Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Природа радиоактивных излучений. Радиоактивные превращения

Максимов Николай Юрьевич
учитель физики
КГУ «Вечерняя средняя школа при  ЕС 164/3»
г. Петропавловск, Казахстан

Класс: 9                                                         дата:

Тема: “Природа радиоактивных излучений. Радиоактивные превращения”

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: изучить законы радиоактивных превращений

Задачи:

Образовательные:  изучить законы радиоактивных превращений

Развивающие: предметные компетентности, навыки саморазвития, расширение кругозора учащихся

Воспитательные: объективная оценка значения радиоактивности в жизни человека, бережное отношение к своему здоровью, интерес, трудолюбие

Формы работы: работа в парах, фронтальная.

Методы работы: дискуссия, проблемно-поисковый.

План урока:

  • Орг. Момент
  • вводная часть. 
  • Мотивация 
  • Изучение нового материала 
  • Анализ информации 
  • Выводы по работе 
  • Рефлексия 

Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель. Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова:

«Блажен, кто явственно узрел
Хотя бы скорлупу природы».
Гёте.

Всего две строчки из стихотворения Гёте, а какой глубокий в них смысл!
Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их не охотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира.
Вот и вам сегодня предлагается приоткрыть занавес тайны…радиоактивности.
Открыли рабочие тетради. Записали число и тему урока.
Мы продолжаем изучение вопросов, связанных со строением атома и строение ядра. И тема сегодняшнего урока – это «Природа радиоактивных излучений. Радиоактивные превращения».

2 Вводная часть. Сегодня мы займемся поиском истины, поработаем над изучением радиоактивных превращений и их законами. На ваших столах находятся «рабочие листы», в которых вы будете делать записи. Они останутся у вас после урока и будут служить кратким конспектом.

Ну а чтобы подготовиться к сегодняшнему исследованию, выполним тренировочное задание. Оно поможет вам вспомнить некоторые данные о строении частиц и химической связи, которые пригодятся нам в ходе урока.

Слайд 1

Запишите сколько протонов, нейтронов,  электронов содержат данные химические элементы:

1. 17775Re.

2. 17577Ir .

317879Au.

4. 17980Hg.

 Мотивация.

      26 апреля 1986 года ровно 25 лет назад произошла катастрофа на Чернобыльской атомной станции. Город Припять стал зоной отчуждения, покинутой людьми.   Это территория оккупированная радиацией, оставленная человеком, зона отчуждения.

Явление радиоактивности

Именно данное явление будет служить объектом нашего сегодняшнего исследования.

Что вы знаете об этом явлении? Каково Ваше отношение к нему?

Полемика → Обобщение полученных данных

Чего больше: позитива или негатива от информации об этом явлении?

Негатива

В чем же, на ваш взгляд, проблема?

Почему, не смотря на все неприятности, сопутствующие явлению радиоактивности, люди все равно широко используют его?

По мере продвижения нашей работы мы будем заполнять логико-смысловую модель, которая заменит вам краткий конспект. Ватман+маркер

Внесем в ее центр проблемный вопрос, который нам предстоит решить «Почему люди используют радиоактивность

Предлагаю сформулировать цель нашего исследования.

Цель и задачи формулируют школьники

Цель: Изучить явление радиоактивности и его значение для человека.

А теперь сформулируем задачи, которые служат этапами нашей работы.

Рассмотреть понятие радиоактивность.

2) Рассмотреть виды радиоактивности

3) Сформировать представление о типах радиоактивного распада.

4) Ознакомиться с областями применения радиоактивности.

5) Определить значение радиоактивности для человека.

III. Решение проблемы

Чтобы решить данную проблему, нам придется решить несколько проблемных задач.

Для того, чтобы решить нашу первую задачу – сформулировать определение понятия «радиоактивности», – нужно вдуматься в смысл самого термина. Попробуем раскрыть его этимологию. Из каких двух основ состоит данное слово?

РАДИО АКТИВНОСТЬ Слайд 4

«radiare» – лат. испускать, лучи

Активность – само за себя говорит.

В каком случае вещество, атом что-то испускает?

Если он распадается.

Обратите внимание на второе значение латинского слова «radiare» – лучи.

Радиоактивность – это самопроизвольный распад ядер атомов с испусканием элементарных частиц

Вывод: определение всегда кроется в смысле самого понятия. Слайд 5

Открытие радиоактивности произошло благодаря счастливой случайности. Беккерель долгое время исследовал свечение веществ, предварительно облученных солнечным светом. К таким веществам принадлежат соли урана, с которыми экспериментировал Беккерель. И вот у него возник вопрос: не появляются ли после облучения солей урана наряду с видимым светом и рентгеновские лучи? Беккерель завернул фотопластинку в плотную черную бумагу, положил сверху крупинки урановой соли и выставил на яркий солнечный свет. После проявления фотопластинка почернела на тех участках, где лежала соль. Следовательно, уран создавал какое – то излучение, которое пронизывает непрозрачные тела и действует на фотопластинку. Беккерель думал, что это излучение возникает под влиянием солнечных лучей. Но однажды, в феврале 1896г., провести ему очередной опыт не удалось из-за облачной погоды. Беккерель убрал пластинку в ящик стола, положив на нее сверху медный крест, покрытый солью урана. Проявив на всякий случай пластинку два дня спустя, он обнаружил на ней почернение в форме отчетливой тени креста. Это означало, что соли урана самопроизвольно, без каких либо внешних влияний создают какое-то излучение. Начались интенсивные исследования.

