Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Конспект урока по биологии в 7 классе на тему “Насекомые-вредители”

Республика Казахстан,Северо-Казахстанская область,район Магжана Жумабаева,село Писаревка

КГУ «Писаревская средняя школа»

Учитель биологии

Воронина Ирина Викторовна

Цель урока :Выявление  биологических особенностей насекомых-вредителей ;мер по сокращению численности насекомых-вредителей необходимо применять, зная их характерные биологические особенности .

Ход урока

  1. Проверка домашнего здания:

А. Фронтальный опрос.

Цель: проверить усвоение пройденного ранее по теме “Насекомые”.

Вопросы:

  1. Представителей какого типа мы сейчас изучаем?
  2. Назовите признаки, характерные для типа Членистоногих.
  3. На какие классы делятся представители этого типа?
    Слайд 2.
  4. Представители какого класса изображены на слайде?
  5. Назовите их характерные признаки.
  6. Назовите систематическую категорию, объединяющая насекомых в один класс.
  7. Назовите признаки насекомых, которые учитываются при определении отряда насекомых?

Б. Проверочная работа “Определи отряд насекомого” (задание 1 в Приложении 1).

Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу, суть которой заключается в определении отряда насекомых, изображенных на сменяющихся слайдах (4–13).

Затем учащиеся проводят самопроверку по “ключу” (Слайд 14).

Ребятам предлагается вспомнить типы развития насекомых и их отличительные признаки (Слайд 15).

  1. Тема урока: “Насекомые – вредители сада”.

А. Актуализация темы.

Сад – это искусственно созданное сообщество плодово-ягодных культур. Это вишня, груша, слива, крыжовник, смородина и т.д. Витамины, содержащиеся в их плодах, играют важную роль в жизни человека. На карте зеленым цветом обозначены места и зоны возделывания плодово-ягодных культур. Только в пределах средней полосы России обнаружено приблизительно 92 вида насекомых-вредителей этих культур.

Скажите, пожалуйста, какая проблема у человека в связи с этим возникает?

(Как можно помочь саду?)

Какую цель мы можем с вами поставить сегодня себе на уроке и попытаться ее решить?

– Выяснить какие вредители губят урожай, выявить характерные биологические особенности некоторых насекомых-вредителей сада.
– Понять необходимость знаний этих особенностей для борьбы с данной группой насекомых.
– Выяснить какие меры можно применить для борьбы с ними.

Б. Сейчас мы с вами на примере конкретных насекомых-вредителях сада постараемся выявить их характерные особенности.

Сообщения : 1. Яблонный цветоед (Приложение 2).

Обсуждение: назовите характерные для данного вредителя биологические особенности.

Сообщение 2. Яблонная плодожорка (Приложение 2).

Обсуждение: Вы прослушали сообщение, а теперь посмотрите на текст. О чем идет речь в нем?

(О биологических особенностях данного паразита.)

А теперь я просто показываю вам изображение насекомого-вредителя (крыжовниковая огневка).

Назовите мне самостоятельно биологические особенности этого насекомого-вредителя.

Запись в тетрадь: биологические особенности насекомых-вредителей:

внешний вид;

характер питания;

тип развития.

В. Работа в группах по коллекциям насекомых с последующим отчетом.

Итак, мы с вами научились по тексту и картинке определять характерные биологические особенности насекомых-вредителей. А теперь ваша задача определить самостоятельно по коллекции насекомых биологические особенности конкретного насекомого-вредителя (задание 2 в Приложении 1).

Отчет групп по работе.

Г. Работа с учебником.

Для чего необходимо знать биологические особенности насекомых-вредителей и как реально на практике можно использовать эти знания в борьбе с ними?

Прочитайте на стр. 105–106 учебника о мерах по сокращению численности насекомых-вредителях.

Назовите их (слайд после ответа учащихся).

Запись мер борьбы в тетрадь.

Назовите особенности каждого метода борьбы.

  1. Вывод:Таким образом, с насекомыми-вредителями необходимо вести активную борьбу. Подсчитано, например, ежегодно только сельское хозяйство теряет до 40% урожая. 100 гусениц капустной белянки могут уничтожить целое поле капусты. Одна яблоня может дать при благоприятных условиях несколько центнеров яблок. Плодовитость же большинства вредителей сада превышает 100–150 яиц за одну кладку. А крыжовниковая огневка, например, может до 50 таких кладок сделать.

ЛР № 5.

«Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей.»

Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний

  1. Закрепление(выполнение теста – (Приложение 1), взаимопроверка. Ответы и критерии оценок на слайде.
  2. Домашнее задание:п. , таблица. Сообщения о полезных насекомых.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание 1.  Определи отряд насекомого. Ответ впиши в пустые квадраты.

прямокрылые двукрылые жёсткокрылые чешуекрылые перепончатокрылые
 

 

 

 

       
 

 

 

 

       

 

Задание 2. Определить биологические особенности насекомого-вредителя по коллекции. Записать их в таблицу.

 

Название насекомого _________________________________________________________________________________________________

    Тип развития           Личинка Взрослое насекомое Приносимый вред
 

 

 

 

 

 

 

     

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание 1.  Определи отряд насекомого. Ответ впиши в пустые квадраты.

прямокрылые двукрылые жёсткокрылые чешуекрылые перепончатокрылые
 

 

 

 

       
 

 

 

 

       

 

Задание 2. Определить биологические особенности насекомого-вредителя по коллекции. Записать их в таблицу.

 

Название насекомого _________________________________________________________________________________________________

    Тип развития           Личинка Взрослое насекомое Приносимый вред
 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

Задание 3. Выполни тест.

Вариант 1.

 

  1. Сколько отделов в теле насекомого: а) три; б) два; в) один; г) четыре?
  2. У насекомых сформировались органы воздушного питания

– а) жабры, б) легочные мешки; в) трахеи; г) поверхность кожи.

  1. Число стадий у насекомых с неполным превращением – а) три; б) две; в) одна; г) четыре?

4.Большой вред садам наносит – а) комнатная муха б) саранча; в) колорадский жук; г) яблонная плодожорка?

5.Личинки яблоневого цветоеда повреждают у яблони – а) листья деревьев; б) кору деревьев; в) корни деревьев; г) цветки.

 

 

Вариант 2.

 

1.Число стадий у насекомых с полным превращением –  а) три; б) две; в) одна; г) четыре?

2.Личинки большинства вредителей сада имеют –а) сосущий ротовой аппарат; б) колюще-сосущий; в) грызущий ротовой аппарат; г) лижущий ротовой аппарат.

3.К биологическим мерам борьбы с насекомыми-вредителями относят: а) сбор упавших яблок; б) сбор жуков – вредителей; в) сооружение скворечников; г) опыление и опрыскивание растений.

4.У насекомых располагаются – а) ноги и крылья на груди; б) ноги и крылья на брюшке; в) ноги на груди, а крылья на брюшке; г) крылья на груди, а ноги на брюшке.

5.Плотный покров из хитина имеют – а) моллюски; б) раковинные корненожки; в) кишечнополостные; г) членистоногие.

 

 

Задание 3. Выполни тест.

Вариант 1.

 

  1. Сколько отделов в теле насекомого: а) три; б) два; в) один; г) четыре?
  2. У насекомых сформировались органы воздушного питания

– а) жабры, б) легочные мешки; в) трахеи; г) поверхность кожи.

  1. Число стадий у насекомых с неполным превращением – а) три; б) две; в) одна; г) четыре?

4.Большой вред садам наносит – а) комнатная муха б) саранча; в) колорадский жук; г) яблонная плодожорка?

5.Личинки яблоневого цветоеда повреждают у яблони – а) листья деревьев; б) кору деревьев; в) корни деревьев; г) цветки.

 

 

Вариант 2.

 

1.Число стадий у насекомых с полным превращением –  а) три; б) две; в) одна; г) четыре?

2.Личинки большинства вредителей сада имеют –а) сосущий ротовой аппарат; б) колюще-сосущий; в) грызущий ротовой аппарат; г) лижущий ротовой аппарат.

3.К биологическим мерам борьбы с насекомыми-вредителями относят: а) сбор упавших яблок; б) сбор жуков – вредителей; в) сооружение скворечников; г) опыление и опрыскивание растений.

4.У насекомых располагаются – а) ноги и крылья на груди; б) ноги и крылья на брюшке; в) ноги на груди, а крылья на брюшке; г) крылья на груди, а ноги на брюшке.

5.Плотный покров из хитина имеют – а) моллюски; б) раковинные корненожки; в) кишечнополостные; г) членистоногие.

 

 

Приложение 2

 

 Яблоневый цветоед  – насекомое семейства долгоносиков   отряда жуков, сельскохозяйственный вредитель. Питается взбухшими почками яблони или груши.  Взрослый жук тёмно-бурой окраски, с белой полосой на надкрыльях, с длинным хоботом. Зимует яблонный цветоед под корой деревьев, под комочками почвы и в опавшей листве. По весне яблонный цветоед выходит из зимовки и начинает питаться соком почек и бутонов, прокалывая их. Самки жуков  яйца откладывает вовнутрь цветочных бутонов. Личинка выгрызает соцветие изнутри и склеивает его своими выделениями, после чего оно не распускается. Бутоны, повреждённые личинками яблонного цветоеда, не раскрываются, засыхают, образуя бурый колпачок. Личинки внутри бутонов превращаются в куколок, а в период осыпания избыточных завязей из куколок выходят жуки. Жуки яблонного цветоеда питаются, накалывая листочки и плоды.

 

Яблоневая плодожорка – это небольшая бабочка с размахом крыльев около 2 см. Передние крылья яблонной плодожорки тёмно-серого цвета с тёмными поперечными волнистыми линиями и пятном на конце.

Она откладывает дина обычно после захода солнца на нижней поверхности листьев, плодов и побегов яблони, груши, айвы и грецких орехов. Плодовитость бабочки 100-150 яиц. Гусеницы выходят из яиц в течение 6-12 дней, в зависимости от температуры. При температуре выше 10 градусов отрождающиеся гусеницы вгрызаются в плод. Там они пробираются до семенной камеры и выедают семена. Одна гусеница способна   проточить до трёх плодов. Откормившись, гусеница коконируется, и уходит на зимовку.

Зимуют гусеницы яблонной плодожорки в плотных коконах под отставшей корой деревьев, в упаковочных ящиках, сараях, в щелях подпор и в почве. Весной они окукливаются и к концу цветения яблонь превращаются в бабочек.

Яблонная плодожорка – это настоящее бедствие для яблонь, может уничтожить полностью урожай яблок.

Плоды, из-за повреждения гусеницами становятся червивыми и теряют свой товарный вид.

Скачать

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *