Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Формирование экологической культуры ребёнка-дошкольника.

Казахстан, Карагандинская область, Осакаровский район, с. Есиль
КГУ СШ№2
Воспитатель мини-центра
Дубовая Ольга Фердинандовна
В настоящее время понятие «экология» из  сугубо научного превратилась в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе,  исходящего   прежде всего от разнообразной деятельности людей.
Эта проблема имеет не только общественный характер. Она, конечно, и глубоко личностная, наиважнейшая для каждой семьи, особенно семьи имеющей детей.Мы, взрослые, знаем, что сейчас учёные всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озёра.

Что же делать нам, воспитателям?  Самое    важное — научить любить и понимать природу, сформировать у детей экологическую культуру. Это ёмкое понятие вмещает в себя следующее:

-научить практическим умениям, направленным на охрану природы;

-проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру;

-постоянно углублять знания для того,  чтобы вследствие недостаточной осведомлённости дети не наносили ущерб природе.

Чтобы полнее выполнить данные задачи, нужно с самых ранних лет знакомить детей с явлениями природы, со всевозможными взаимодействиями и взаимозависимостями в ней. Дети 3-4 лет знают уже многое, особенно о животном мире. Но ведь не у всех развита любознательность. А ведь именно это качество поведёт ребёнка к дальнейшему углублению его знаний. Как же формировать это очень важное для человека качество? Лучшее решение вопроса заключается в методе системного подхода. Не нужно гнаться за количеством объектов. Лучше глубже подавать материал  о небольшом количестве объектов. К примеру, что мы знаем о зайце? Даже взрослые, отвечая на этот вопрос, говорят далеко не многое: серый или белый, с длинными ушами и коротким хвостом. А если мы постепенно расскажем всё о зайце, сами предварительно заглянув в соответствующие энциклопедии, примерно по такой схеме: Объект: Какой он внешне? Чем он питается? Какую пользу приносит в лесу? Кого боится? Как убегает от врагов? Чем тебе нравится, чем не нравится? Это дикое или домашнее животное? И т.д.

Несомненно,  у ребёнка появится вопрос, а как же другие животные живут в лесу? То есть подача знаний в системе в подавляющем большинстве у нормального ребёнка формирует под руководством взрослого любознательность. Параллельно можно использовать дидактические игры экологического содержания, которые помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Дидактические игры экологического содержания мы проводим во время прогулок, стараемся вызвать интерес к играм, к содержанию, желание внимательно рассматривать, играть. В дидактических играх мы используем натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

Наиболее верный путь ребёнка к природе лежит через вопросы, причём с двух сторон — ребёнок – взрослому; взрослый — ребёнку. И конечно, вопросы взрослого к ребёнку  должны носить познавательный, поисковый характер, иногда с известной долей юмора:

-Почему у жирафа длинная шея?

-Почему заяц зимой белый, а летом серый?

-Зачем нам нужен лес?

-Зачем животным хвост?

-Ну, так зачем коту усы? И т.д.

Предложите детям логические задачи в экологических ситуациях, пусть дети путём проб и ошибок, с помощью родителей найдут ответы, которые помещены в выводах. Вот одна из логических задач, составленная кандидатом педагогических наук  Н.  Ярышевой  :

В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по дорожке шли двое мальчиков. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку». Давай возьмём её домой, а то она заблудилась», — сказал один мальчик». Не трогай её, лягушка сама найдёт себе дорогу», — сказал другой. Кто из мальчиков прав?

ВЫВОД: Первый мальчик был неправ, потому что лягушка не может жить в квартире: у неё пересохнет шкура, и она погибнет. Лягушки могут жить только во влажных местах.

Можно провести с детьми мини-эксперимент: прочитать стихотворение и предложить ответить на поставленный в нём вопрос:

Я сорвал цветок,

И он завял,

Я поймал жука,

И он умер у меня в ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к природе

Можно только сердцем — как это?

Большинство детей не ответит верно, не только потому, что они не в полной мере понимают переносное значение слов в силу своего возраста, но и потому, что пассивно живут в окружении природы. Вот мы и подходим  с Вами к одному из главных путей формирования экологической культуры ребёнка — организации посильного труда дошкольников в природе.

Что можно сделать в домашних условиях?

— Завести 2-3 комнатных растения (дети поливают, моют, рассаживают их, отростки можно подарить другу)

-Очень хорошо, если в доме есть животное, за которым ребёнок может ухаживать, кормить его.

-Вместе с папой сделать кормушки для птиц, а  для того, чтобы было чем кормить птиц зимой, осенью заготовить ягоды рябины, семена арбузов и дынь и т.д.

Много конкретных и доступных знаний приобретают дети, наблюдая работу старших на участке и принимая в ней посильное участие, это посадка овощей, саженцев, полив грядок. Природа, которую наблюдает ребёнок. оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается любовь к родному краю.

Так постепенно, день за днём идёт воспитание маленького эколога. Великий учёный В.Н.Вернадский впервые сформулировал идею о том, что человеческий фактор становится главным, что будущее биосферы – ноосфера, то есть сфера разума. Учёный предостерегал: деятельность людей даже там, где она незначительна, растёт со скоростью, превышающей скорость эволюции природы. В.Н.Вернадский верил в силу разума человека, верил в то, что всё активнее вторгаясь в природные процессы, человечество сумеет направить эволюцию таким образом, чтобы сделать планету Земля ещё прекраснее и богаче.

Давайте и мы с вами поверим в это!

 

Скачать разработку

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *