Круговая тренировка
Казахстан, Акмолинская область, Ерейментауский район
КГУ «Аксуатская средняя школа»
Учитель физкультуры
Стекольщиков Виктор Алексеевич
Пояснительная записка
Предлагаемый вашему вниманию урок физической культуры
по теме: «Круговая тренировка», является одним из серии заключительных уроков раздела «Легкой атлетики» в 9 классе.
Цель урока: Применить метод круговой тренировки для повышения эффективности развития физических качеств учеников, используя новые подходы в обучении.
Актуальность: применение метода круговой тренировки позволяет эффективнее развивать двигательные качества учеников, путем объединения упражнений разного вида в систему, способствующую стимулировать учащихся самостоятельно решать проблемы и задачи урока, мыслить критически, оценивать, что приводит к высокому уровню мотивации детей к занятиям физической культуры.
Урок несет в себе тренировочно – соревновательный характер.
Ученики, работая в группе, соревнуются как в командном зачете, так и в личном. Определение победителей производится по количеству балов из листов оценивания. Листы оценивания выглядят в форме таблицы, куда ученики — судьи, используя навыки взаимооценивания, вносят количество заработанных балов каждого ученика после выполнения упражнения. В конце урока, суммируя балы всех членов команды, судьи распределяют призовые места между командами, а также определяют трех учеников, набравших наибольшее количество балов.
Помимо листов оценивания, на уроке ученики используют личную карточку, куда они вносят показатели пульсометрии и «МТ» (количество выполненных упражнений). Эти два показателя при сравнении позволяют ученикам сделать вывод:1) насколько эффективно они выполнили упражнения на этапе, 2) спрогнозировать дальнейшую активность (возможно, кому-то нужно уменьшить интенсивность, а кому-то увеличить).
Учитывая инклюзивность образования, освобожденные от занятий физкультуры ученики, выступают в роли тайм менеджеров. Задача первого — вычислить плотность урока, отслеживая время двигательной активности выбранного им ученика. Задача второго — соблюдение регламента работы групп на уроке.
Эффективность применяемого мною метода круговой тренировки заключается в умении учеников распределить движение групп по этапам, скоординировать работу внутри группы, что позволит каждому ученику проработать все упражнения и выступить в роли судьи, давая оценку действиям других учеников.
Применение метода круговой тренировки создает условия для повышения эффективности развития двигательных качеств учеников путем создания на уроке коллаборативной среды, позволяющей ученикам:
— проявить умение анализировать дидактический материал,
— синтезировать полученные ранее знания с заданиями урока,
— координировать собственные действия и действия своих партнеров,
— делать выводы, убеждать и принимать решения на протяжении всех
этапов урока,
— применять навыки критериального оценивания.
План урока
Раздел: Легкая атлетика (9класс)
Тема урока: Круговая тренировка.
Цель урока: Применить метод круговой тренировки для повышения эффективности развития физических качеств учеников.
Инструменты урока: групповая работа, критическое мышление, обучение талантливых и одаренных, лидерство в обучение, ОДО.
Место проведения: Спортивный зал.
Дата проведения: май 2017 года.
Необходимое оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки, свисток, гимнастический мат, обручи, дидактический материал, ручки для письма, гимнастические палочки, кегли.
Этапы урока | Время. | Ожидаемый результат | Действия учеников | Действия учителя | Оценивание |
I. Подготовительная часть.
|
10-15 мин. | ||||
1.Построить учащихся. Измерить пульс, записать исходные данные в личные карточки. (Приложение 1)
|
1-2мин
|
-знают и выполняют строевые команды.
-умеют измерять пульс.
|
Ученики: выполняют строевые команды. Вычисляют пульс, (количество ударов сердца за 10 секунд) заполняют личные карточки | Учитель подает команды: «Становись, «Равняйсь», «Смирно». Дает команду «хоп» для начала измерения пульса и засекает время 10 секунд.
|
Словесное поощрение, похвала. |
2. Выполнить строевые упражнения.
-повороты в строю.
|
1-2мин
|
знают и выполняют строевые команды.
|
Ученики: выполняют строевые команды.
|
Учитель подает команды: «Становись, «Равняйсь», «Смирно», «Направо, налево, кругом». «В обход налево шагом марш, бегом марш».
|
Корректировать действия учеников |
3.Выполнить «спец – беговые» упражнения:
-бег «приставными шагами», -бег «спиной вперёд» -прыжок вверх во время бега по звуковому сигналу. -«упор лежа» по звуковому сигналу
|
4-5мин
|
-применяют знания техники выполнения упражнений.
|
Ученики: бегут по кругу, по команде выполняют спец-беговые упражнения, после подачи одного звукового сигнала, выполняют прыжок вверх. Подача двух звуковых сигналов- выполняют «упор лежа», затем продолжают движение.
|
Учитель подает команды: — «приставным шагом правым боком», «приставным шагом левым боком», « бег спиной вперёд», «шагом марш». «Восстанавливаем дыхание». Следит за точностью выполнения упражнений и соблюдением правил техники безопасности.
|
Координировать учеников.
Словесно поощрять.
|
4. Выполнить комплекс ОРУ на месте самостоятельно:
-поделить и построить класс в 4 шеренги.
-каждой шеренге необходимо подобрать и показать остальным ученикам два упражнения на те группы мышц, которые назовет учитель. (Упражнения должны соответствовать разделу обучения и не должны повторяться).
Задача для 1 шеренги : показать два упражнения: одно — на мышцы шеи, другое — на туловище.
Задача для 2 шеренги: показать два упражнения на мышцы туловища.
Задача для 3 шеренги : показать два упражнения на мышцы туловища и ног.
Задача для 4 шеренги: показать два упражнения на мышцы ног.
|
5-6мин
|
-знают технику выполнения упражнений;
-умеют классифицировать физические упражнения по видам;
-применяют полученные знания при выполнении упражнений самостоятельно;
-применяют навыки саморегуляции |
Ученики: выполняют строевые команды, делают расчет на 1-4, выполняют то количество шагов вперед, учитывая строевой номер, который они назвали
1 шеренга: делает 5 шагов вперед, поворот кругом, становятся лицом к остальным ученикам,
Ученики 2,3,4 шеренги совершают те же самые действия, систематизируют и выполняют показ упражнений, соответствующих поставленной им задачи. выполняют показ упражнений. После проведения возвращаются на свои места.
|
Учитель: подает команды «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «На 1-4 рассчитайсь». «По своим номерам вперед «шагом марш».
Учитель подает команды: 1 шеренга, «5 шагов вперед «шагом марш», «кругом», приступить к выполнению упражнений. Сообщает задачу. После выполнения подает команду, «на свои места «шагом марш».
Учитель: подает те же самые команды для 2,3,4 шеренги и озвучивает каждой команде поставленную им задачу. |
Направлять и корректировать учащихся.
Словесно поощрять.
|
II. Основная часть.
Цель: Применить метод круговой тренировки для повышения эффективности развития двигательных качеств. |
20-25
мин. |
Работа на этапах будет оцениваться по критериальным листам самооценивания и взаимоценивания. | |||
1. Класс поделен на 4 шеренги (каждая шеренга — это отдельная команда).
-каждой команде розданы листы оценивания, куда необходимо записать фамилию и имя члена команды. (Приложение 2)
|
2-3мин
|
-Умеют: работать с листами оценивания. | Ученики: изучают листы оценивания, вносят данные в таблицу
|
Учитель: объясняет правильность заполнения листов оценивания.
|
|
Цель задания: Анализировать и синтезировать информацию, соразмеряя со своими физическими возможностями.
2. Спортивная площадка разбита на 4 этапа: (Приложение 3) -На каждой станции, (за исключением «нулевой») висят маршрутные листы с описанием и количеством упражнений, рекомендациями для лучшего их выполнения, критериями оценивания каждого упражнения. Команда выбирает этап, (все команды одновременно расходятся на разные этапы), изучает его, распределяется по заданиям (каждый ученик приступает к выполнению одного задания внутри станции) и после команды учителя приступает к выполнению заданий (упражнений).
|
2-3
мин. |
-Умеют анализировать дидактический материал
-умеют синтезировать знания с полученными знаниями ранее.
|
Ученики изучают маршрутные листы, определяют правила выполнения упражнений, распределяются по заданиям, определяют правила работы группы на этапе.
|
Учитель наблюдает за действиями учеников.
|
Взаимоценивание выполняют «ученики — судьи», используя листы оценивания, в которых прописаны критерии оценивания каждого упражнения
|
Цель задания: Развивать физическое качество — «скорость».
1-этап «Станция развития скорости»- состоит из 7 разных упражнений. Правила прохождения этапа; Общее время работы на станции для всей команды-4минуты. Время для выполнения одного задания 30 секунд, после чего звучит команда «смена» и ученик переходит на следующее задание. (приложение 3).
Цель задания: Развивать физические качества — «силу и выносливость» 2-этап «Станция развития силы и выносливости»- в нее включены 6 разных упражнений. Правила прохождения этапа; Общее время работы на станции для всей команды-4минуты. Время для выполнения одного задания 30 секунд, после чего звучит команда «смена» и ученик переходит на следующее задание. (Приложение 3)
Цель задания: Развивать физические качества — «ловкость и координацию». 3-этап «Станция ловкости и координации»- состоит из упражнения под названием «квадрат». Правила прохождения этапа; Общее время работы на станции для всей команды-4минуты. (Приложение 3)
Цель задания: Научить оценивать. 4-этап «Нулевая станция» Правила работы на этапе; находящиеся на этой станции ученики распределяются по станциям и выступают в роли оценщиков, давая оценку действиям других групп при выполнении упражнений. Оказывают необходимую помощь. (Приложение 2)
|
4мин.
4мин.
4мин.
4мин.
|
Умеют анализировать дидактический материал
-умеют синтезировать знания с полученными знаниями ранее. -применяют знания при выполнении упражнений. -умеют применять навыки саморегуляции -умеют координировать собственные действия и действия своих партнеров. -умеют делать выводы, убеждать и принимать решения на этапах
-Применяют навыки критериального оценивания.
|
Ученики изучают маршрутные листы, определяют правила выполнения упражнений, распределяются по заданиям, определяют правила работы группы на этапе.
Ученики: распределяются на три этапа, изучают критерии оценивания, наблюдают за выполнением упражнений других команд. Оказывают помощь, оценивают выполнение упражнений каждого ученика, вносят данные в таблицы. |
Учитель наблюдает за действиями учеников.
|
Взаимоценивание выполняют «ученики — судьи», используя листы оценивания, в которых прописаны критерии оценивания каждого упражнения.
Применяют навыки самооценивания, используя личные карточки
Ученики судьи: Определяют уровень подготовки учеников, Оценивают показатели активности при выполнении. Оценивают уровень знания техники упражнений.
|
Цель задания: анализировать и прогнозировать собственные действия.
4. После окончания рабочего времени на этапе, команды возвращаются на исходную позицию, измеряют пульс, подчитывают «МТ» (количество выполненных упражнений) и записывают все данные в личную карточку ученика. (Приложение 1) — Отдыхают 1 минуту и переходят на другой этап.
|
2-3 мин. | -Умеют подсчитывать «МТ».
-умеют анализировать данные с личных карт. -умеют рассуждать, делать вывод и прогнозировать дальнейшие действия.
|
Ученики возвращаются на исходную позицию, Вычисляют пульс, (количество ударов сердца за 10 секунд), подсчитывают количество выполненных упражнений и вносят все данные в личную карточку. Анализируют все данные, вычисляют уровень активности на станции, подбирают степень интенсивности дальнейшего выполнения упражнений, учитывая индивидуальные особенности своего организма.
Отдыхают 1минуту и переходят на другой этап. |
Учитель наблюдает за действиями учеников. При необходимости оказывает помощь.
|
Применяют навыки самооценивания, используя личные карточки.
|
I. Заключительная часть.
Цель: сделать вывод о работе на уроке. 1. Изучение личных карт( разбор данных, занесённых в личную карту, изучения пульса, подсчет МТ на уроке). (Приложение 1,2) -Изучение листов взаимооценивания. -Определение цели урока. -Подсчет балов (общие балы команды и каждого ученика отдельно) -Вычисляем моторную плотность урока. (Приложение 4)
|
5-10
Мин.
|
Умеют анализировать данные с личных карточек.
-Умеют синтезировать данные личных карточек, с листами оценивания. -систематизируют все данные в одно целое. -прогнозируют дальнейшую работу.
-Определяют цель урока.
|
Ученики: изучают данные личных карт, сопоставляют показатели пульса с количеством выполненных упражнений на этапе, делают выводы относительно правильно подобранным уровнем интенсивности, выполнения упражнений на этапах. Сопоставляют данные листов оценивания, с данными личных карт.
Дают рекомендации учителю. Вычисляют моторную плотность урока. Определяют цель урока. Подсчитывают общее количество балов каждого ученика и команды. Выявляют трех учеников набравших наибольшее количество балов.
|
Учитель: наблюдает за учениками, слушает, при необходимости помогает делать вывод, если где-то была совершенна ошибка.
Учитель задает вопрос: определите, какие двигательные качества вы развивали на уроке? Что являлось конечным результатом? Определите цель урока? Оценивает работу своих учеников.
|
Применяют навыки самооценивания, используя личные карточки и листы оценивания
Распределяют призовые места, используя листы оценивания
вывод
рекомендации
Обмен мнениями
|
Цель: Поощрить стремление учеников к занятиям физической культурой.
2. Награждение победителей.
3. Организованный выход в раздевалки. |
3-4
Мин. |
Повысить мотивацию, и любовь учеников к занятиям физической культурой. | Капитаны команд, занявшие 2,3 места, входят для получения грамот.
Капитан команды, занявшей 1 место, выходит для получения грамоты и кубка.
Ученики, занявшие 1,2,3 места, входят для получения грамот.
Ученики уходят в раздевалки. |
Учитель торжественно объявляет победителей и вручает грамоты и кубок.
Учитель подает команды: «Становись, «Равняйсь», «Смирно», «в раздевалки «шагом марш»».
|
Словестно поощрять |
Приложение 1
Индивидуальная карточка учета спортивных достижений №1
Ф.И.________________________________________класс______
Станция. | номер станции при выполнения тренировки. | Пульс после выполнения упражнения. | МТ.
Количество выполненных упражнений. |
Силовой тренировки. | |||
Аэробной скорости. | |||
Легкой активности. | |||
Зона развития ловкости | |||
Пульс до начала занятия: | |||
Пульс после окончания занятия: |
Приложение 2
Группа______________
Ф.И | Станция развития скорости | итог | Станция развития силы и выносливости | итог | Станция развития ловкости и координации | Общее количество балов | ||||||||||||||
1 задание,оценка | 2 задание,оценка | 3 задание,оценка | 4 задание,оценка | 5 задание,оценка | 6 задание,оценка | 7 задание,оценка | 1 задание,оценка | 2
задание,оценка |
3 задание,оценка | 4 задание,оценка | 5 задание,оценка | 6 задание,оценка | ||||||||
Командный итог: | ||||||||||||||||||||
Станция развития скорости, Станция развития силы и выносливости; Станция развития ловкости и координации; Командный результат
-Высокий показатель эффективности: от 56 до70 балов. от 8 до10 балов. зависит от количества учеников в
-Средний показатель эффективности: от 42 до 55 балов. от 6 до 8 балов команде.
-Низкий показатель эффективности: от 28 до 41 балов. от 4 до 6 балов.
—Неудовлетворительна работа: от 0 до 28 балов. от 0 до 4 балов.
Приложение 3
Станция развития скорости.
1-задание. Выполнение беговых упражнений, с перешагивание баллонов, прохождение этапа необходимо выполнить с максимальной скоростью, каждую ногу поочередно нужно ставить в лежащий обруч. (Баллы: прохождение этапа с высокой интенсивности и выполнение не менее 5 повторений -8-10 баллов, средняя интенсивность и выполнение не менее 3 повторений — 6-7 баллов, низкая интенсивность и выполнение менее 3 повторений — 4-5 баллов).
2-задание. Выполнение «стартового разгона» с высокого старта. Стоя в 4 м от стены около нарисованной линии, выполняем стартовый разгон с высокого старта, по окончанию дорожки делаем переход в упор на пальцах о стену с последующим отталкиванием и возвращением в и.п. (Баллы: выполнение упражнения с высокой интенсивностью, максимальным разгоном — 8-10 баллов, средняя интенсивность- 6- 7 баллов, низкая интенсивность- 4-5 баллов).
3-задание. Касание подвешенного предмета коленом согнутой ноги. С пяти-шести шагов разбега (старт с нарисованной линии) оттолкнуться и энергично взмахнуть согнутой ногой, доставая коленом подвешенный предмет, обратить внимание на быстрое и широкое разведение стопы опорной ноги и колена маховой, руки помогают в разноименном (одна впереди, другая сзади) махе. (Баллы: выполнение упражнения с высокой интенсивностью, при выполнении прыжка толчковая нога прямая, каждая попытка заканчивается касанием — 8-10 баллов, средняя интенсивность, техника постановки ноги нарушена, не коснулся более двух раз — 6- 7 баллов, низкая интенсивность, техника постановки толчковой ноги нарушена, не коснулся более 4 раз — 4-5 баллов).
4-задание. Наскоки и соскоки с гимнастической скамейки и на нее с поворотом на 180 градусов. Стоя перед гимнастической скамейкой, выполнение наскока на гимнастическую скамейку с поочередной постановкой ног и соскока с нее. После выполнения двух повторений, на третьем наскоке делаем поворот на 180 градусов и соскок в обратную сторону. После двух повторений делаем обратный поворот на 180 градусов и продолжаем выполнять упражнение. (Баллы: выполнение упражнения с высокой интенсивностью — 8-10 баллов, средняя интенсивность- 6- 7 баллов, низкая интенсивность- 4-5 баллов).
5-задание. Имитация бега, лежа на скамейке. Лежа на скамейки, руки на снаряде, ноги поднять на угол 90 градусов, махи ногами, имитируя движения ног во время бега. (Баллы: выполнение упражнения с высокой частотой движений и интенсивностью — 8-10 баллов, средняя интенсивность- 6- 7 баллов, низкая интенсивность- 4-5 баллов).
6-задание. Прыжки вверх с подтягиванием колен к груди и продвижением вперёд («блоха»). Стоя около линии, выполнить прыжки вперед и вверх с касанием колен груди до следующей линии и обратно. (Баллы: при выполнении, каждый прыжок заканчивается касанием колен груди- 8-10 баллов; при выполнении прыжка, отсутствие касанием колен груди не более трех раз – 6-7 баллов, при выполнении прыжка, отсутствие касанием колен груди более трех раз -4-5 баллов).
7-задание. Бег на месте с высоким подниманием бедра с опорой руками о стену, менять расстояние до опоры и темп движений, следить за осанкой, фиксировать темп и число движений за контрольное время. Высоким показателем частоты движений за 6 с. в этом упражнении является – 18 раз одной ногой (или пар шагов). (Баллы: выполнение упражнения с высокой частотой движений и интенсивностью — 8-10 баллов, средняя интенсивность- 6- 7 баллов, низкая интенсивность- 4-5 баллов)
Станция развития силы и выносливости
1-задание. Вис на гимнастической лестнице, либо на перекладине поднимание согнутых в коленях ног до угла 90 градусов. (Баллы: при выполнении, каждая попытка заканчивается касанием колен груди- 8-10 баллов; при выполнении упражнения, отсутствие касанием колен груди не более пяти раз – 6-7 баллов, при выполнении упражнения, отсутствие касанием колен груди более пяти раз -4-5 баллов).
2-задание. «Звездные прыжки». Последовательность выполнения: исходное положение: сидя, руками коснуться пола, ладонями вниз. Начало: прыгнуть вверх, сделать хлопок руками сверху, приземлиться на ноги, сидя, затем принять упор лежа, отжаться и вернуться в исходное положение. (Баллы: выполнение не менее 10 прыжков – 8-10 баллов, выполнение не менее 6 прыжков -6-7 баллов, выполнение прыжков менее 6 раз – 4-5 баллов).
3-задание. Из упора лежа руки на скамейке, переставить руки (поочередно) на пол, вернуться в исходное положение, (также поочередно переставляя руки). Баллы: выполнение упражнения с высокой частотой движений и интенсивностью — 8-10 баллов, средняя интенсивность- 6- 7 баллов, низкая интенсивность- 4-5 баллов).
4-задание. Упор, лежа на животе. Выполнение отведения назад прямых рук и ног из положения лёжа на животе, на гимнастическом мате, с задержкой на три секунды в максимальной точке отведения. (Баллы: выполнение упражнения с максимальной точностью и задержкой, в конечной фазе-8-10 баллов, выполнение упражнения с наличием ошибок- 5-7 баллов).
5-задание. Прыжки с продвижением вперёд от линии до линии, из упора «сидя руки на полу» («жабка»). (Баллы: выполнение не менее 10 прыжков – 8-10 баллов, выполнение не менее 6 прыжков -6-7 баллов, выполнение прыжков менее 6 раз – 5-6 баллов).
6-задание. Сгибание — разгибание рук сзади в упоре сидя на скамейке. Необходимо стараться сгибать руки как можно ниже. (Баллы: выполнение упражнения, с высокой интенсивностью и сгибанием рук как можно ниже-8-10 баллов, средняя интенсивность-6-7 баллов, низкая интенсивность, сгибание рук выполнено на половину-5-6 баллов).
Станция развития ловкости и координации
1-задание. «квадрат». Имитация бега (с высоким подниманием бедра) с небольшой постановкой ноги вперед и небольшим отрывом носочка от пола. Движения осуществляется по ходу лежащих гимнастических палочек на полу (по квадрату). Время между стартом учеников регулировать самостоятельно. 1. Старт, стоя спиной к стене, двигаемся вперед, имитируя бег (с высоким подниманием бедра) повышенной частотой движения ног, каждую палочку перешагиваем быстрыми шагами с более высоким отрывом ног от пола, после перешагиваний последней палочки делаем поворот в сторону лежащих перед вами палочек. 2. Имитируем приставные шаги правым и левым боком вдоль палочек, с высокой частотой движений ног, по окончанию палочек оббегаем их и двигаемся в обратную сторону, вдоль следующих палочек другим боком. Следующую палочку оббегаем также, после прохождения последней, делаем поворот в сторону изображенных линий. 3. Имитируем приставные шаги правым и левым боком с перешагиванием через лежащие палочки, с высокой частотой движений ног, до середины одним боком, после прохождения середины, делаем упражнения другим боком. По окончанию выполнения упражнений возвращаемся на исходную позицию. (Баллы: прохождение «квадрата» с максимально возможной частотой движений ног и высокой амплитудой, слаженной работе группы 8-10 баллов; прохождение «квадрата» со средней частотой движений ног и средней амплитудой, при слаженной работе группы 6-7 баллов; прохождение «квадрата» с низкой частотой движений ног и низкой амплитудой, при отсутствии слаженной работы группы 4-5 баллов.).
Приложение 4
МПУ = ВДА (ученика): ВУ x 100 %
где МПУ – моторная плотность урока;
ВДА–время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).
Примерные величины МПУ физкультуры
Тип урока | Моторная плотность |
1. Вводный | 10 – 40 % |
2. Ознакомление с новым материалом | 20 – 40 % |
3. Разучивание нового материала | 30 – 50 % |
4. Закрепление и совершенствование нового материала | 50 – 80 % |
5. Контрольный | 40 – 50 % |
6. Комбинированный | 40 – 60 % |
7. Соревнование | 50 – 90 % |
8. Сюжетный (сказка, путешествие) | 30 – 60 % |