Вскоре Беккерель установил важный факт: интенсивность излучения определяется только количеством урана в препарате, и не зависит от того в какие соединения он входит. Следовательно, излучение присуще не соединениям, а химическому элементу урану, его атомам. Естественно ученые попытались обнаружить, не обладают ли способностью к самопроизвольному излучению другие химические элементы. В эту работу внесла большой вклад Мария Склодовская-Кюри. Слайд 6

В 1898г М. Склодовская-Кюри и др. ученые обнаружили излучение тория. В дальнейшем главные усилия в поисках новых элементов были предприняты М. Склодовской-Кюри и ее мужем П. Кюри. Слайд 7.Систематическое исследование руд, содержащих уран и торий, позволило им выделить новый неизвестный ранее химический элемент – полоний № 84, названный так в честь родины М. Склодовской-Кюри – Польши. Был открыт еще один элемент, дающий интенсивное излучение – радий № 88, т.е. лучистый. Само же явление произвольного излучения было названо супругами Кюри радиоактивностью.

Как вы думаете, на какие 2 вида делится радиоактивность по своей природе?

Искусственная и естественная (природная).Слайд 8

Слайд 9. Как вы думаете, все ли изотопы химических элементов радиоактивны? Проанализируйте расположение элементов в Периодической системе и определите зависимость между расположением элемента в периодической системе и его радиоактивными свойствами, основываясь на той информации, которой вы владеете.

Число радиоактивных элементов увеличивается к нижней части периодической системы (Sr, Cs, U, Po, Pu).

Вернемся к определению радиоактивности: распад ядер с испусканием элементарных частиц.

Два ключевых понятия: «распад» и «элементарные частицы».

Исходя из типа частиц, которые образуются, распад бывает «альфа» и «бета».

1. При α-распаде ядро теряет положительный заряд 2e и его масса убывает на 4 а.е.м. В результате α-распада элемент смещается на две клетки к началу периодической системы Менделеева:

2. При β-распаде из ядра вылетает электрон, что увеличивает заряд ядра на 1е, масса же остается почти неизменной. В результате β-распада элемент смещается на одну клетку к концу периодической таблицы Менделеева.

– Кроме альфа- и бета-распадов радиоактивность сопровождается гамма-излучением. При этом из ядра вылетает фотон. Слайд №15.

3. γ-излучение – не сопровождается изменением заряда; масса же ядра меняется ничтожно мало.

Химия – удивительная наука. Она позволяет судить о невидимых процессах благодаря моделированию.

Рассмотрим первый тип ядерного распада, что называется, изнутри.

Анимационная модель α – распада (Слайд 10)

В процессе α – распада выделяется ядро атома гелия, содержащее 2протона и 2 нейтрона.

Для того, чтобы составить общую схему α – распада, проанализируем, что происходит с ядром исходного изотопа.

Его заряд уменьшается на 2 единицы, масса – на 4 единицы.

Дописать схему (стр. 7).

На основе полученной схемы составьте продукт следующей реакций:

Ra226 → He24 + Rn222

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54c1cd030d13e/urok-iestiestviennaia-radioaktivnost-zakon-radioaktivnogho-raspada_2.png
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54c1cd030d13e/urok-iestiestviennaia-radioaktivnost-zakon-radioaktivnogho-raspada_3.png

Рассмотрим модель β-распада.

Анимационная модель β-распада (Слайд 11).

В процессе β-распада выделяется электрон.

Составьте самостоятельно схему данного распада в общем виде (стр. 7).

Заряд ядра исходного атома увеличивается на 1 единицу, масса остается неизменной.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54c1cd030d13e/urok-iestiestviennaia-radioaktivnost-zakon-radioaktivnogho-raspada_4.png
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54c1cd030d13e/urok-iestiestviennaia-radioaktivnost-zakon-radioaktivnogho-raspada_5.png

И(и)qm → e + И(к)

Составьте продукт реакции:

Cs138 → e + Ba138

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54c1cd030d13e/urok-iestiestviennaia-radioaktivnost-zakon-radioaktivnogho-raspada_6.png
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54c1cd030d13e/urok-iestiestviennaia-radioaktivnost-zakon-radioaktivnogho-raspada_7.png

Рассмотрим «бета+» распад. Слайд 12

В процессе β-распада выделяется позитрон.

Составьте самостоятельно схему данного распада в общем виде (стр. 7).

Заряд ядра исходного атома уменьшается на 1 единицу, масса остается неизменной.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54c1cd030d13e/urok-iestiestviennaia-radioaktivnost-zakon-radioaktivnogho-raspada_8.png
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54c1cd030d13e/urok-iestiestviennaia-radioaktivnost-zakon-radioaktivnogho-raspada_5.png

И(и)qm → e + И(к)

Составьте продукт реакции:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54c1cd030d13e/urok-iestiestviennaia-radioaktivnost-zakon-radioaktivnogho-raspada_10.png
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54c1cd030d13e/urok-iestiestviennaia-radioaktivnost-zakon-radioaktivnogho-raspada_11.png
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54c1cd030d13e/urok-iestiestviennaia-radioaktivnost-zakon-radioaktivnogho-raspada_12.png

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какой тип излучения (α или β) более опасен для организма человека и почему?

(Подсказка: сравните проникающий эффект тяжелого большого мяча и пули)

Полемика

Ядра атома гелия тяжелые, поэтому данный вид излучения имеет низкую проникающую способность и может задерживаться несколькими сантиметрами воздуха. Держать источник α-излучения в руках не опасно даже для кожи. Единственную угрозу большого количества α-лучи представляют при вдохе (при непосредственном попадании в организм).

Бета – частицы двигаются с огромной скоростью, масса их мала, поэтому их проникающая способность гораздо выше, и они представляют угрозу для кожи человека.

Ядра изотопов, полученных в результате ядерного распада, как правило, нестабильны и подвержены дальнейшему распаду.

Могу сказать теперь следующее: совершенно определенно стало ясно, что реакции, в результате которых образуются новые химические элементы, и при этом еще образуются какие-то новые излучения и другие химические элементы, получило название ядерных реакций.



Мы приближаемся к концу нашего исследования.

IV. Анализ информации

Попробуем соотнести все «за» и «против» ядерных реакций.

Заполняем два столбика: условные «за» и «против». (Слайд 15)

2 мин. Работа в парах. Сбор информации.

Анализ, заполнение столбиков (сначала на основе информации от учеников, потом следует дополнение учителя).

ЗА ПРОТИВ
Атомные электростанции – самые экологически чистые и экономически выгодные. Использование меченных атомов в медицине – Соединения, содержащие метку, могут вводиться в организм в виде раствора в виде инъекций или с пищей. По радиационному излучению врач определяет, правильным ли образом элемент распространяется в организме. Сo58 – степень поглощения витамина В12. Fe59 – скорость образования эритроцитов. H3 – количество воды в организме и усвоение витамина D. – Изотопы позволяют обнаружить опухоли разных органов, концентрируясь в местах быстро растущих клеток. Tc99 – опухоль мозга. P32 – опухоль костей. Изотопы способны убивать быстрорастущие клетки раковой опухоли. Cs137 – мелкие, Sr90 – глазные, Ir192 – глубоко расположенные. – Рентгеновские снимки Sr85 Использование меченных атомов в промышленности, научных исследованиях Стерилизация медицинского оборудования, разрушение микроорганизмов в пище, стерилизация мяса (Co60). Использование меченных атомов в научных исследованиях. Вспомните, какие основные задачи ставили перед собой алхимики. Получение «философского камня» и «эликсира жизни». Проблема получения золота из атомов других элементов была решена немецкими физиками в годы II мировой войны путем ядерной реакции. Какой изотоп был взят за основу для получения изотопа Au198? Tl202 → He+ Au Как вы думаете, почему ученые отказались от промышленного производства золота указанным путем? Во-первых, в ходе данной реакции был получен радиоактивный изотоп золота. Угроза аварий АЭС При облучении опухолевых клеток могут пострадать другие клетки. При медицинских обследованиях человек получает незначительную дозу облучения. Облученные продукты питания могут содержать радиоизотопы. Опасность радиоактивных отходов. Во время курения происходит сухая перегонка табака, выделяющая большое число токсичных веществ. В 1964 году американские химики установили, что в табачном дыме в небольших количествах содержится радиоактивный полоний Po216. От пачки сигарет курящий человек получает дозу радиоактивного облучения, превышающую норму в 4-5 раз. В первую очередь он поражает горло и легкие, а, распадаясь, образует Pb, накапливающийся в печени. Составить уравнение реакции Po → … + Pb(He)

Предлагаю отделить факты от эмоциональных оценок.

Что, на ваш взгляд, нельзя изменить: использование радиоактивности или вред, наносимый ею?

Во многом вреда можно избежать, если относиться к данному процессу грамотно и аккуратно.

Каким образом можно уменьшить воздействие радиации на организм человека?

V. Выводы

Какую роль может играть человек в уменьшении получаемой дозы радиоактивного облучения, занимая ту или иную позицию?

Почему, невзирая на все последствия, человечество продолжает активно использовать радиоактивность?

Потому что значение велико для человека, а последствий можно избежать при правильном подходе, использовании и образе жизни.

VI. Рефлексия.  «Мясорубка, Чемодан, Корзина»



Скачать разработку полностью

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *