Урок физики в 7 классе “Диффузия в жидкостях и газах”
Ханафина Тотыгуль Батырбековна,
учитель физики
КГУ СШ№3 г.Тайынша,
Северо-Казахстанская область,Казахстан
Цели:
- формирование знаний о явлении диффузии, формирование понятия о скорости протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; выяснение условий, влияющих на быстроту протекания диффузии.
Задачи:
- В целях развития научного мировоззрения учащихся показать роль физического эксперимента и наблюдений в физике.
- Развивать умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять и обобщать результаты экспериментов.
- Развитие коммуникативных способностей учащихся, при работе в группах.
- Воспитывать познавательный интерес, любознательность, активность, аккуратность при выполнении заданий, интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и материалы для учащихся:
- Для 1 группы – 2 кружки, емкость с холодной и горячей водой, 2 куска сахара.
- Для 2 группы – 2 кружки, ложка, секундомер, емкость с водой, мензурка, 2 пакетика чая.
- Для 3 группы – кристаллы марганцовки или краски, восковая пластина, нож для пластилина
- Для 4 группы – молоко, краски, жидкое мыло.
- Для каждой группы карточка с заданием для проведения эксперимента и карточка для записи результатов.
Оборудование и материалы для учителя:
Для демонстрационных опытов: Емкость с водой, краска, кисточка.
Для фронтальной работы с классом: АРМ учителя (компьютер, мультимедийный проектор, доступ к сети Интернет).
План урока:
- Организационный момент (4мин).
- Актуализация знаний (15мин).
- Работа в группах (15мин).
- Закрепление (5мин).
- Домашнее задание (2мин).
- Итоги урока (4мин) .
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Ранее мы познакомились с явлением которое играет очень важную роль в природе. Это явление мы с вами встречаем на каждом шагу, не задумываясь об этом. Для того, чтобы углубить свои знания , мы проведем серию экспериментов, а в некоторых из них вы сами выступите в качестве ученых-экспериментаторов.
- Актуализация знаний.
Чтобы узнать тему урока, разгадаем кроссворд:
- Один из этапов научного метода познания.
- Прибор для измерения длины или расстояния.
- Наука о явлениях природы.
- Одна из основных характеристик тела.
- Наименьшая частица вещества, сохраняющая все его свойства.
- Процесс экспериментального определения физической величины.
- Единица измерения массы.
- Наука о строении и свойствах вещества.
1 | н | а | Б | л | ю | д | е | н | и | Е | |||
2 | л | и | н | е | й | К | А | ||||||
3 | ф | и | з | и | К | А | |||||||
4 | ф | о | р | м | А | ||||||||
5 | м | о | Л | е | к | у | л | а | |||||
6 | и | з | м | е | р | Е | Н | и | е | ||||
7 | к | и | л | о | г | Р | А | м | м | ||||
8 | х | И | м | и | я |
- Диффузия– явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого.
- Причина диффузии– это беспорядочное движение молекул.
- Работа в группах.
А теперь я предлагаю вам самим стать экспериментаторами и поработать в группах. Каждая группа получит задание на карточке (приложение 1), в котором описана последовательность исследования. Результаты, полученные в ходе выполнения опытов, также записываются на карточке для записи результатов (приложение 2).
№ | Задание | Описание. | Вывод. |
1 | Выясните, при каких условиях диффузия происходит быстрее. | Возьмите две кружки, налейте в них одинаковое количество холодной воды. В каждую кружку поместите одновременно по кусочку сахара. Включите секундомер в момент начала перемешивания.
В кружке №1 воду не перемешивайте. В кружке №2 воду перемешивайте с помощью ложки. Измерьте время заваривания чая в кружках №1 и №2. Запишите полученные результаты на карточке. На основании результатов опыта сделайте вывод о зависимости быстроты растворения сахара от перемешивания. Поясните ответ. |
При дополнительном перемешивании веществ диффузия протекает быстрее, так как молекулы движутся с большей скоростью. |
№ | Задание | Описание. | Вывод. |
2 | Выясните, при какой температуре диффузия происходит быстрее. | Возьмите 2 кружки. Налейте в одну кружку холодную воду, во вторую – столько же горячей.
Одновременно опустите в каждый стакан по одному пакетику чая. Включите секундомер в момент начала опыта. Измерьте время заваривания чая в каждом стакане. Запишите полученные результаты на карточке. Сделайте вывод о зависимости быстроты протекания диффузии от температуры вещества. Поясните ответ. |
Чем выше температура вещества, тем выше скорость движения молекул и тем быстрее протекает диффузия. |
№ | Задание | Описание. | Вывод. |
3 | Выясните, при какой температуре диффузия происходит быстрее. | Возьмите 2 кружки. Налейте в одну кружку холодную воду, во вторую – столько же горячей.
Одновременно опустите в каждый стакан шепотку марганцовки. Включите секундомер в момент начала опыта. Измерьте время растворения марганцовки в каждом стакане. Запишите полученные результаты на карточке. Сделайте вывод о зависимости быстроты протекания диффузии от температуры вещества. Поясните ответ. |
Чем выше температура вещества, тем выше скорость движения молекул и тем быстрее протекает диффузия.
|
№ | Задание | Описание. | Вывод. |
4 | Рисуем на молоке | Налейте в блюдце молоко. С помощью кисточки нанесите разные оттенки краски на молоко. Возьмите ватную палочку и проведите им по жидкому мыло затем рисуйте им на молоке. | Краски разных оттенков перемешаются между собой благодаря явлению диффузии. |
А теперь давайте посмотрим диффузию в газах. Вашему вниманию видеоклип.
- Закрепление.
Ребята, вы молодцы. По результатам своих опытов сделайте вывод – в каких веществах может происходить диффузия?
Диффузия происходит в твердых, жидких и газообразных телах.
Тогда другой вопрос – в каких веществах диффузия протекает быстрее всего, а в каких – медленнее?
Быстрее диффузия происходит в газах, медленнее всего – в твёрдых телах.
- Домашнее задание.
- Итоги урока.
Наш урок подходит к концу. Какое новое явление мы сегодня изучили? Почему оно происходит?
Используемые источники:
- Гуревич А. Е. Основы физики и химии. 5-6 класс. Учебник для общеобразоват. школ. – М.: Дрофа, 2009 г.
- Перышкин А.В. Учебник физики для 7 класса. – М.: Дрофа, 2010 г.
- Генденштейн Л. Э. Учебник физики для 7 класса. – М.: Мнемозина, 2010 г.
- http://school-collection.edu.ru/ Физика. 7-9 классы/ Часть 1, пункт 2, урок 4.
- http://1september.ru
Лукашик В. И. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2003 г.