Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Открытый урок “Развитие духовности и общей культуры через развитие образно- музыкального мышления”

Хайнце Татьяна Ивановна,
учитель фортепиано
ДШИ г.Житикара,
Костанайская область,Казахстан

Цель урока: показать на практике методы работы с начинающими учениками на занятиях по классу фортепиано, способствующие развитию музыкального мышления ребёнка.

 

Задачи:

1.Изучение нотной грамоты, постановка рук, приобретение исполнительских навыков;

2.Развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности, эмоциональной и волевой сфер личности, создание мотивации к получению знаний и навыков для достижения цели;

3.Воспитание устойчивого интереса к занятиям, любви к искусству во всех формах, укрепление связи ребёнка с педагогом, формирование художественно- эстетического вкуса.

 

Дидактический материал: иллюстрации а  «Детскому альбому» П.И. Чайковского, наглядный материал для игры « Едет, едет паровоз»-

Картинок «Зоопарк»; схемы- обращений трезвучий-

«Гимнасты», «Снеговики».

 

Используемый музыкальный материал:

П.И.Чайковский: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Старинная французская песня», Полька», «Итальянская полька», «Сладкая грёза»,

Т.Смирнова: «Едет, едет паровоз».

 

 

Введение

 

Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми. Конечно, основополагающее условие – желание самого ребёнка научиться играть на фортепиано и его готовность к обучению. Особенно с маленькими детьми: нужно быть очень чутким педагогом. Их обучение больше походит на приятный досуг – как игра с игрушками или любимая книжка. Каждый урок – маленький спектакль, где творцом является сам ученик с подачи педагога.

Развивая эмоциональный мир ребенка, а через игру – и его артистические способности, мы без особых усилий изучаем нотную грамоту, занимаемся постановкой рук и приобретением пианистических навыков. Маленький пианист легко включается в любую игру, одушевляет (и иллюстрирует это на инструменте) любые предметы и образы.

Мы рассказываем сказки и сочиняем истории, слушаем музыку и рисуем её. Важно, чтобы развивалось образно-музыкальное мышление, эмоциональная сфера. Без этого человек не может состояться, как творческая личность. Очень важно, особенно на начальном этапе обучения, чтобы маленький пианист ощущал постоянную радость от занятий, эмоциональную включенность в живой процесс созидания. Все это можно назвать развитием мотивации, как сейчас принято говорить.

 

                                                          Ход урока

Учитель:

Сегодня на нашем открытом уроке мы будем говорить о важном элементе человеческой психики – образном мышлении, и о том, как способствуют его развитию у ребёнка занятия на музыкальном инструменте.

Логическая цепочка проста: реальность, которую мы воспринимаем как «образы»; наполнение этих образов смыслом, содержанием – наше образное мышление, а эмоциональное восприятие этих, наполненных смыслом образов и есть духовность, – то чего в нашей жизни сейчас так не хватает.

Мы хотим, чтобы наши дети разумно относились к окружающей действительности, могли интеллектуально переосмыслить происходящее в мире, эмоционально воспринимали произведения искусства. Поэтому очень важно то, какие положительные образы с подсказки педагогов будут сформированы в ребенке.

Образное мышление доступно человеку, у которого развито художественное восприятие мира, развита фантазия и способность к творчеству. На занятиях по фортепиано ребёнок имеет прекрасную возможность развивать при помощи педагога свои творческие способности.

И здесь очень важно сделать эти занятия для малыша радостью.

Постановка руки, приобретение навыков и закрепление знания клавиатуры требуют неоднократных повторов, необходимо подключать фантазию ребенка, чтобы из урока в урок не повторяться.

Хочу пригласить Вас в наш маленький музыкальный театр, где мы сочиняем сказки, весёлые и грустные истории, и посредством звука воплощаем их в жизнь. У каждой истории есть свой режиссёр.

Представляю вам главного режиссёра истории «Первые подснежники» – Ахматвалиева Салтанат. Девочка занимается месяц, подготовки никакой не имела. Актёры, исполняющие роли – это наши пальчики (ученица делает «пальчиковую гимнастику» для кончиков пальцев). Роль автора и помощника досталась мне. Итак…

Первые подснежники (история в звуках).

