Великолепная семёрка
Харченко Светлана Николаевна
Учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа №4»
г. Лисаковск, Костанайская область, Казахстан
Лингвистическая игра по русскому языку для 5-х классов «Великолепная семерка»
Цель: развивать интерес к русскому языку как национальному языку; воспитывать интерес к предмету «Русский язык»; развивать правильную речь учащихся, логическое мышление; закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка; расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Оборудование: записи на доске, листочки с заданиями к конкурсам; презентация.
Сведения об игре
Игра проводится между командами пятых классов. Состав команды – 7 человек.
От каждой команды 5 человек – группа поддержки. Команды сидят друг против друга.
Представление команд
Вступление
Ведущий .
Здравствуйте, сегодня мы проводим лингвистическую игру по русскому языку среди учащихся пятых классов. Вы знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, как велик и богат наш русский язык.
Любая игра начинается с разминки. Сейчас вы должны показать, какая вы дружная команда, поэтому первый конкурс называется «Дружная семейка».
- Конкурс «Дружная семейка» – 4 балла
На каждую букву написанных по вертикали слов («труд») подберите дружную семейку. Кто быстрее подберет дружную семейку, тот и победитель.
Слова написаны на листе бумаги, количество букв соответствует количеству участников, дети по очереди подбегают, пишут слова.
Для 1 команды «капитан» Для 2 команды «корабли»
- Конкурс « Редактор» – 5 баллов
Представители команд должны собрать текст из отдельных предложений, то есть наклеить предложения в правильном порядке на лист бумаги. Затем один человек от каждой команды прочитает этот текст вслух.
Для команды 1
Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди. Голова сказала: «Разойдемся!» И хвост оторвался от головы и пополз вперед.
Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».
Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».
Для команды 2
У одногоотца было два сына. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам». Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам».
Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду.»
Задание для болельщиков «Фонетические головоломки» -5 баллов
Я – травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение – И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис) | Я – сборник карт: от ударения Зависят два моих значения. Хочу – преображусь в название Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас – атлас) |
Мы – для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй – ка, поставь – ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами!
(Козлы – козлы)
- Конкурс « Найди лишнее» – 5 баллов
Условия игры: каждой команде называется по четыре предмета. Игроки должны объяснить, почему одно слово является «ЛИШНИМ’).
Для команды 1
- Существительное, прилагательное, глагол, союз.
- Дождь, снег, град, луна.
- Земля, серая, желтая, зеленая.
- Увидеть, покрасить, краска, добежать.
- Белый, белизна, белеет, белка.
Для команды 2
- Тетрадь, книга, дневник, самолет.
- Пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж.
- Касса, маска, тонна, килограмм.
- Ночь, дочь, печь, рожь.
- Вкусный, интересный, искусный, грустный.
- Конкурс «Умеем ли слушать друг друга» 5 баллов
Ведущий вызывает команду к доске и дает задание составить маленький рассказ.
Каждый должен произнести по одной фразе. Первый участник называет предложения. Второй называет первое предложение и свое, стараясь развить заданную тему. Третий повторяет два предложения и говорит третье и т.д.
1 команда тема: «Осень». 2 команда тема: «Лето».
5 Конкурс « В гости к гласным» Сколько слов, столько и баллов
- Ведущий: Вечером ребята собрались на лужайке у костра. Долго разговаривали они с гласными, пели песни, а потом стали играть. Начали гласные. Вот какое нелегкое задание предложили они детям.
На этой картинке десять шаров. На каждом – буква. Здесь и гласные, и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом было не меньше двух гласных.
Какие слова составили дети?
С А М Е Н Л Р О П Т
Конкурс для болельщиков «Веселые тесты – пословицы»
Выбрать окончание пословицы из предложенных вариантов.
1. Гусь свинье … | – друг, товарищ и брат – не спонсор – не товарищ – крыльев не привяжет |
2. Не буди лихо, пока … | – оно тихо – сторож спит – рак на горе не свистнет – овцы целы |
3.Дареному коню … | – сытый – не товарищ – хвост не отрывают – зубы не чистят – в зубы не смотрят |
Конкурс «Отгадай пословицу»
Ведущий 1 Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание отгадать пословицу по двум словам
Ведущий 2. Команда 1, слушайте: «свет», «тьма».
- Ответ. Команда 1. Ученье – свет, а неученье – тьма.
- «труд», «лень».
- Ответ. Труд кормит, а лень портит,
Ведущий 1. Слова для команды 2: «встречают», «провожают».
- Ответ. Команда 2 По одежке встречают, по уму провожают.
- «погибай», «выручай».
- Ответ. Сам погибай, а товарища выручай.
Подведение итогов
- Награждение победившей команды