Разработка урока русского языка “Три склонения имен существительных” 4 класс
Жапенова Карлагаш Кабкаевна,
учитель начальных классов
Тимирязевской общеобразовательной школы-гимназии им. С.Муканова
с.Тимирязево,Тимирязевский район,СКО,Казахстан
Цели урока: познакомить со склонениями имен существительных, сформировать умение распознавать склонения имен существительных, развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас, воспитывать ответственность.
Ход урока.
- Организация урока.
На уроке мы закрепим полученные знания и познакомимся с новой темой. Поэтому вам нужно быть внимательными, активными.
- Актуализация знаний.
1.-Что вы знаете об именах существительных?
-Что такое склонение?
-Как определить склонение имен существительных?
2.На слайде даны словосочетания.
-Что можете сказать о данных парах слов?
-Что такое словосочетание?
-Определите падежи имен существительных.
-Назовите словосочетания в порядке следования падежей. (словосочетания на карточках) работа в парах.
Крик о помощи, бежал по дорожке, шёл с дедушкой, яркое солнце, пришёл на праздник, готовил с осени.
- упражнение в чистописании.
Прописать соединения букв, в написании которых есть погрешности.(образцы показов в тетрадях)
- Работа над новой темой.
(на протяжении урока собирается кластер по теме)
1.На слайде имена существительные с пропущенными буквами. Распределить слова в три столбика: помощь, дедушка, праздник, осень, солнце, дорожка.
1столбик- с парными согласными в корне слова
2 столбик- с непроизносимыми согласными в корне слова
3 столбик- с безударными гласными проверяемыми ударением.
(три ученика работают на листах)
– Какие правила использовали при работе? Какие проверочные слова подобрали?
– выделите окончания, определите род данных имен существительных.
-К какому роду относятся существительные первого столбика? Второго? Третьего? Какие имеют окончания ?
Вывод:
- Сообщение темы урока.
-Итак, тема нашего урока «Три склонения имен существительных». На уроке будем определять склонения имен существительных и , конечно не забывать о грамотном письме.
– Посмотрите внимательно и скажите, какие имена существительные относятся к 1, ко 2, 3 , склонению, какие имеют окончания?
-Значит, как определить склонение имен существительных?
Приведите примеры существительных 1,2,3 склонений.
- Вывод , правило в учебнике.
Обобщите наши рассуждения по плану:
1.Что такое склонение?
2.Какие имена существительные относятся к 1,2,3 склонению?
- Как определить склонение имени существительного?
- IV. Первоначальное закрепление полученных знаний.
- Работа по учебнику.
-Определить склонение имен существительных «цепочкой» 5-6 слов, остальные слова разобрать в парах.
– Какие знания помогли вам определить склонения имен существительных?
- Словарная работа.
На слайде слова: а….ея, п…года, с…рень, обл…ко, ин…й, ур…ган, сев…р, пр…рода, в…сток, м…тель.
-1 вариант- выписать существительные 1 склонения
2 вариант- выписать существительные 2 склонения
3 вариант- выписать существительные 3 склонения
-Как определили склонение имен существительных?
– Составьте небольшой рассказ, используя подчеркнутые слова. Назовите ключевое слова? (природа)
– Я предлагаю записать одно предложение: С севера подул холодный ветер.
– Разберите по членам предложение, укажите склонение и падеж имен существительных.
– Как определить склонение существительного в косвенной форме?
3.Новое понятие. (информация)
– Вам знакомо слово ключ? Какие значения оно имеет?
(В словаре Ожегова написано, что ключ, это то , что служит для понимания чего- нибудь, овладение чем- нибудь.)
Я предлагаю вам слова-ключи. Просклоняйте их. Работа в перфокартах, три ученика на листах выполняют работу и выносят на доску.
К какому склонению относятся слова- ключи? На какую часть слова падает ударение?
– Как вы думаете, зачем нам нужны эти слова- ключи? (с помощью слов-ключей будем проверять безударные окончания имен существительных)
Вывод: Безударные окончания имен существительных можно проверить ударными в том же склонении.
V.Закрепление
Просклонять имена существительные с безударными окончаниями. В этом вам помогут слова- ключи.
1вариант – восток, 2 вариант – сирень, 3- вариант- погода.
-Как вы думаете, одинаковы ли будут окончания в косвенных падежах? От чего зависят окончания?
– Какие слова- ключи использовали, почему?
- VI. Итог урока.
Вписать в карточку нужные слова.
1.Склонение- это изменение имен существительных по __________ .
2.К 1 склонению относятся существительные ____________ рода и имеют окончания __________ .
- Ко 2 склонению относятся существительные ____________ рода и имеют окончания __________ .
- К 3 склонению относятся существительные ____________ рода и имеют окончания __________ .
5.К 1 склонению подставляю слово- ключ __________ , ко 2 склонению подставляю слово-ключ __________ , к 3 склонению подставляю слово- ключ _________ .
VII. Домашнее задание.
Разноуровневые карточки