Учитель:

Расставим «декорации» (ученик 3-ми пальцами каждой руки «ставит» названные звуки): «дом на поляне» – до-ми второй октавы, «лес» – октава: до первой октавы – до малой октавы, «бугорок» – соль малой октавы. Действующие лица: роль Мамы исполняет левая рука, роль Дочки – правая (ученица показывает). Начинаем…

Первый день. Пришла весна, пригрело солнышко, и в лесу из-под снега стали появляться первые подснежники (ученица несколько раз каждой рукой показывает, как поднимают голову подснежники; кисть мягко опущена – упражнение для кисти). На поляне, рядом с лесом, стоит дом лесника (ученица ставит обе руки в «дом на поляне»). Утром Мама собралась в лес за подснежниками. Дочка попросила взять её с собой. Они стали разговаривать (пропеваем слова и играем их «разговор» 3-м пальцем на двух клавишах по очереди – упражнение для постановки руки на третий палец):

Дочка: «Завтра к нам приедет Настя».

Мама: «С ней её подружка Джейн».

Дочка: «За подснежниками сходим?»

Мама: «Одевайся потеплей».

Они достают с антресоли корзинки (ученица мягко поднимает руки вверх, как бы пытаясь достать сверху что-то, движение от плеча вверх и плавно вниз, обе руки вместе – упражнение для плечевого пояса) и отправляются в путь. Мама идёт медленно (ученица показывает мамины шаги – обозначаем «пульс» в тетради, получаем понятие «пульса»). А маленькая Дочка не может ещё так широко шагать, и на каждый мамин шаг делает два шажка (ученица показывает шаги Мамы и Дочки вместе – прописываем в тетради под «пульсом» ритм, получаем понятие ритма; позже можно ритмически варьировать шаги Дочки). И вот они вместе отправились в лес (ученица играет их «шаги» к «лесу» – гамма до мажор вниз на одну или две октавы, 3-ми пальцами обеих рук позже используем аппликатуру гаммы). Идут они очень аккуратно, чтобы не промочить ноги (ученица играет ещё раз, стараясь сформировать ладонь – совершенствуем постановку рук). Они – в лесу. Чтобы осмотреться, Мама и Дочка поднимаются на «бугорок» (ученица играет их «топтание» на одном месте – постановка на разные пальцы, понятие игры на месте, начальный вариант репетиций).

Кто первый увидел цветок? Мама и Дочка начинают собирать подснежники и дают им имена: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си (педагог называет цветы от лица Мамы, а ученица делает то же самое от лица Дочки и берет последовательно все названные ноты; движения дугообразные, постановка поочередно на 2-й, 3-й, 4-й пальцы – постановка рук на разные пальцы, закрепление знания клавиатуры; позже можно собирать сразу по два цветка, терциями – подготовка аккорда). Одна корзина для Насти собрана. Осталось собрать подснежники для Джейн, которая приехала из Европы и плохо знает русский язык. Мама предложила называть цветы английскими буквами: A,B,C,D,E,F,G (узнаем буквенную систему обозначения нот). Собираем цветы для Джейн аналогичным образом. Обе корзины собраны, можно отправляться домой. На обратном пути Мама с Дочкой поменялись местами (дорога домой – гамма до-мажор вверх, теперь «пульс» в другой руке, позже используем аппликатуру гаммы). Вот и добрались до дома. Теперь можно отдохнуть.

Второй день. На следующее утро Мама встала рано, взяла санки и пошла в лес за хворостом. Сегодня будет праздничный обед к приезду гостей, и понадобится много дров. Она идет быстро, так как через час на опушке леса её должна встретить Дочка (Мама «идёт в лес» быстро – ученица играет гамму до-мажор вниз на октаву, используя с 1-го по 4-й пальцы). Вот и лес. Дальше Мама идет, наклоняясь за каждой веточкой (ученица «ходит по лесу», по две ноты legato вниз от до первой октавы – до до малой октавы). Собрав целую охапку хвороста, мама укладывает ее на санки (ученица показывает вязанку дров – 1-м и 5-м пальцами берет квинту «до-соль»). Не удалось сразу уложить хворост, поправляем (квинта «ре-ля»). Ну вот, можно ехать домой. Санки тяжёлые, и Мама медленно тащит их по снегу (ученица «везёт санки» – играет одну октаву legato 1—4 пальцами). На опушке леса Маму ждет Дочка. Они вместе берут санки и везут домой (ученица играет гамму в терцию, сохраняя соотношение шагов; штрихи: Мама – legato, Дочка – non legato). Вот они и добрались до дома. Теперь можно немного отдохнуть, а после они вместе будут готовиться к приезду гостей.

На сегодня рассказ окончен.

Озвучивание сказки включило: упражнения для кисти и плечевого пояса; гимнастику для пальцев; постановку руки на 1,2,3,4 пальцы; изучение движения вверх, вниз, на одном месте; ориентацию на клавиатуре; теоретический материал – «пульс», ритм, соотношение четверти и восьмых; графическое изображение и знакомство с буквенной системой обозначения нот; совершенствование координации рук; штрихи non legato и legato; движение в терцию.

