Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Урок физики в 7 классе “Диффузия в жидкостях и газах”

Ханафина Тотыгуль Батырбековна,
учитель физики
КГУ СШ№3 г.Тайынша,
Северо-Казахстанская область,Казахстан

Цели:

  • формирование знаний о явлении диффузии, формирование понятия о скорости протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; выяснение условий, влияющих на быстроту протекания диффузии.

Задачи:

  • В целях развития научного мировоззрения учащихся показать роль физического эксперимента и наблюдений в физике.
  • Развивать умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять и обобщать результаты экспериментов.
  • Развитие коммуникативных способностей учащихся, при работе в группах.
  • Воспитывать познавательный интерес, любознательность, активность, аккуратность при выполнении заданий, интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: комбинированный.

 

Оборудование и материалы для учащихся:

  • Для 1 группы – 2 кружки, емкость с холодной и горячей водой, 2 куска сахара.
  • Для 2 группы – 2 кружки, ложка, секундомер, емкость с водой, мензурка, 2 пакетика чая.
  • Для 3 группы – кристаллы марганцовки или краски, восковая пластина, нож для пластилина
  • Для 4 группы – молоко, краски, жидкое мыло.
  • Для каждой группы карточка с заданием для проведения эксперимента и карточка для записи результатов.

 

Оборудование и материалы для учителя:

Для демонстрационных опытов: Емкость с водой, краска, кисточка.

Для фронтальной работы с классом: АРМ учителя (компьютер, мультимедийный проектор, доступ к сети Интернет).

 

План урока:

  1. Организационный момент (4мин).
  2. Актуализация знаний (15мин).
  3. Работа в группах (15мин).
  4. Закрепление (5мин).
  5. Домашнее задание (2мин).
  6. Итоги урока (4мин) .

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Ранее мы познакомились с явлением которое играет очень важную роль в природе. Это явление мы с вами встречаем на каждом шагу, не задумываясь об этом. Для того, чтобы углубить свои знания , мы проведем серию экспериментов, а в некоторых из них вы сами выступите в качестве ученых-экспериментаторов.

 

  1. Актуализация знаний.

Чтобы узнать тему урока, разгадаем кроссворд:

  1. Один из этапов научного метода познания.
  2. Прибор для измерения длины или расстояния.
  3. Наука о явлениях природы.
  4. Одна из основных характеристик тела.
  5. Наименьшая частица вещества, сохраняющая все его свойства.
  6. Процесс экспериментального определения физической величины.
  7. Единица измерения массы.
  8. Наука о строении и свойствах вещества.
1 н а Б л ю д е н и Е      
         2 л и н е й К А    
          3 ф и з и К А    
          4 ф о р м А      
5 м о Л е к у л а          
         6 и з м е р Е Н и е
         7 к и л о г Р А м м
  8 х И м и я              

 

  1. Диффузия– явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого.

 

  1. Причина диффузии– это беспорядочное движение молекул.

 

  1. Работа в группах.

А теперь я предлагаю вам самим стать экспериментаторами и поработать в группах. Каждая группа получит задание на карточке (приложение 1), в котором описана последовательность исследования. Результаты, полученные в ходе выполнения опытов, также записываются на карточке для записи результатов (приложение 2).

 

Задание Описание. Вывод.
1 Выясните, при каких условиях диффузия происходит быстрее. Возьмите две кружки, налейте в них одинаковое количество холодной воды. В каждую кружку поместите одновременно по кусочку сахара. Включите секундомер в момент начала перемешивания.

В кружке №1 воду не перемешивайте. В кружке №2 воду перемешивайте с помощью ложки.

Измерьте время заваривания чая в кружках №1 и №2. Запишите полученные результаты на карточке.

На основании результатов опыта сделайте вывод о зависимости быстроты растворения сахара   от перемешивания. Поясните ответ.

При дополнительном перемешивании веществ диффузия протекает быстрее, так как молекулы движутся с большей скоростью.
Задание Описание. Вывод.
2 Выясните, при какой температуре диффузия происходит быстрее. Возьмите 2 кружки. Налейте в одну кружку холодную воду, во вторую – столько же горячей.

Одновременно опустите в каждый стакан по одному пакетику чая. Включите секундомер в момент начала опыта.

Измерьте время заваривания чая в каждом стакане. Запишите полученные результаты на карточке.

Сделайте вывод о зависимости быстроты протекания диффузии от температуры вещества. Поясните ответ.

Чем выше температура вещества, тем выше скорость движения молекул и тем быстрее протекает диффузия.
Задание Описание. Вывод.
3 Выясните, при какой температуре диффузия происходит быстрее. Возьмите 2 кружки. Налейте в одну кружку холодную воду, во вторую – столько же горячей.

Одновременно опустите в каждый стакан шепотку марганцовки. Включите секундомер в момент начала опыта.

Измерьте время растворения марганцовки в каждом стакане. Запишите полученные результаты на карточке.

Сделайте вывод о зависимости быстроты протекания диффузии от температуры вещества. Поясните ответ.

Чем выше температура вещества, тем выше скорость движения молекул и тем быстрее протекает диффузия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание Описание. Вывод.
4 Рисуем на молоке Налейте в блюдце молоко. С помощью кисточки нанесите разные оттенки краски на молоко. Возьмите ватную палочку и проведите им по жидкому мыло затем рисуйте им на молоке.  Краски разных оттенков перемешаются между собой благодаря явлению диффузии.

 

А теперь давайте посмотрим диффузию в газах. Вашему вниманию видеоклип.

  1. Закрепление.

Ребята, вы молодцы. По результатам своих опытов сделайте вывод – в каких веществах может происходить диффузия?

Диффузия происходит в твердых, жидких и газообразных телах.

Тогда другой вопрос – в каких веществах диффузия протекает быстрее всего, а в каких – медленнее?

Быстрее диффузия происходит в газах, медленнее всего – в твёрдых телах.

  1. Домашнее задание.
  2. Итоги урока.

Наш урок подходит к концу. Какое новое явление мы сегодня изучили? Почему оно происходит?

Используемые источники:

  1. Гуревич А. Е. Основы физики и химии. 5-6 класс. Учебник для общеобразоват. школ. – М.: Дрофа, 2009 г.
  2. Перышкин А.В. Учебник физики для 7 класса. – М.: Дрофа, 2010 г.
  3. Генденштейн Л. Э. Учебник физики для 7 класса. – М.: Мнемозина, 2010 г.
  4. http://school-collection.edu.ru/ Физика. 7-9 классы/ Часть 1, пункт 2, урок 4.
  5. http://1september.ru

Лукашик В. И. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2003 г.

Скачать

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *