Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Открытый урок русского языка в 8 классе «Употребление обращений в зависимости от ситуации общения»

Михайлова Елена Валерьевна,
учитель русского языка и литературы,
частная общеобразовательная школа «Исток»
г.Усть-Каменогорск,ВКО,РК

Тип урока: Урок комплексного применения знаний (исследование).

Цель урока: расширение  коммуникативных и культуроведческих  навыков; формирование интереса к исследовательской работе.

Задачи:

  • вырабатывать умение самостоятельно применять знания в комплексе, в том числе обучать отбору, систематизации и оформлению исследовательского материала через речеведческий анализ текста.
  • развивать монологическую речь учеников при воспроизведении материала исследования, при рецензировании ответа.
  • формировать умение извлечения необходимой информации из текстов разного жанра и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);
  • способствовать развитию толерантности, востребованной в современном обществе.

ХОД УРОКА

I Организационный момент

Добрый день!  Откройте тетради и запишите дату. Тему урока мы озвучим и запишем чуть позже.

II Обеспечение мотивации

– В качестве эпиграфа предлагаю вам весьма значимые, на мой взгляд, строки:

Прошу тебя, мой друг, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены…
                                                                                                                 Н. Кузовлева
– Печально, но приходится признать: наш родной язык под угрозой. И его письменные варианты, и даже разговорный. Давайте посмотрим на экран. Перед вами текст письма нашего современника, вашего сверстника. ( Читаем  текст).
Прива!!! как делищи…?, У мну всё стрём., каж день в школу матаюсь, дастала уже.,,(
Всем вечно чёт надо от меня;( надоело ето всё кароч..( Уш в мыслях шутоньки начали появляца, шо до каникул недо живу), Дома ещ эта беда с родками,… Инет,- одно щасте в жизне.., Ну лан, кароч всё как всигда… 🙂
Ну че, тада пиши, еси че так., в аську стучи, как писмецо палучшь Пока ..)
Алеша..)=**BAY*
–  К кому обращено данное письмо? (Обращение отсутствует) Ребята, вам нравится письмо? ( Не очень). Смешно? (Смешно и грустно). Какой стиль использовал автор в данном послании? (Разговорный). К какому жанру относится данное послание? (Скорее, SMS).  Автор назвал этот текст письмецом. По- вашему, это письмо деловое или личного характера? (Личное).

III  Актуализация опорных знаний и умений

– В таком случае, давайте определимся с темой урока. (Учащиеся формулируют тему).

« Употребление обращений в жанрах разговорного стиля: SMS. Личное письмо».
– Теперь обратимся к словарю В.И. Даля, определяя лексическое значение  понятия.

Обращение – «в грамматике: слово или группа слов, которыми называют того, к кому адресована речь».
Письмо — грамотка, уведомление….. письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому.
– Сейчас мало кто пишет письма на бумаге. Их заменили короткие SMS.  А обращение к адресату заменил набираемый номер абонента. Подробнее поговорим об этом.                                                                                                                                5 минут
      IV Творческое применение знаний и умений

– Готовясь к данному занятию, вы получили опережающие задания по группам, по которым проводили небольшие исследования. Пришла пора сделать отчет по проделанной работе!

– Одной из творческих групп было дано  задание: провести исследование  на тему «Общение по СМС». Эта работа проводилась в двух направлениях: 1) изучение публицистики и научно-популярной  литературы по теме;  2) анкетирование, позволяющее  охватить широкий круг опрашиваемых,    получить конкретные ответы на поставленные вопросы (респонденты – учащиеся 4-11 классов, учителя, родители). Приглашаю группу для творческого  отчета.

  Презентационное выступление группы I. «История SMS»,  Анкета «Общение посредством  SMS»,  «Итоги опроса респондентов».

5 минут

– В свою очередь, вторая творческая группа также провела небольшое исследование «Общение людей внутри коллектива школы «Исток».  Участники группы провели  интервью, позволяющее  увидеть  личностные аспекты проблемы, узнать мнение  конкретного человека по данной теме (интервьюируемые – учащиеся средних и  старших классов). А затем составили небольшую  аналитическую справку  по  теме  «Плюсы и минусы SMS-сообщений» с целью выявления особенности языка SMS как новой формы коммуникации с лингвистической и культурной точки зрения.

 Презентационное выступление группы II + фоторепортаж.                                                                                        5 минут

– Спасибо за работу! Продолжаем!

V Применение  знаний и умений в измененных условиях

Задание: написать краткое письмо с обращением к одному из близких (родных) людей.

-Внимание,  прошу обратить внимание на  алгоритм  порядка  составлении письма и памятку  «Знаки препинания при обращении» (розданы каждому ученику)

Время выполнения  5 минут.  

Проверка осуществляется индивидуально.

– Безусловно, достижение научно-технического прогресса постепенно вытесняет роль письма в нашей жизни. Порой действительно проще позвонить по телефону или послать SMS. И все-таки… чего-то не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? Чего?

(- Не хватает обращения по имени – оно заменяется словом «привет!»  Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, держишь его в руках, словно разговариваешь с близким человеком. Письма приятно не только получать, их приятно и писать. В этом есть какая-то тайна,  искренность и доброе отношение, которое так ценно в жизни).

V Рефлексия  настроения и эмоционального состояния.

– Давайте попробуем отразить эти душевные качества в нашей рефлексии: попрошу вас достать свои телефоны и отправить другу другу  SMS о своём настроении на данный момент. Используйте подходящее по случаю обращение.

Работа учащихся с мобильными телефонами.

3 минуты
VI    Упражнения  по отработке навыков

– И все-таки  есть такие ситуации, когда донести информацию может только письмо. Но сделать это может только человек, владеющий этим непростым искусством – искусством писать письма. 
– Умеете ли вы писать письма? Умеете ли верно обращаться к адресату? Безусловно, каждый ответит утвердительно.  Предлагаю познакомиться с особенностями этого жанра, с приемами создания  письма.

Как литературный  жанр эпистола появилась в XVIII веке. Первая русская эпистола написана Тредиаковским. Известны эпистолы Сумарокова и знаменитое «Письмо о пользе стекла» Ломоносова.  Хочу добавить, что,  несмотря на смену времен, традиций, до наших дней сохраняется деление писем на деловые и личные.

О деловых письмах мы будем говорить на следующем занятии. А  вот  основные особенности личного письма:  правильное обращение, эмоциональность,  передача собственных впечатлений и др.  Это письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо.                                                                                                          2 минуты

  1. Словарная работа.

– На  вашему вниманию представлен крошечный словарь, связанный с темой эпистолярного жанра. Прошу вас дать лексическое значение каждому из понятий.

адресат      – тот, кому адресовано письмо, получатель

адресант    – тот, кто пишет письмо, отправитель

постскриптум – приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами P.S., по латыни «после написанного»

здравствуйте – живите и будьте здоровы

до скорого свидания – до скорого свидания

3 минуты

-На следующем слайде представлен план написания личного письма, памятка плана – на вашем столе; к ней вы еще вернетесь в конце урока.

  1. Анализ письма А.С. Пушкина
    – А сейчас давайте обратимся к письму А.С. Пушкина. Сразу хочу обратить ваше внимание на то, что чужие письма читать неприлично. Письма же Пушкина опубликованы, и они для нас – прежде всего произведение искусства, образец для подражания. ( Читаем письмо Пушкина, адресованное другу П.А. Плетневу)

-Не правда ли красивое, изящное, интересное письмо? Назовите адресата и адресанта  письма. (Плетнев – Пушкин).

  1. От какого лица ведется повествование? ( От 1-го лица).
  2. Каким стилем написано письмо? (Разговорный + элементы художественного).
  3. Давайте докажем. Вспомним, в каких ситуациях используется разговорный  стиль речи?
    (-Задача  разговорного  стиля – обмен с близкими людьми информацией, мыслями, чувствами, эмоциями.  Применяется этот стиль в неофициальной   обстановке: в беседах, в дружеских письмах).

5 минут

– Несмотря на то, что это текст разговорного стиля речи, его интересно читать, о нем можно сказать словами Гоголя: «Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения!»

– А теперь вернемся к нашему первому письму. Приятно ли вам было получить такое послание?
( -Нет.  Оно несодержательное и неинтересное, Непонятно, к кому обращается автор).

Практическая работа №3  (работа в парах).  Составьте диаграмму «Фишбоун» по данному письму.

(Как вариант выполнения:

  • Проблема ( трудность прочтения и восприятия текста),
  • причины (сленг, сокращения, обрывчатость фраз),
  • факты и аргументы («стрем», «дастала уже», «ну лан короче…» и др.),
  • вывод (Письмо производит впечатление о пишущем как о человеке недалеком. Речь его пестрит грубыми, просторечными словами. Мы убедились, что через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела).  Не случайно после каждого письма я задавала вопрос об адресанте…)
  • Защита работы.                                                   

4-5  минут

VII Формулирование выводов по изученному материалу

– Итак,  почему же необходимо возрождать эпистолярный жанр?
( Письмо помогает понять характер человека, оценить его личностные качества, т.к. письмо – это не только средство общения, но и способ самовыражения. А самовыражение   является одной из важнейших потребностей человека. Поэтому общайтесь, пишите письма, говорите миру о том, как красиво то, что вы чувствуете, и как интересно то, что вы думаете.)
 И еще: помните, что переписка современников – это документ эпохи. Мне бы хотелось, чтобы вы задумались об э том.

VIII  Рефлексия деятельности

–  В заключении я прошу вас написать мне письмо, в котором попробуете проанализировать то, о чем мы говорили сегодня.  В качестве матрицы используйте памятку по составлению письма. Ученики под тихий аккомпанемент саксофона пишут письма, затем вкладывают их в конверт и отдают учителю.

3.00-4.00 минуты

Скачать

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *