступления

— постановка новых задач
УПРАЖНЕНИЯ
— упражнения на разогрев аппарата;
— упражнения на расширение дыхания;
— упражнения на устойчивость дыхания;
— упражнения на гибкость голоса;
— артикуляционные упражнения;
— упражнения на динамику звука;
— ритмические  упражнения;
— соединение гласных и согласных.
НРАВСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
— правила поведения на сцене;
— правила поведения в общественном месте.

РАБОТА  НАД  РЕПЕРТУАРОМ
— вступительное слово о композиторе и характере произведения;
— разучивание музыкального текста;
— работа над чистотой интонации;
— заучивание и осмысливание художественного текста;
— ритм, динамика, характер;
— целостное восприятие и воспроизведение произведения.

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ

1.     Вводное занятие – знакомство, прослушивание детей.                                       Определение задач.
2.     Голосовой аппарат – из чего состоит голосовой аппарат, как функционирует, образование звука;
3.     Певческая установка – что включает в себя: положение головы, корпуса, рук, ног.
4.     Исполнительское дыхание – чем отличается от обычного, как правильно брать и распределять его.
5.     Звукоряд, музыкальные термины – показ рукой направления мелодии, пение звукоряда (вверх, вниз). Знакомство с основополагающими музыкальными терминами.

УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ,  НАВЫКИ

1.     Знать строение голосового аппарата.
2.     Уметь пользоваться дыханием.
3.     Знать о певческой установке.
4.     Должен развиться, в достаточной степени, певческий аппарат.
5.     Добиться хорошей устойчивой интонации и чувства ритма.
6.     Уметь петь легким, плавным звуком. 

Вокальные занятия — упражнения рассчитаны на детей 6-7 лет.  

— Дыхательная зарядка:

Можно научиться  правильно  дышать на примере «цветка» или «свечи».

Вдох – вы нюхаете цветок и задерживаете дыхание, выдох – медленно и равномерно дуете на свечу, чтобы она не погасла. В это время считаете про себя.

Очень полезная игра «Мороз». Это хорошее упражнение: ощутите на ладони выдох из открытого рта, так это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но достаточно интенсивным и равномерным, иначе руки не отогреются.

— Правила певческой установки:

(Чтобы запомнить правила, можно выучить с детьми песенку)

«Как приятно и удобно» слова В.Степанова

музыка В.Кистеня

Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь.

Спину выпрями скорей, ноги в пол упри скорей.

Раз! Вдох! И запел, птицей звук полетел.

Руки, плечи, все свободно, петь приятно и удобно.

Если хочешь стоя петь – головою не вертеть!

Встань красиво, подтянись, и спокойно улыбнись.

Раз! Вдох! И запел, птицей звук полетел.

Руки, плечи, все свободно, петь приятно и удобно.

— Как беречь голос:

Детский голос нуждается в особом бережном отношении.  Можно  исполнить детям песенку о том, что вредно для голоса:   «Я красиво петь могу» сл. В.Степанова;  муз. В.Кистеня.

Однажды я, разгорячась, воды  холодной выпил всласть,

Потом мороженое съел и захрипел, и засипел.

Стал голос тихим и больным, как будто вовсе не моим,

И, ,представляете, три дня, никто не мог понять меня.

Играли как –то мы в хоккей, кричал я громче всех друзей.

Потом по грудь в сугроб залез, и голос мой совсем исчез.

С тех пор кричать я перестал, воды холодной пить не стал.

Домой в снегу не прихожу, зато красиво петь могу.

— Звукообразование и звуковедение:

При вдохе и выдохе ,постараемся не «толкать» звук, чтобы он не «расплескался» и не потерял свою «форму» — А  —  Э  —  И  —  О  —  У.

Во время пения нужно следить, чтобы рот был округлым, как будто вы держите во рту сливу.

                                «Песенка про гласные»    слова В.Степанова

Музыка Л.Абелян

Для пения гласные звуки важны –

И напевны, и нежны.

Летят, как птицы в синеву –

А – Э – И – О – У.

Как быстрые волны свободной реки,

Звуки гласные легки.

Будто бы птицы на лету –

А – Э – И – О – У.

Крикливо и громко не надо их петь –

Горло может заболеть.

Ушки держи на чеку –

А – Э – И – О – У.

Игра: «Морской отлив»  —  она научит вас владеть голосом.

Дирижер просит «тянуть» гласный звук  —У-.  Море спокойно, волны не плещутся, и звук –У- тоже звучит ровно. Но вот дирижер плавно вытягивает руку вперед, увеличивается сила звука – ведь надвигается большая волна.

Очень важно не кричать, увеличивая звук.

— Формирование качества звука. Интонация.

Исполняя песню, следите, чтобы меняющиеся гласные звуки не были разными, а плавно переходили один в другой, как ручеек в речку.

Эту песенку, как упражнение можно петь по ролям:

«Колыбельная»  

                                   Белорусская народная песня   

 Люли, люли, люли,  прилетели гули.

Сели, ворковали,  ножки обували.   

 Спорили – шумели: что бы дать Емеле?

Дали рукавички, а Петру —  водички.

Эта песенка поется распевно и бодро.  Каждый раз, начиная новый куплет, следите, чтобы первый звук был точным и уверенным, будьте особенно внимательны при повторах фраз.

                             «Сел комарик на дубочек»

                                Белорусская народная песня

Сел комарик на дубочек, на зелененький листочек.

Ой, люли, люли, люли, на зелененький листочек.

Он сидит и напевает, черных мушек забавляет.

Ой, люли, ой, люли, черных мушек забавляет.

Буря с неба налетела, грозным громом загремела.

Ой, с дубочка, ой с листочка, буря сдула комарочка.

Тут две мушки  подлетали,, комара под ручки брали,

Ой, люли, ой, люли, комара под ручки брали.

Комара под ручки брали, в дом вели, в постельку клали.

Ой, люли, ой, люли, комара в постельку клали.

Дикция, артикуляция, слово

Для выработки ясной и четкой дикции, полезно каждое занятие пропеть шутку – прибаутку «Два теленка на лугу».

Ма,  ма,  мэ , мэ,  ми,, мо,  му,

два теленка на лугу.

Ра,  ра,  рэ,  рэ,  ри,  ро,  ру,

щиплют сочную траву.

Гра,  гра,  грэ,  грэ,  гри,  гро,  гру,

волки прячутся в лесу.

Да,  да,  дэ,  дэ,  ди,  до,  ду,

я к телятам побегу.

За,  за,  зэ,  зэ,  зи,  зо, зу,

от волков постерегу.

На,  на,  нэ,  нэ,  ни,  но,  ну,

очень я телят люблю.

Ля,  ля,  ле,  ле,  ли,  ле,  лю,

их водитчкой напою.

Такие упражнения помогут на занятиях детям 6-7 лет, с интересом и увлеченностью заниматься вокальной музыкой.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *