Коррупция как социально опасное явление
Казахстан, Костанайская область, г. Лисаковск
КГКП «Лисаковский технический колледж»
Преподаватель правовых дисциплин
Боранбаева Кулаш Бахиткалиевна
Сабақтың түрі
Тип урока изучение нового материала
Сабақтың мақсаттары:
Цели урока:
Білімділік
Учебная: дать характеристику понятию «коррупция», познакомить с формами проявления коррупции, ее причинами;
Дамытушылық
Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, развивать умение рассуждать и критически мыслить, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;
Тәрбиелік
Воспитательная: воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности; профилактика асоциального поведения, осознание понятий: соблюдение закона, честность и честь незапятнанная репутация
Өткізу формасы
Форма проведения: общегрупповая, индивидуальная, работа в группах и в парах
Сабақтың әдістері
Методы урока: словесный: беседа, рассказ; практический, частично-поисковый.
Пәнаралық байланысы
Межпредметная связь: история, основы политологии и социологии
Материалдық-техникалық жабдықталуы
Материально-техническое оснащение: раздаточный материал
Әдістемелік және оқыту әдебиеті
Методическая и учебная литература: Конституция РК от 30.08.1995г.,Теория государства и права, А.У.Бейсеновой, г.Алматы: Атамура, 2006г., Основы права О. Копабаев, г.Алматы 2003г.
САБАҚТЫҢ БАРЫСЫ
ХОД УРОКА
т/б
№ п/п |
Сабақтың кезеңдері
Этапы урока |
Уақыт
(время), мин |
I. ҰйымдастыруОрганизационный |
2 | |
1. | Приветствие. | |
2. | Проверка списочного состава группы. | |
IV. Жаңа материалды меңгеруге дайындық
Подготовка к изучению нового материала |
||
1. | Тему сегодняшнего урока мне хотелось бы начать с притчи. О чем притча? Сегодня на уроке мы с вами поговорим как такое зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества. Имя этому злу – коррупция.
Какие же ассоциации вызывает у вас слово «Коррупция»? (высказывания учащихся). Использовав все слова составить в течении двух минут текст. |
15 |
V. Жаңа материалды меңгеруИзучение нового материала |
65 | |
1. | Термин «коррупция» раскрывают различные источники и различные подходы. Что такое коррупция? На этот вопрос вам и предстоит ответить.
Обучаюшиеся разделены на три группы, работают с опережающим материалом. Задание №1. Отработка понятия коррупция. (Приложение №1) Группа №1 – объясняет смысл и значение слова «коррупция» используя объяснение из словарей. Группа №2 — объясняет смысл и значение слова «коррупция» с точки зрения юристов, социологов, экономистов. Группа №3 – выясняет каково лингвистическое значение слова «коррупция» в разных европейских языках? |
13 |
2. | Дискуссия «Чем вызвана коррупция»? Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции?
Задание 2 В течение 3-х минут на листе бумаги написать причины коррупции. Одна причина – один балл. Чья команда напишет больше причин, та команда и зарабатывает большее количество баллов. Учащимися могут быть названы следующие причины: — Низкая заработная плата государственных служащих — Незнание законов — Желание легкой наживы — Частая сменяемость лиц на различных должностях — Нестабильность в стране — Коррупция как привычка — Низкий уровень жизни населения — Слабая развитость государственных институтов — Безработица — Неразвитость институтов гражданского общества Учитель дополняет ответы учащихся. |
15 |
3. | Задание 3
Каждая группа получает задание. Рассмотреть ситуации и ответить на вопросы: О какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка. Ситуации для 1 группы: 1. При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Садыков И.Р.заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Садыкова И.Р. (взятка. Риск ДТП, падение авторитета ГИБДД, недоверие к ГИБДД). 2. Государственный служащий Ковалев А.Н., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями. Растрата государственных средств – матер. урон |
22 |
бюджету государства).
Ситуации для 2 группы: 1. Городская администрация в течении долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя Соловьева К.Р. (волокита – форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки, посл.: недоверие к органам власти) 2. Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей. (Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников. Ситуации для 3 группы: 1. Родственникам больного Иванова П.А. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго». (Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие.) 2. Мэр небольшого городка Смирнов А.С., являющийся членом правящей партии «Солидарность», во время предвыборной кампании добился того, что существующие в городе первичные отделения других партий под разными предлогами были закрыты. ( злоупотребление полномочиями. Последств: причинен существенный вред охраняемым законом правам интересам граждан, подрыв веры людей в институты демократии, в справедливость). Вывод: В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах: Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. |
||
4. | Задание 4.
1 группа – определить социальные последствия, порождаемые коррупцией 3 группа — определить политические последствия, порождаемые коррупцией Видео о коррупции |
15 |
VI. Жаңа материалды түсінуін тексеру, оны бекітуПроверка понимания нового материла, его закрепление |
12 | |
1 | Работа в парах.
Задание: составить синквейн о коррупции. Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве: — инструмента для синтезирования сложной информации; — способа оценки понятийного багажа учащихся; — средства развития творческой выразительности. Например: 1. Коррупция 2. Неизбежная непобедимая 3. Поглощает разрушает искушает 4. Вечная спутница любого дела 5. Спрут |
2 |
VII. Сабақты қорытындылау
Подведение итогов урока |
3 | |
1. | Анализ запланированного. | |
2. | Оценки за урок. | |
3. | Заполнение рапортички. | |
VIII. Үй тапсырмасы
Домашнее задание |
||
1. | Домашнее задание будет следующим: вырази рисунком своё отношение к коррупции. | 2 |
Оқытушы (преподаватель) ___________________ (____________________)
Вступительное слово учителя. Ребята, я хочу рассказать вам притчу.
Много лет назад жил в Монголии слепой музыкант. Триста шестьдесят пять дней в году он странствовал по стойбищам, ходил из юрты в юрту, играл людям на хуре, пел песни, сказывал былины. Слепой музыкант откладывал каждую лишнюю монетку на чёрный день, когда заболеет и не сможет бродить по стойбищам. Свои деньги он носил в мешочке, а мешочек прятал за пазухой и никогда с ним не расставался.
Однажды, когда музыкант играл на многолюдном сборище и пел свои песни, подошёл к
нему незнакомец. Растолкав людей, он протиснулся вперёд, сел на корточки перед музыкантом и стал пристально смотреть на него своими чёрными глазами. Когда музыкант кончил играть и народ разошёлся, незнакомец воровато осмотрелся и запустил руку за пазуху музыканта. Слепой музыкант испугался, схватил вора за руку, стал кричать:
— Люди! В ясный день, под золотыми лучами солнца человека грабят!
Не успел грабитель вытащить руку из-за пазухи музыканта, как сбежались люди и схватили его.
— Так хорошо одет, а кого вздумал грабить! — возмущались они. — Бедного слепого музыканта. Позор тебе!
А пришелец и не думал выпускать из рук мешочек.
— Подумайте, откуда у этого паршивого слепца может быть столько денег? — кричал он. — Это мои деньги! Он у меня хотел их отнять!
Народ ещё пуще возмутился.
— Мошенник, хочешь оклеветать бедного музыканта! — закричали люди и повели его к нойону (князю).
Выслушал нойон, что говорили ему люди, усадил слепого музыканта и стал допрашивать мошенника.
— Встань на колени! — приказал он. — Ты, презренный вор, среди ясного дня, под золотыми лучами солнца вздумал ограбить бедного слепого музыканта. Как смеешь ты так поступать, живя под властью своего милостивого владыки?
— Мой нойон, — ответил мошенник. — Я из самой благородной семьи. Мой отец — знатный человек. Зачем мне заниматься грязными делами? Неужели я стал бы грабить ничтожного музыканта и пятнать доброе имя своих родителей?
— Придётся и твоего негодного отца привлечь к ответу. Говори его имя! — закричал нойон.
Вор посмотрел на нойона, чуть заметно подмигнул ему и сказал:
— Лицо моего отца бугристое, спина горбатая, а имя ему Старый Сребреник.
Нойон задумался. Долго молчал он, потом улыбнулся:
— Придётся завтра заняться вашим запутанным делом.
И приказал посадить под замок слепого и вора, каждого в отдельности. Ночью вор попросил отвести его к нойону и дал ему взятку — тридцать серебряных монет с рельефной чеканкой на лицевой стороне.
Утром оба предстали перед нойоном. На этот раз он обрушил свой гнев на слепого музыканта.
— Презренный вор, как смел ты нарушить закон? Говори, что заставило тебя оклеветать честного человека?
Музыкант ничего не ответил. Он сел и начал копать землю руками, изредка наклоняясь, словно прислушиваясь.
«Что делает этот слепой чёрт?» — удивился нойон, а вслух спросил:
— Эй, вор, ты что, с ума сошёл?
— Мой нойон, — ответил слепой музыкант. — Только вчера здесь говорил закон. Сегодня закон онемел за тридцать сребреников, словно сквозь землю провалился. Вот я и рою, может, найду закон, а может быть, монеты
О чем притча? Сегодня на уроке мы с вами поговорим как такое зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества. Имя этому злу – коррупция.
Задание 1.
Обучающиеся разделены на три группы. Отработка понятия коррупция. (Приложение №1)
Группа №1 – объясняет смысл и значение слова «коррупция» используя объяснение из словарей.
Группа №2 — объясняет смысл и значение слова «коррупция» с точки зрения юристов, социологов, экономистов.
Группа №3 – выясняет каково лингвистическое значение слова «коррупция» в разных европейских языках?
Ученики: Работают в группах, предлагают различные варианты ответов, высказывают собственное мнение. От имени группы выступает один человек, которые представляет коллективное мнение, так частные суждения отдельных учащихся.
Учитель: Управляет творческим процессом. Выслушивает коллективные и частные мнения учащихся, при необходимости в корректной форме комментирует их. Подводит итоги выполнения задания — понятие «коррупция» мы определили.
Дискуссия «Чем вызвана коррупция»? Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции?
Задание 2
В течение 3-х минут на листе бумаги написать причины коррупции. Одна причина – один балл. Чья команда напишет больше причин, та команда и зарабатывает большее количество баллов.
Учащимися могут быть названы следующие причины:
— Низкая заработная плата государственных служащих
— Незнание законов
— Желание легкой наживы
— Частая сменяемость лиц на различных должностях
— Нестабильность в стране
— Коррупция как привычка
— Низкий уровень жизни населения
— Слабая развитость государственных институтов
— Безработица
— Неразвитость институтов гражданского общества
Учитель дополняет ответы учащихся:
- Основной причиной коррупции является человеческое корыстолюбие. Это связано со стремлением к личному благосостоянию. Поэтому политики и служащие начинают использовать занимаемое положение для создания личного благосостояния. Наблюдая за этим, молодёжь воспринимает государственную службу как удобный и привлекательный образ жизни.
- Всё же, невзирая на одинаковую природу человека, общества коррумпированы в разной мере. Уровень коррупции может быть связан с культурой, менталитетом и традициями общества. Например, считается, что коррупцию как зло легче воспринимают протестантские общества, поскольку в протестантской этике чётко разграничены общественные и индивидуальные ценности. Коррупции легче укорениться в странах с низким уровнем общественного развития и незрелым гражданским сознанием.
- На уровень коррупции влияет и зрелость правовой системы. Коррупция поощряется неясным, противоречивым и постоянно изменяемым законодательством, недоверием к правоохранительным органам. Поэтому уровень коррупции ниже в государствах с давно сформировавшейся государственностью, а в основе права и демократии которых лежат древние традиции.
Задание 3
Каждая группа получает задание — рассмотреть ситуации и ответить на вопросы: о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка.
Ситуации для 1 группы:
- При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Садыков И.Р.заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Садыкова И.Р. (взятка. Риск ДТП, падение авторитета ГИБДД, недоверие к ГИБДД).
- Государственный служащий Ковалев А.Н., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями. Растрата государственных средств – матер. урон бюджету государства).
Ситуации для 2 группы:
- Городская администрация в течении долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя Соловьева К.Р. (волокита – форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки, посл.: недоверие к органам власти)
- Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей. (Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников.
Ситуации для 3 группы:
- Родственникам больного Иванова П.А. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго». (Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие.)
- Мэр небольшого городка Смирнов А.С., являющийся членом правящей партии «Солидарность», во время предвыборной кампании добился того, что существующие в городе первичные отделения других партий под разными предлогами были закрыты. ( злоупотребление полномочиями. Последств: причинен существенный вред охраняемым законом правам интересам граждан, подрыв веры людей в институты демократии, в справедливость)
Вывод: В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:
Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.
Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.
Задание 4.
1 группа – определить социальные последствия, порождаемые коррупцией
2 группа — определить экономические последствия, порождаемые коррупцией
3 группа — определить политические последствия, порождаемые коррупцией
Ученики: Работают в группах, предлагают различные варианты ответов, высказывают собственное мнение. От имени группы выступает один человек, которые представляет коллективное мнение, так частные суждения отдельных учащихся.
Учитель: Управляет творческим процессом. Выслушивает коллективные и частные мнения учащихся, при необходимости в корректной форме комментирует их. Подводит итоги выполнения задания – Коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит — в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?
Работа в парах. Задание: составить синквейн о коррупции.
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять». Таким образом, «синквейн» — это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания «синквейна»:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвёртая строчка — это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строчка — это синоним одного слова, который повторяет суть темы».
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
— инструмента для синтезирования сложной информации;
— способа оценки понятийного багажа учащихся;
— средства развития творческой выразительности.
Например:
- Коррупция
- Неизбежная непобедимая
- Поглощает разрушает искушает
- Вечная спутница любого дела
- Спрут
- V. Подведение итогов урока.
Ученики получает оценки за урок. Учитель: Мы хорошо потрудились сегодня. Разобрали сложную и большую тему. Спасибо за урок! До свидания!
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Приложение №4
Задание № 4
Группа №1. Социальные последствия, порождаемые коррупцией
В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:
- Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения;
- Коррупция приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.;
- Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.
- Обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;
- Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти;
- Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.
Приложение №4
Задание № 4
Группа №2. Экономические последствия, порождаемые коррупцией
В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:
- Коррупции негативно влияет на национальную экономику страны, заранее ставя в неравное положение коррумпированных и честных предпринимателей, подрывая конкуренцию на внешнем и внутреннем рынках;
- Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции;
- Это приводит оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции;
- У агентов рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры;
- Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь – из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников;
- Коррупция портит инвестиционный климат, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как стремиться к получению скорой прибыли (часто – сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, а условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;
- Расширяется теневая экономика. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;
- Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ;
- Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества;
- Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель.
Приложение №4
Задание № 4
Группа №3. Политические последствия, порождаемые коррупцией
В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:
- Коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок;
- Коррупция не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним задач (например, назначение на должность за взятку ведет к снижению эффективности работы государственных органов и учреждений и приносит огромные убытки);
- Коррупция ведет к удорожанию управленческого аппарата (взяточничество в конечном итоге отражается на налогоплательщике, и в результате он вынужден платить за услуги в несколько раз больше);
- Коррупция оказывает разлагающее воздействие на управленческий аппарат как в государственной, так и негосударственной сферах, снижая стимулы для честной работы («общий уровень этики снижается, и каждый задает себе вопрос, почему именно он должен быть единственным, кто соблюдает нормы нравственности»);
- Коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и, вследствие этого, ставит под сомнение их легитимность;
- Коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради процветания общества и государства;
- Коррупция обессмысливает правосудие, поскольку правым оказывается тот у кого больше денег и меньше нравственных самозапретов;
- Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в «пятую колонну» и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны;
- Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции;
- Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства – диктатуре на волне борьбы с коррупцией;
- Профанируется и снижается политическая конкуренция. Коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах.
Ученики получает оценки за урок. Учитель: Мы хорошо потрудились сегодня. Разобрали сложную и большую тему. Спасибо за урок! До свидания!
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
+7 776 987 0729
Либо отправьте заявку с сайта