В дальнейшем появится много нового для ученицы, но всё будет связываться с ее образным восприятием действительности и соотноситься с возрастом.

Учитель:

А сейчас творческое задание. Салтанат хочет задать Вам музыкальную загадку: К нам в зоопарк едут слоны и медведи, зайцы и белки, змеи и больные зверушки.

«Паровоз, паровоз,

Слышен стук его колёс.

Ты кого, паровоз,

В зоопарк к нам привёз?»

(Педагог показывает ученице поочередно четыре картинки, изображающих вагончик с разными зверями, так, чтобы зал их не видел. Ребёнок играет пьесу четыре раза, каждый раз стараясь передать образы животных на картинке. Затем гости на уроке отгадывают, какие зверушки сейчас едут в вагончике. «Зоопарк в вагонах»: слоны и медведи – медленно, громко, штрих non legato; зайцы и белки – подвижно, легко, подпрыгивая; больные зверюшки – эта же пьеса исполняется в миноре; змеи – медленно, штрих legato.

На этом примере хорошо видно, что активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки, сказывается на творческом процессе исполнения. Только тогда, когда дети научатся по-настоящему слушать музыку и размышлять о ней, она сможет играть в их жизни роль эстетическую, познавательную и воспитательную. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.

Учитель:

А сейчас разрешите представить режиссёра циркового шоу Снеговиков – Дашу Ершову. Ученице 7 лет.

В её цирковой программе работает семь Снеговичков. Дашенька, представляй артистов, которые пришли сегодня на репетицию (педагог называет их: A, E, D, C, F, G, а ученица играет трезвучия двумя руками. Am, C, Dm, Em, F, G). Отлично, почти все в сборе! Нет только кого? Снеговичка В. А кто из артистов пришёл на репетицию невесёлый? (Ученица называет буквы, обозначающие минорные трезвучия: A, D, E.) С таким настроением нельзя работать. Что нужно для того, чтобы они повеселели? (Ученица предлагает их покормить – изменить среднюю ноту). Ну что ж, пусть пропоют свои партии и отправляются подкрепиться в буфет (ученица играет 3-им пальцем сначала правой, потом левой руки разложенные трезвучия). Наши артисты репетируют очень сложные кувырки. Их нам покажут Снеговички F и G (ученица играет двумя руками короткие разложенные трезвучия с обращениями). А ещё Снеговички учатся танцевать. C, ты готов показать движения польки? (Ученица играет двумя руками фактуру аккомпанемента польки). А вот вернулись из буфета наши артисты. Ну-ка покажитесь! (Ученица играет мажорные трезвучия A, D, E двумя руками.) Прекрасно! Снеговичок A танцует вальс со своими друзьями (ученик играет двумя руками фактуру аккомпанемента вальса). Все молодцы! На сегодня репетиция окончена.

Озвучивание «Шоу Снеговиков» включило: знакомство с аккордами: мажорным и минорным трезвучием, их обращениями. Знакомство с фактурой аккомпанемента польки и вальса, с 2-х и 3-х дольным размером.

Еще одно творческое задание для обеих девочек.

Педагог показывает иллюстрации из «Детского альбома» П.И Чайковского и предлагает к ним музыкальные отрывки в своем исполнении. Дети вслух рассуждают, о чём рассказывают картины. Какое настроение у каждой из них? Какие преобладают краски? Есть ли движение на картине и как оно изображено? Затем педагог играет пьесу («Болезнь куклы». «Новая кукла», «Старинная французская песенка», «Полька», «Сладкая грёза») и предлагает подобрать картину, отражающую настроение музыки. Это задание выполняют обе ученицы вместе,  рисунки подбираются совершенно точно.

   Учитель:

Спасибо, девочки, вы были настоящими режиссёрами, а ваши артисты очень старались.

Уважаемые. Коллеги!  Вы сами только что видели: когда ребёнок понимает содержание произведения, увлекается поэтическим образом, то у него появляется горячее желание его исполнить, а значит, и мотивация к получению знаний и умений для этого.

 

                                           Заключение

Музыкальное произведение, говоря современным языком – это информационная структура, а практическое музицирование – механизм обработки этой информации. Поэтому подобная практика очень важна.

В заключение хочу сказать: ребенок может и не посвятить свою жизнь искусству, но внимание к его внутреннему миру и эмоционально-образному развитию со стороны родителей и преподавателей, обязательно приведёт к духовности, к внутренней культуре и интеллекту, творческому мышлению. Вырастет разносторонне развитой человек, потенциально – творческий. Будет ли он композитором, исполнителем или просто слушателем, – все его действия будут отмечены творческим началом. А грамотное музыкальное образование – один из кирпичиков воспитания чувств.

Скачать

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *