Конспект урока по биологии в 7 классе на тему “Насекомые-вредители”
Республика Казахстан,Северо-Казахстанская область,район Магжана Жумабаева,село Писаревка
КГУ «Писаревская средняя школа»
Учитель биологии
Воронина Ирина Викторовна
Цель урока :Выявление биологических особенностей насекомых-вредителей ;мер по сокращению численности насекомых-вредителей необходимо применять, зная их характерные биологические особенности .
Ход урока
- Проверка домашнего здания:
А. Фронтальный опрос.
Цель: проверить усвоение пройденного ранее по теме “Насекомые”.
Вопросы:
- Представителей какого типа мы сейчас изучаем?
- Назовите признаки, характерные для типа Членистоногих.
- На какие классы делятся представители этого типа?
Слайд 2. - Представители какого класса изображены на слайде?
- Назовите их характерные признаки.
- Назовите систематическую категорию, объединяющая насекомых в один класс.
- Назовите признаки насекомых, которые учитываются при определении отряда насекомых?
Б. Проверочная работа “Определи отряд насекомого” (задание 1 в Приложении 1).
Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу, суть которой заключается в определении отряда насекомых, изображенных на сменяющихся слайдах (4–13).
Затем учащиеся проводят самопроверку по “ключу” (Слайд 14).
Ребятам предлагается вспомнить типы развития насекомых и их отличительные признаки (Слайд 15).
- Тема урока: “Насекомые – вредители сада”.
А. Актуализация темы.
Сад – это искусственно созданное сообщество плодово-ягодных культур. Это вишня, груша, слива, крыжовник, смородина и т.д. Витамины, содержащиеся в их плодах, играют важную роль в жизни человека. На карте зеленым цветом обозначены места и зоны возделывания плодово-ягодных культур. Только в пределах средней полосы России обнаружено приблизительно 92 вида насекомых-вредителей этих культур.
Скажите, пожалуйста, какая проблема у человека в связи с этим возникает?
(Как можно помочь саду?)
Какую цель мы можем с вами поставить сегодня себе на уроке и попытаться ее решить?
– Выяснить какие вредители губят урожай, выявить характерные биологические особенности некоторых насекомых-вредителей сада.
– Понять необходимость знаний этих особенностей для борьбы с данной группой насекомых.
– Выяснить какие меры можно применить для борьбы с ними.
Б. Сейчас мы с вами на примере конкретных насекомых-вредителях сада постараемся выявить их характерные особенности.
Сообщения : 1. Яблонный цветоед (Приложение 2).
Обсуждение: назовите характерные для данного вредителя биологические особенности.
Сообщение 2. Яблонная плодожорка (Приложение 2).
Обсуждение: Вы прослушали сообщение, а теперь посмотрите на текст. О чем идет речь в нем?
(О биологических особенностях данного паразита.)
А теперь я просто показываю вам изображение насекомого-вредителя (крыжовниковая огневка).
Назовите мне самостоятельно биологические особенности этого насекомого-вредителя.
Запись в тетрадь: биологические особенности насекомых-вредителей:
внешний вид;
характер питания;
тип развития.
В. Работа в группах по коллекциям насекомых с последующим отчетом.
Итак, мы с вами научились по тексту и картинке определять характерные биологические особенности насекомых-вредителей. А теперь ваша задача определить самостоятельно по коллекции насекомых биологические особенности конкретного насекомого-вредителя (задание 2 в Приложении 1).
Отчет групп по работе.
Г. Работа с учебником.
Для чего необходимо знать биологические особенности насекомых-вредителей и как реально на практике можно использовать эти знания в борьбе с ними?
Прочитайте на стр. 105–106 учебника о мерах по сокращению численности насекомых-вредителях.
Назовите их (слайд после ответа учащихся).
Запись мер борьбы в тетрадь.
Назовите особенности каждого метода борьбы.
- Вывод:Таким образом, с насекомыми-вредителями необходимо вести активную борьбу. Подсчитано, например, ежегодно только сельское хозяйство теряет до 40% урожая. 100 гусениц капустной белянки могут уничтожить целое поле капусты. Одна яблоня может дать при благоприятных условиях несколько центнеров яблок. Плодовитость же большинства вредителей сада превышает 100–150 яиц за одну кладку. А крыжовниковая огневка, например, может до 50 таких кладок сделать.
ЛР № 5.
«Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей.»
Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний
- Закрепление(выполнение теста – (Приложение 1), взаимопроверка. Ответы и критерии оценок на слайде.
- Домашнее задание:п. , таблица. Сообщения о полезных насекомых.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание 1. Определи отряд насекомого. Ответ впиши в пустые квадраты.
прямокрылые | двукрылые | жёсткокрылые | чешуекрылые | перепончатокрылые |
|
||||
|
Задание 2. Определить биологические особенности насекомого-вредителя по коллекции. Записать их в таблицу.
Название насекомого _________________________________________________________________________________________________
Тип развития | Личинка | Взрослое насекомое | Приносимый вред |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание 1. Определи отряд насекомого. Ответ впиши в пустые квадраты.
прямокрылые | двукрылые | жёсткокрылые | чешуекрылые | перепончатокрылые |
|
||||
|
Задание 2. Определить биологические особенности насекомого-вредителя по коллекции. Записать их в таблицу.
Название насекомого _________________________________________________________________________________________________
Тип развития | Личинка | Взрослое насекомое | Приносимый вред |
|
Задание 3. Выполни тест.
Вариант 1.
- Сколько отделов в теле насекомого: а) три; б) два; в) один; г) четыре?
- У насекомых сформировались органы воздушного питания
– а) жабры, б) легочные мешки; в) трахеи; г) поверхность кожи.
- Число стадий у насекомых с неполным превращением – а) три; б) две; в) одна; г) четыре?
4.Большой вред садам наносит – а) комнатная муха б) саранча; в) колорадский жук; г) яблонная плодожорка?
5.Личинки яблоневого цветоеда повреждают у яблони – а) листья деревьев; б) кору деревьев; в) корни деревьев; г) цветки.
Вариант 2.
1.Число стадий у насекомых с полным превращением – а) три; б) две; в) одна; г) четыре?
2.Личинки большинства вредителей сада имеют –а) сосущий ротовой аппарат; б) колюще-сосущий; в) грызущий ротовой аппарат; г) лижущий ротовой аппарат.
3.К биологическим мерам борьбы с насекомыми-вредителями относят: а) сбор упавших яблок; б) сбор жуков – вредителей; в) сооружение скворечников; г) опыление и опрыскивание растений.
4.У насекомых располагаются – а) ноги и крылья на груди; б) ноги и крылья на брюшке; в) ноги на груди, а крылья на брюшке; г) крылья на груди, а ноги на брюшке.
5.Плотный покров из хитина имеют – а) моллюски; б) раковинные корненожки; в) кишечнополостные; г) членистоногие.
Задание 3. Выполни тест.
Вариант 1.
- Сколько отделов в теле насекомого: а) три; б) два; в) один; г) четыре?
- У насекомых сформировались органы воздушного питания
– а) жабры, б) легочные мешки; в) трахеи; г) поверхность кожи.
- Число стадий у насекомых с неполным превращением – а) три; б) две; в) одна; г) четыре?
4.Большой вред садам наносит – а) комнатная муха б) саранча; в) колорадский жук; г) яблонная плодожорка?
5.Личинки яблоневого цветоеда повреждают у яблони – а) листья деревьев; б) кору деревьев; в) корни деревьев; г) цветки.
Вариант 2.
1.Число стадий у насекомых с полным превращением – а) три; б) две; в) одна; г) четыре?
2.Личинки большинства вредителей сада имеют –а) сосущий ротовой аппарат; б) колюще-сосущий; в) грызущий ротовой аппарат; г) лижущий ротовой аппарат.
3.К биологическим мерам борьбы с насекомыми-вредителями относят: а) сбор упавших яблок; б) сбор жуков – вредителей; в) сооружение скворечников; г) опыление и опрыскивание растений.
4.У насекомых располагаются – а) ноги и крылья на груди; б) ноги и крылья на брюшке; в) ноги на груди, а крылья на брюшке; г) крылья на груди, а ноги на брюшке.
5.Плотный покров из хитина имеют – а) моллюски; б) раковинные корненожки; в) кишечнополостные; г) членистоногие.
Приложение 2
Яблоневый цветоед – насекомое семейства долгоносиков отряда жуков, сельскохозяйственный вредитель. Питается взбухшими почками яблони или груши. Взрослый жук тёмно-бурой окраски, с белой полосой на надкрыльях, с длинным хоботом. Зимует яблонный цветоед под корой деревьев, под комочками почвы и в опавшей листве. По весне яблонный цветоед выходит из зимовки и начинает питаться соком почек и бутонов, прокалывая их. Самки жуков яйца откладывает вовнутрь цветочных бутонов. Личинка выгрызает соцветие изнутри и склеивает его своими выделениями, после чего оно не распускается. Бутоны, повреждённые личинками яблонного цветоеда, не раскрываются, засыхают, образуя бурый колпачок. Личинки внутри бутонов превращаются в куколок, а в период осыпания избыточных завязей из куколок выходят жуки. Жуки яблонного цветоеда питаются, накалывая листочки и плоды.
Яблоневая плодожорка – это небольшая бабочка с размахом крыльев около 2 см. Передние крылья яблонной плодожорки тёмно-серого цвета с тёмными поперечными волнистыми линиями и пятном на конце.
Она откладывает дина обычно после захода солнца на нижней поверхности листьев, плодов и побегов яблони, груши, айвы и грецких орехов. Плодовитость бабочки 100-150 яиц. Гусеницы выходят из яиц в течение 6-12 дней, в зависимости от температуры. При температуре выше 10 градусов отрождающиеся гусеницы вгрызаются в плод. Там они пробираются до семенной камеры и выедают семена. Одна гусеница способна проточить до трёх плодов. Откормившись, гусеница коконируется, и уходит на зимовку.
Зимуют гусеницы яблонной плодожорки в плотных коконах под отставшей корой деревьев, в упаковочных ящиках, сараях, в щелях подпор и в почве. Весной они окукливаются и к концу цветения яблонь превращаются в бабочек.
Яблонная плодожорка – это настоящее бедствие для яблонь, может уничтожить полностью урожай яблок.
Плоды, из-за повреждения гусеницами становятся червивыми и теряют свой товарный вид.