Имя прилагательное
Казахстан, Северо-Казахстанская область, Мамлютский район
КГУ «Калугинская НСШ»
Учитель начальных классов
Григоренко Надежда Владимировна
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об изменении имён прилагательных по числам и родам, формировать навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных;
работать над развитием устной и письменной речи, умением составлять связный текст, правильно пересказывать прочитанное;
воспитывать в детях умение видеть красоту весны, бережного отношения к первоцветам, заботливое отношение к природе;
Ход урока:
- Вводно-мотивационный этап.
Офтальмотерапия – 5 минут
Учитель: Придумано кем – то просто и мудро –
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» – солнцу и птицам
«Доброе утро!» – улыбчивым лицам.
Учитель – Ребята, улыбнитесь и вы, повернитесь к гостям, и им подарите свои улыбки.
Пусть утро станет добрым для всех.
Ребята, покажите, пожалуйста, свои настроения: какие они у вас?
( Показ карточек и эмблем)
Учитель – Я вижу, добрые, радостные лица, и, значит, на уроке появится наше Солнышко.
(Прикрепляется к доске)
- Постановка цели и темы урока.
Учитель: Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный берег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Она нас выслала вперёд!»
– О чём будем говорить? (О весне!)
– Весна какая? ( Солнечная, долгожданная, весёлая, радостная, тёплая … дружная.)
– Какие слова употребили в ответе? (Прилагательные.)
– Значит какая тема урока?
( Чтение стихов о весне: О весне. Н. Найденовой. Весна. Г. Ладонщикова.)
1уч. О весне сказали нам 2уч. Отшумела злая вьюга
Воробьи драчливые, Стала ночь короче дня.
Вербочки лохматые, Теплый ветер дует с юга,
Ручейки шумливые, Капли падают, звеня.
Бабочка – крапивница Солнце, землю нагревая,
На лесной проталинке, Гонит с нашей речки лед.
Синие подснежники Тает баба снеговая
И сырые валенки. И ручьями слезы льет.
(выступления учащихся)
- Минутка чистописания.
Письмо соединений с элементами овала:
ая яя ое ее
Вешний день год кормит.
- Словарная работа. /Письменно/
Уч: Сегодня речь идет о весне и мы поговорим о первоцветах.
Поиграем в игру « Собери букет».
Теплый, светлое, ясная, …- лепестки.
– Запишем слова через запятые, выделим окончания, определим род.
- 5. Повторение, закрепление знаний о прилагательных.
а) работа с текстом. /Устно/
- Прочитай и спиши текст. Подчеркни прилагательные.
Первые цветы
Наступает ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. Скоро появятся первые весенние цветы. Нужно сохранять и оберегать первые цветы.
Беседа об охране первоцветов, о Красной книге.
- Физминутка.
Работа по группам
1 группа. Списать предложение. Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи. Установить связь слов в предложении.
Греет яркое солнышко.
2 группа. Спишите текст. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
Весна в лесу.
Хороша ………………………. весна в лесу! Ярко светит ……………………….. солнце. ………………..
облака украшают ……………………. небо. С пригорка зажурчал …………………. ручеек.
Веселый и сказочный лес весной!
Слова для справок: ранняя, весеннее, легкие, голубое, говорливый.
3 группа. Из данных слов составьте предложение так, чтобы получилась пословица.
и, слушать, хорошую, приятно, речь
Проверка. Вопросы группам:
- Каким членом предложения является имя прилагательное?
- Какую роль в речи играют имена прилагательные?
- Объясните смысл пословицы.
б) Работа по инд. дифференцированным карточкам.
Выполняется в 1 – 2 варианты./Письменно/
К – 2
- Спиши, вставляя пропущенные окончания прилагательных.
Бел_ снег, летн_ дни, нов_ дома, любим_ стихи, протяжн_ вой, резинов_ мяч, столов_ ложка, весел_ человек, весен_ капель, син_ небо, верн_ друг.
К – 2
- Спиши, вставляя пропущенные окончания прилагательных.
Пушист_ хвост, гусин_ крик, камен_ дом, кисл_ ягода, красн_ флаг, сильн_ люди, жарк_ погода, свеж_ малина, свеж_ яблоко, хорош_ слова .
в) Игра «Учитель-ученик»
(Ученик и выступает в роле учители, называя имена прилагательные, а учащиеся должны определить у слова род, число , падеж ).
- Развитие речи.
а) передача прочитанного
Выступление учащихся об изменениях в природе: животные, растения, погода. /показ рисунков/.
- Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что запомнили?
– Оцените свою работу на уроке мимикой лица.