Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Интеграция предметов в школе как средство формирования естественнонаучной грамотности учащихся

Казахстан, Карагандинская область,  г. Сарань
КГУ ОШ №16
Учитель биологии
Першина Елена Дмитриевна

Проблема познавательной активности – одна из основных проблем педагогической деятельности. В ней лежат истоки множества вопросов: формирование потребности в знаниях, способности мыслить, анализировать, проявлять интерес к учебной деятельности. Познавательная активность рассматривается как социальный заказ общества на воспитание людей, способных успешно выполнить необходимые для общества социальные функции.

Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Каменский,  К.Д. Ушинский, Д. Лок определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к учению. Современные исследователи Маркова А.К., Щукина Г.И. и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы её активизации у школьников.

Биология, сама по себе, является интегро-дифференцированным знанием. Причем такая направленность имеет глубокие корни.

Конечно, в современных условиях, когда все более утверждается специализация, расширение и углубление научных знаний, становится вполне логичной и оправданной их дифференциация – при одновремен­ном существовании обратной тенденции к интегрированию знаний.

Однако современный процесс интеграции (именно современный, а не исторический) научных знаний имеет совершенно другую при­роду по сравнению с той интеграцией, которая была характерна зна­нию до XVII века и которая была обусловлена сравнительной нераз­витостью знаний и стремлением человека охватить своим внимани­ем окружающий мир целиком. В это время формировались ученые-энциклопедисты, философы, которые стремились понять тайны окру­жающего мира вообще и, в частности, тайны природы, общества, мышления, строения вещества, космоса.

Последующее развитие и углубление научной мысли привело естественным образом к дифференциации научного знания, которая резко ускорила процесс познания природы, общества и мышления. Однако дифференциация знаний ставит под угрозу широкое научное осмысление явлений реального мира, которые имеют сложный, ком­плексный характер, неподвластный тому искусственному дифферен­цированию знаний, которое принимается порой для удобства систе­матизации их. В связи с этим формируется обратный процесс интег­рации специальных областей знаний, например, биологии, физики, химии, математики, географии, геологии и т.д., – процесс, который в свою очередь порождает прорыв в неизведанное, непонятное или недоступное ранее.

Таким образом, развитие научной мысли происходит в борении противоречивых тенденций интеграции и дифференциации. На раз­ных этапах и направлениях развития познания в те или иные его периоды превалирует одна из этих тенденций, на других этапах и направлениях – другая.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном организованном обучении. Это стало неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательных учреждениях различного вида с различным контингентом учащихся.

Актуальность широкого внедрения в практику работы школы этой формы очевидна, так как именно исследование аккумулирует творческий потенциал, оказывает мощное влияние на привитие интереса к науке и интеграцию знаний.

При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета. На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одного предмета в другой. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, происходит снижение напряженности, неуверенности, что помогает сознательному усвоению подробностей, деталей; формирует познавательную компетенцию учащихся.

Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы. Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни, внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. Методика интегрированного обучения имеет цели: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой. Такие цели обучения приводят к формированию у детей критического мышления, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальное. Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти свое место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое.

Задача интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления; формирование познавательной компетенции учащихся; дать возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики и объективно оценивать достижения учащихся.

Современные тенденции развития образования подразумевают достижение нового уровня изучения естественных наук, оптимального объединения гуманитарной и естественно-математической составляющих образования, формирования у детей и молодежи экологической культуры, любви к родной земле, гармонии отношений с природой.

С учётом общественных изменений, на первый план выдвинут, прежде всего, личностный подход к ребёнку. В связи с этим приобретает значимость такая организация образовательного процесса в школе, при которой становления личности учащегося будет процессом целенаправленным и эффективным. В этом связи актуальным и важным является рассмотрение активных приемов обучения на уроках биологии как условие развития естественнонаучной компетенции обучающихся и поиск новых структур, моделирование других, нетрадиционных форм и методов проведения уроков.

Школа призвана развивать способности реализовать в новых динамических социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Одной из характеристик личности становятся ее способность к сотрудничеству и взаимодействию, владение естественнонаучными знаниями, связанными с различными жизненными ситуациями.

            В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция.Хотя и не одну сотню лет в школе преподаются отдельные учебные предметы, закономерно возникают вопросы: как идет усвоение обучающимися знаний о природе, обществе, человеке? Формируются ли в их сознании целостная научная картина мира?

Ни для кого не секрет, что, к сожалению, знания современных учащихся зачастую представляют собой так называемое “лоскутное одеяло”, когда русский язык усваивается сам по себе, физика – сама по себе, химия также и так далее. И происходит это чаще всего из-за не состыковки программ по предметам:  биологии в 9 классе и  химии – в 10 классе.

Особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека.

Философский словарь дает следующее толкование этих понятий: Интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция — ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования.

Интеграция предметов естественного и языкового цикла позволяет более тесно связать учебный материал с жизнью, вызвать интерес к познанию окружающей действительности, расширить словарный запас и кругозор школьников, повысить их уровень воспитанности.

Большое значение интеграции для развития интеллектуальных способностей учащихся объясняется тем, что в современной науке все более усиливается тенденция к синтезу знаний, к осознанию и раскрытию общности объектов познания. При этом ученые утверждают, что данная тенденция должна постоянно усиливаться в будущем. Потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, стоящих перед человечеством; проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека.

Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность – это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения. Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам.

Интегрированные уроки и проектная деятельность учащихся имеют определенные преимущества:

  • Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
  • Способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
  • Обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте уроке и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
  • Способствует развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
  • Формирует в большей степени общеучебные умения и навыки, рациональные навыки учебного труда. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении наук.

Виды учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся:

На уроке.

Применение на уроках проектного метода и исследовательского метода обучения (ИМО);

Интегрированные уроки;

Домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное время.

Элективные курсы;

Образовательные экспедиции (походы, поездки, экспедиции);

Факультативы и кружки;

Работы в ученических научно-исследовательских обществах;

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;

Учебные проекты и исследования.

Наиболее общая характеристика интегрированных уроков:

  • Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин.
  • Конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам.
  • Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов. Интегрированные уроки имеют определенные преимущества:
  • Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
  • Способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
  • Обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте уроке и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
  • Способствует развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
  • Формирует в большей степени общеучебные умения и навыки, рациональные навыки учебного труда.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении наук.

Интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.

Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно интегрировать не только два, но и три, и даже четыре, пять предметов на одном и нескольких уроках. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, диспуты, дискуссии, лекции, путешествия и так далее. Интеграция обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них.

        Повышение качества образовательного процесса тесным образом связано с повышением качества знаний и успеваемости учащихся. Каждый учитель вправе выбирать такие формы и методы, которые соответствуют целям его урока и научно- исследовательской деятельности, но при этом схема работы на уроках по предметам естественнонаучного цикла требует изменений.

Таким изменением и является использование научно-исследовательской и проектной деятельности, при котором учащийся превращается из пассивного объекта воздействия в активного участника процесса обучения.

Интеграция предметов приведет к  развитию научного познания в современных условиях в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования.

Учащиеся получают достаточно информации, которая необходима для выполнения государственного стандарта, но при этом знания становятся осознанными, а тесная связь предметов позволяет применять эти знания не только в ходе урочной деятельности, но и в дальнейшей жизни.

Таким образом, результативность работы по внедрению интеграционных процессов в  естественнонаучной грамотности будет достигнута с максимальным комфортом для учителя и ученика.

Потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, стоящих перед человечеством; проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека.

Такой подход в обучении способствует выработке системы знаний, развивает способность к их переносу. Значит, интеграция необходима в современной системе образования.

Список используемых источников.

  1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2020 годы, Астана, 2016 год.
  2. Закон «Об образовании» Республики Казахстан от 27 июля 2007 года

№319-III.

  1. ОЭСР (2014). Обзор национальной образовательной политики.

Среднее образование  в Казахстане.

  1. Велединская С.Б., Дорофеева, М.Ю. (2014). Смешанное обучение:

технология проектирования учебного процесса. Ассоциация

образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый

университет».

  1. Феклисова Ольга Витальевна, учитель химии Интеграция знаний с помощью проектно-исследовательской деятельности.
  2. Постановление Правительства РК «Об утверждении Национального

плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на

2012-2016 годы»

  1. Компетенции в образовании: опыт проек­тирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Ху­торского. – М.: Научно-внедренческое пред­приятие «ИНЭК», 2007.
  2. Казахстанская карта детского чтения в аспекте формирования функциональной грамотности школьников. Методическое пособие.- Астана: РГКП «Национальная академия образования им И.Алтынсарина»,2013

Интернет-ресурсы:

  1. http://sabak.ucoz.org
  2. http://sc0001.celinograd.akmoedu.kz
  3. http://www.has.edusite.ru
  4. http://www.moyashkola.net
  5. http://www.rasdolnschool.ru

 

Поделиться ссылкой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *