Урок литературного чтения в 4 классе по теме: В. Гауф “Карлик Нос”
Матяш Людмила Алексеевна,
учитель начальных классов
средняя школа им. К.Жубанова
пос. Журын,Мугалжарский район,Актюбинская область,Казахстан
Цель: Проанализировать содержание сказки В.Гауфа ” Карлик Нос”
Сделать вывод о добре и зле.
Задачи: 1 Образовательная :
Завершить работу над сказкой В. Гауфа “Карлик Нос”, закреплять навыки работы с текстом.
- Развивающая:
Развивать навыки чтения, умение ориентироваться в тексте ,развивать устную речь учащихся, мышление, умение сопоставлять, делать выводы.
- Воспитательная:
Воспитывать терпение, умение преодолевать трудности и постигать мудрость жизни.
Оборудование: презентация, таблица «Добро- зло», пословицы, карточки с заданиями.
Тип урока: комплексное применение ЗУН
Методы: словесный, наглядный, поисковый.
Форма работы: фронтальная,самостоятельная в группах, по уровням
Ход урока:
1.Организационный момент
Психологический настрой:
-Здравствуйте все, кто к нам пришел сегодня
-Здравствуйте все, кто верит в добро.
-Здравствуйте все, кто не жалея сил
Делится с другими счастьем своим!
-Давайте и мы поделимся добротой и улыбкой друг с другом.(Улыбнуться и подарить улыбку другому легким дуновением)
- Слово учителя:
В каждом из нас есть маленькое солнце. Солнце – это ДОБРО. Солнце всегда светит и согревает тебя и всех окружающих. Добро придает силы и уверенности в себе , в своих знаниях.
- Эпиграф к уроку:
“Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.” Аль Маали
- Сообщение темы и цели урока:
– Сегодня у нас необычный урок . Урок- детектив. Будет вестись дело о пропаже мальчика Якоба из сказки В.Гауфа “Карлик Нос”
Следствие будут вести «Колобки», им нужны помощники- «Знатоки», а ещё и «Аналитики».
Девиз нашего урока:
«Всё разведать ,всё узнать, лёгких тропок не искать.»
Сейчас мы разделимся на группы .
Колобки- круги, Знатоки – квадраты, Аналитики -треугольники.
- Оформление тетрадей:
Дело начато 2 марта 20016 года (записать число и тему урока)
Покажите свое настроение в начале урока:
Красный цвет – бодрое, зеленый – хорошее, синий – унылое. Жетонами этих цветов будем оценивать ваши знания и умения.
- Проверка домашнего задания:
А) Биография писателя:
-В какой стране жил великий сказочник? В каком городе?
-Кто были его первыми слушателями?
-Он умер совсем молодым. Сколько ему было лет?
-Какие сказки В. Гауфа вы знаете? («Калиф Аист», « Маленький Мук», «Холодное сердце», «Карлик нос»)
Б) Викторина по содержанию сказки: (ответы на карточках, дети подчеркивают правильный ответ) Самопроверка по слайдам презентации
1).Кем был отец Якоба? (Садовником, поваром, сапожником)
2).Овощи, которые купила колдунья у Ханны, матери Якоба? (Арбузы, капуста, морковь)
3).Зверёк, в которого превратила колдунья Якоба? (Белка ,кошка, хомяк)
4). Что было вместо башмачков у морских свинок колдуньи?(Скорлупки, тапочки, хрустальные башмачки)
5). То, чем заколдовала колдунья Якоба? (Иголка, кольцо, травка)
6).Одна из профессий , которую освоил Карлик Нос в доме колдуньи? (Водонос, охотник, повар)
7).Сколько лет провел Якоб в доме колдуньи?(5 лет, 3 года, 7 лет)
В) Выборочное чтение: 1.Описание внешности мальчика Якоба.
2.Описание внешности Карлика Носа.
-Теперь приступим к нашему расследованию.
- Анализ содержания сказки “Карлик Нос”
А) Работа в группах:
1 группа –« Колобки» – найти в тексте факты, которые способствовали исчезновению мальчика.
2 группа –« Знатоки» – найти причины, которые позволили Якобу исчезнуть?
3 группа – « Аналитики» – сделать выводы: почему это произошло ?
- Физминутка. (Песня «Если с другом вышел в путь)
Б) Работа по таблице «Добро и зло» Найти плюсы и минусы , проявление добра и зла в каждой части текста.
ДОБРО (+) ЗЛО ( – )
1.Служба у ведьмы.
2.Превращение в карлика.
- Встреча с родителями.
- Служба у герцога
5.Избавление от чародейства.
- Творческое задание: по группам
1 группа – «Колобки» – Рассказать отрывок из текста так, как будто вы являетесь героем этой сказки.
2 группа – «Знатоки» – Вы должны изменить содержание сказки.
3 группа – «Аналитики» – Вы должны убедить всех в том, что Якоб не сломался, перенес все трудности и остался хорошим человеком.
9.Итог урока:
– Чем закончилась сказка?
-Что вы можете сказать о Якобе ?
-Каким стал наш герой?
– Чему учит сказка?
- Выводы из сказанного:
1.Якоб справился со всеми испытаниями, которые выпали на его долю.
2.Наш герой вернулся домой к родителям умным, терпимым, стойким и благородным юношей.
- Внешнюю красоту потерять не страшно, главное остаться ЧЕЛОВЕКОМ!
11.Работа с пословицами🙁 карточки )
-Какая из пословиц наиболее точно выражает содержание сказки?
* Грамоте учиться –всегда пригодится.
* За каждым вечером следует утро,
* Не отведав горького , не узнаешь сладкого.
( Подчеркивают пословицу на карточках и объясняют.)
- Рефлексия:
Оцените урок, если урок понравился ,прикрепите солнышко, если урок был не очень интересен – радугу, если урок не понравился – тучку.
- Домашнее задание:
Нарисовать рисунок к сказке и подготовить пересказ к этому рисунку.
- Самооценка: подсчитать жетоны, подвести итог, вывести средний балл, то есть полученную оценку за урок.
15. Оценивание работы групп учителями.( стикерами : жёлтый- «Колобки», синий-« Знатоки», зелёный-« Аналитики»)