Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

«Методологические и психолого-педагогические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание»

Казахстан, Акмолинская область, Жаркаинский район

Зерноградская основная школа

Учитель самопознания

Лузина Василина Валерьевна

Воспитывать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, —

значит, вырастить угрозу для общества.
Ф. Рузвельт.

     Решая задачи образования нового тысячелетия, Казахстан ищет и находит национальные образовательные модели, которые бы соответствовали духу времени и одновременно – менталитетам народов Казахстана. Зарубежные образовательные программы, педагогические инновации и новые технологии осваиваются и прорабатываются для того, чтобы национальная модель образования, впитав в себя мировой опыт и отвечая мировым стандартам и нормативам, в то же время выражала бы национальный характер казахстанского народа, его культурно-историческую самобытность.  И здесь ученые Казахстана ориентируется на программные положения Всемирной декларации по образованию и Конвенцию о правах ребенка, решительно изменяющих понятие «базовое образование». Если ранее имелись в виду, прежде всего, грамотность и освоение фундамента наук, то в настоящее время базовое образование подразумевает знание и обучение человеческим ценностям: добру, справедливости, любви, ненасилию, счастью, нравственно – эстетическому  поведению. Для  Казахстана общечеловеческая проблема формирования личности, отвечающей запросам и критериям нового тысячелетия, приобретает особую актуальность, так как наша страна вобрала в себя культуру Востока и Запада, Европы и Азии, лежит на стыке исторических судеб многих этносов, является поликультурным, многоконфес сиональным  государством с мощным, стабильным ядром традиционной культуры казахов и других народов, населяющих нашу Республику.

Современная школа, ориентированная на европейские рациональные традиции, должна сегодня радикально менять свои установки, осваивая опыт восточного менталитета: давать не только и не столько сумму знаний, готовить к профессиональной жизни, сколько просвещать, воспитывать характер, формировать человеческую личность, для которой руководящими жизненными принципами стали бы  общечеловеческие ценности, нравственные принципы и идеалы. Вышеизложенное подчеркивает и раскрывает безусловную актуальность и необходимость курса «Самопознание», идея внедрения которого в качестве учебной дисциплины, как путь к нравственно-духовному образованию и воспитанию молодого поколения, принадлежит  Первой Леди Казахстана Саре Алпысовне Назарбаевой.

Концепции нравственно-духовного образования, где общей целью курса «Самопознание» в системе образования РК является формирование целостного, духовно просвещенного человека, гражданина Планеты и одновременно – родного Казахстана, способного жить и быть счастливым в эпоху глобализации, уметь беречь и сохранять окружающий мир, понимать людей с другим жизненным укладом, проявлять уважение к различным культурам и жизненным практикам, защищая и развивая свой собственный этнический образ мира.

Эта цель предполагает, по мнению ученых, решение следующих задач:

  • способствовать изменению педагогической парадигмы в Республике Казахстан, преодолению рационализма, переориентации на доминанту духовности;
  • осуществить принцип интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, ориентируясь на личность обучающегося;
  • способствовать формированию гармонии человека и мира, глубинному осознанию одухотворенности, самоценности природы. Для того чтобы раскрыть методологические основы курса «Самопознание» мы обратились к многочисленным трудам философов и обнаружили, что они с большим вниманием относились к процессу самопознания, и еще на заре цивилизации поднимали вопросы, связанные с внутренним «Я» человека. Так, сократовская установка на самопознание, то есть превращение проблемы человека и «человеческих дел» в главную проблему философии, ознаменовавшая собой новый этап в истории греческой теоретической мысли, сохранила свою остроту и остается актуальной и в настоящее время [2, 63]. Особый интерес в этой связи вызывает сократовское истолкование дельфийской заповеди «Познай самого себя», написанное над входом в храм Аполлона в Дельфах. Смысл изречения сводился Сократом к рекомендации осознать свои способности и возможности, к указанию на полезность объективной самооценки [2, с. 79]. Следовательно, самопознание в устах древнего философа означало, прежде всего, познание человеком своего внутреннего мира, осознание того, что осмысленная жизнь, духовное здоровье, гармония внутренних сил и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее благо, высшую ценность.

Великий Аль-Фараби считал, что один народ отличается от другого тремя естественными свойствами: нравом, характером и языком. Мудрец придавал большое значение этическим проблемам, изучая характеры, нравы, привычки, языки, культуру, музыку различных народов. Аль-Фараби сделал отдельные выводы относительно роли природной среды и социального окру- жения в становлении психических особенностей людей. Его учение стало основой этнопсихологической мысли на арабском Востоке, а также у тюрко-язычных народов Средней Азии и Казахстана. В центре своих этико-социологических воззрений Аль-Фараби ставил человека. Именно активный индивид и свободная в своих действиях индивидуальность создает свое личное счастье общественно полезной деятельностью.  Объединяя музыку, языкознание и логику в педагогическую науку, Аль-Фараби тем самым придавал существенное  значение проблеме всестороннего воспитания всесторонне и гармонично развитой личности.

Чокан Валиханов, выдающийся казахский ученый, просветитель и демократ явился вестником новой эпохи, эпохи пробуждения национального самосознания народа, чему способствовала вся его общественно-политическая и просветительская деятельность. Суть моральных идеалов Ч.Валиханова заключалась в борьбе:

  • против общественного зла в казахском обществе, в осуждении лживых и «диких» ценностей местной власти, царских чиновников;
  • против использования ими для достижения своих политических целей понятий «совесть», «справедливость», «долг» и др.,

Просветитель -демократ, мыслитель и общественный деятель, поэт-реалист, ученый и педагог – новатор Ибрай Алтынсарин разработал, наряду со многими другими проблемами образования, нравственные основы народного просвещения, определил цель и сформулировал задачи моральные основания школьного и семейного воспитания. Важным источником педагогических воззрений  И.Алтынсарина является устное творчество, отражающее жизнь и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции и обычаи народа. Мыслитель-гуманист, просветитель, поэт и учитель казахской молодежи Абай Кунанбаев в своем творчестве, являющемся своеобразной энциклопедией казахской жизни, с невероятной смелостью и критической остротой охватывает все стороны духовной жизни и душевных переживаний казахского народа половины 19, начала 20 века. Сегодня, когда важно дать не только хорошее образование школьнику, но и воспитать достойного гражданина страны, как ни- когда актуален принцип великого казахского просветителя Абая Кунанбаева «Адам бол!». Духовно-нравственная основа самопознания в поэтическом наследии Абая реализуется в понятиях добра, справедливости, разума, трудолюбия и других положительных качествах личности.  Высказывание Абая «…сознание человека определяется его человечностью, умом и интересом к науке» наводит на мысль, что он был твердо убежден в том, что образование и воспитание являются определяющими факторами в формировании сознания и самопознания и именно они предопределяли их рост и развитие . Хотя Абай Кунанбаев, как и Чокан Валиханов, не оставил специальных педагогических трудов, но в его художественном творчестве и просветительской деятельности отражены основополагающие общечеловеческие идеалы, ценности и установки духовно-нравственного воспитания молодежи.

В качестве глобальной цели нравственно-духовного воспитания рассматривается «Человек культуры», обладающий способностью к самообразованию, самовоспитанию и самореализации в течение всей жизни, ядром которого являются субъективные свойства, определяющие меру ее гуманности, духовности и жизнетворчества. Воспитание такой личности предполагает развитие нравственно-духовных потребностей и интересов в познании и самопознании своего внутреннего мира с поиском идеала жизни, выбором путей достижения счастья и поддержанием установок поведения и поступков в повседневной жизни. С педагогической точки зрения это означает воспитание у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как самосознание и самоуважение, самостоятельность и самодисциплина, независимость суждений в сочетании с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных идеалов и ценностей, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, выбором линии поведения и следованием траектории личностного саморазвития. А образование как основа духовности выступает средством достижения «гармонического соотношения Духа и Тела на основе восприятия высших ценностей» . Провозглашение человека целью социального прогресса основывается на взаимосвязанном развитии двух феноменов – «субъективного богатства»

личности как носителя нравственно-духовных качеств, и «общественного богатства» как культуры социума на данном этапе истории. Анализ современных исследований показывает, что необходим анализ и осмысление указанных проблем на стыке этнопсихологии, этнопедагогики и этнокультурологии, которые имеют как концептуально-теоретические основы, так и конкретно-социологические основания в современном научном знании. Следовательно, этнопедагогические и другие аспекты решения задач образования и воспитания, изучение и использование традиций и опыта народного воспитания в современных условиях становятся предметом особого внимания, потому что «они и являются сердцевиной, ядром, стержнем всей и всякой культуры.

Именно поэтому в настоящее время решение педагогических проблем, стоящих перед современным образованием и воспитанием, невозможно без серьезного анализа реального состояния педагогической культуры человеческого общества, с одной стороны, с другой особенностей педагогической системы каждого народа, а также их использования в процессе подготовки подрастающего поколения, так как они являются необходимым звеном в приобщении к сокровищнице как национальных, так и мировых культур. Такой подход к процессам преподавания и учения позволяет понять, что обучение есть не только сумма знаний, убеждений, умений и способностей, а представляет собой нравственно-духовное наполнение поведения индивида, поступков индивидуальности, а также полноту и целостность развития личности педагогов и учащихся. Таким образом, в основу курса «Само- познание», по мнению казахстанских уче- ныфилософов А.Н. Нысанбаева, Г.Г. Соловьевой, должен быть положен единый Принцип, заключающийся в пересмотре всей педагогической парадигмы, переосмысление мировоззренческих и методологических оснований, отказ от назойливых схем и мыслительных процедур рационализма и переход к мировоззрению, основанному на приоритете духовности, трансформации рационализма западного образца . Из этого основополагающего принципа курса «Самопознание», вытекают, на наш взгляд, важные особенности, которые подчеркивают:

  • конструктивный, открытый диалог, партнерство, сотворчество восточных и западных традиций, духовного опыта Востока и цивилизационных ресурсов Запада, по- этому курс «Самопознание» ориентируется на консолидирующую, общенациональную казахстанскую идею евразийства [1, 37].
  • необходимость создания национальной модели образования, учитывающей менталитет народов, населяющих нашу республику, духовные традиции которых выражаются в богатейшей сокровищнице фольклора, героического эпоса, волшебных сказок, пословиц и поговорок;
  • интегративность курса «Самопознание», призванного связать воедино естественнонаучное и гуманитарное знание, придерживаясь принципа, согласно которому все науки – науки о человеке; • неуклонное проведение идеи гендера во всех учебных программах «Самопознания»;
  • взаимосвязь всех этапов и включение всех возрастов, «начиная с детского сада, школы, включая высшее учебное заведение, и последующие этапы жизни, которые должны быть пронизаны сквозной идей возрастания духовного потенциала личности, самопознания как самопонимания и взаимопонимания – человека и другого человека, различных эпох, народов, культур, этносов, конфессий, ребенка и взрослого, мужчины и женщины» [1, 41].

Многие люди часто задают себе вопрос:

Кто я?

Что значит познать себя?

Зачем  я пришел в этот мир?

В чем смысл человеческой жизни?

«Ни на минуту не сомневаюсь: чтобы ответить на все эти извечные вопросы бытия, нужно возродить общечеловеческие ценности, вернуться к своим собственным истокам. Весь  народ испокон веков владел и пользовался этими ценностями…, черпал воду из хрустального родника духовности. И я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником Духовности – задача из задач для каждого… Или, если хотите назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке» »

                                              С.А.Назарбаева

Можно с уверенностью сказать, что будущее общества зависит от системы образования, поскольку сегодняшние дети через некоторое время станут творить судьбы страны и нового времени.

Раскрытие нравственно- духовной глубины предмета «Самопознание» невозможно без погружения в духовный опыт цивилизации, который концентрируется в учениях и жизнеописаниях великих учителей человечества

Общечеловеческие ценности – Истина, Праведное поведение, Внутренний покой, Любовь и Ненасилие – не зависят от национальной расы, среды обитания и конфессиональной принадлежности и неизменны во времени. Они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую духовную основу человека и его культуры.

Методические особенности преподавания предмета «Самопознание»

1 Позитивный настрой Концентрация на «Свет»

Позитивный настрой проводят в начале урока, поскольку при этом снимается определенное напряжение после других уроков  и перемены. Ребята успокаиваются, отвлекают свои мысли от всех проблем и настраиваются на глубокое размышление.

2 Проверка домашнего задания

3 Цитата урока

Цитата должна быть неотъемлемой частью урока самопознания. Важно не перегружать урок большим количеством длинных цитат, одна цитата может использоваться на 2-3 уроках, тогда дети ее лучше запомнят. Учитель может написать на доске изречение, соответствующее цели занятия. Ученики повторяют это высказывание вслух несколько раз или записывают в тетрадь, чтобы оно запомнилось, сохранилось в подсознании. Целесообразно использование коротких и запоминающихся мудрых изречений с глубоким нравственно-духовным смыслом, чтобы в конце полугодия можно было для закрепления в памяти устроить в качестве зачета опрос по пройденным цитатам.

5 Творческая и групповая деятельность

Существует несколько путей практического применения творческого подхода на уроках самопознания.

а) иллюстрация рассказа

б) художественное выражение позитивного настроя на урок

в) изображение ценностей с помощью рисунков

г) стихосложение и проза

д) разыгрывание сценок (имитация ситуаций, которые ученики представляют по очереди )

е) тестирование

ж)игры

7Домашнее задание         

8 Заключительная минута тишины

Психологи говорят, что школьников надо поощрять сидеть в тишине несколько минут каждый день. Постоянные упражнения в этом ведут к спокойствию, улучшению памяти, умению концентрироваться, самоконтролю, уравновешенности и интуиции.

Список литературы

  1. Нысанбаев А.Н., Соловьева Г.Г. Изменимся вместе с детьми (философское обоснование предмета «Самопозна- ние»). – Алматы: Компьютерно-издательский центр Инсти- тута философии и политологии МОН РК. 2002. – 61 с.
  2. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 1. М. – 1995. – 411с.
  3. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. – 329 с.
  4. Гете И.В. Избранные философские произведения. М., 1964. – 211 с.
  5. Локк Д. Сочинения в 3 т., 2 т. – М., 1985. – 157 с.
  6. Гегель. Энциклопедия философских наук. – М.: Мысль, 1974. Т.1. – 31 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд.2-е. – М.: Педагогика, 1976 г. – 416 с.
  8. Аль-Фараби. Историко-философские трактаты / Пе- ревод с арабского. – Алма-Ата: Наука, 1985. – 624 с.
  9. Маргулан А. Очерк жизни и деятельности Ч.Ч. Вали- ханова. – В кн.: Валиханов Ч.Ч. Собр. Соч. Алма-Ата, 1961, т. 1. – 187 с.
  10. Абай (Пер. с каз. С. Санбаева). – Алма-Ата: Жалын, 1981. – 160 с.
  11. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской ав- тобиографии. М.: Книга, 1991. – 327 с.
  12. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991. – 402 с.
  13. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – М.: Правда, 1990. Т.1. – 169 с.
  14. Волков Г.Н. Мы обозначены единым словом «чело- век» // Народное образование. – 1997. – №5. – С. 78-82. 15.  Беловолова С.П. Этнопедагогическая культу
(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *