Открытый урок литературного чтения “В.Осеева “Волшебная иголочка”
Попова Инна Артуровна,
КГУ «Смирновская средняя школа № 1»
с.Смирново,Аккайынский район,Северо-Казахстанская область,Казахстан
Цель: Продолжение знакомства с творчеством данного автора.
Задачи:
- Познакомиться с новым произведением, учиться давать характеристику главным героям, анализировать их поступки, находить идею и главную мысль текста.
- Развивать речь, внимание, умение анализировать, делать выводы.
- Учиться доброму отношению с окружающими, сопереживанию и взаимопомощи.
Ход урока:
- Организационный момент. Психологический настрой.
2.”Мозговой штурм” (слайд №1)
“Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг”.
Виктор Гюго (французский писатель)
“Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались”
Генри Торо (американский писатель, мыслитель, общественный деятель)
– Как вы понимаете эти высказывания?
– Согласны ли вы с ними? Обоснуйте свой ответ.
- Актуализация опорных знаний:
а) Определение темы урока:
– Нам нужно определить тему сегодняшнего урока. Для этого я буду читать вам отрывки из разных произведений, а вы должны вспомнить, что это за произведения.
(слайд № 2)
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
– Спрошу у мамы.
(“Синие листья”) (появляется иллюстрация)
Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:
— Ку-ка-реку! Доброе утро, хозяюшка!
Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Перышки разноцветные, словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок.
(“Добрая хозяюшка”) (появляется иллюстрация)
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
– С тобой что-то случилось?
– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
(“Волшебное слово”) (появляется иллюстрация)
На каникулах выдался сильный мороз. Москва стояла белая, нарядная; в скверах застывшие деревья закудрявились от инея. Юра и Саша бежали с катка. Мороз колол им щёки, пробирался сквозь варежки к закоченевшим пальцам. До дома было уже недалеко, но, пробегая мимо аптеки, мальчики заскочили туда погреться.
(“Простое дело”) (появляется иллюстрация)
– А что объединяет все эти произведения? (автор).
– Кто их написал? (Валентина Осеева).
Б) Сведения об авторе.
– Чтобы напомнить нам об этой писательнице я попросила Даниила подготовить небольшую биографическую справку о ней. Давайте послушаем.
(слайд № 3)
Осеева Валентина Александровна – русская советская писательница. Родилась 28 апреля 1902 года.
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н. В. Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей . Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот». Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.
- Стадия вызова
А) Определение названия произведения:
“Ассоциации” (слайд № 4)
Первая картинка “портной”
– Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (ответы детей)
– Какое название может быть у произведения связанного с этой картинкой? (ответы детей).
– Посмотрите вторую картинку (лиственница), сузился ли круг вариантов, ведь они должны быть связаны с обеими картинками? (ответы детей).
– Я думаю третья картинка даст нам окончательный ответ (ёж).
– Молодцы! Это произведение называется “Волшебная иголочка”.
Б) Словарная работа
– Работу со словарём проводили Вика и Рита. Я попросила их выяснить, как толкуется слово “волшебный” в словаре.
В “Толковом словаре” С.Ожегова “Волшебный”-
- Действующий волшебством, обладающий чудодейственной силой.
- Очаровательный, прекрасный, пленительный.
– Как вы думаете, какое из этих двух значений имеется в виду в данном произведении? Почему?
– Какие вы ещё знаете произведения, в названии которых есть слово “волшебный”? (“В. слово”, “В. буфет”, “В. бумажка”, “В.флейта”, “В. очки”, “В. кольцо”, “В. галоша”, “В. дудочка” и другие).
– Как вы думаете, почему авторы часто обращаются к теме волшебства? ( ответы детей).
В) Рассказ-предположение по ключевым словам, запись мысли до чтения:
– О чём может быть произведение с таким названием? Запишите кратко своё предположение.
(2-3 записи зачитать вслух). В конце урока рядом с вашей записью нужно будет поставить знак + или -. Если совпадёт, то +, а если не совпадёт, то-.
- Стадия осмысления
“Чтение с остановками”.
Читают хорошо читающие дети по отрывкам. В конце заслушивается аудиозапись.
1 часть – с.58-59(3 обзаца)
– Почему иголочка была дорога Машеньке?
– Маша взяла подарки, как вы думаете, почему?
– Что будет дальше?
2 часть – с.59-60 (1 обзац)
– Послушается ли Маша шелкопряда или нет? Почему?
– Что м.б. дальше?
3 часть – с.60-61 (1 обзац)
– Баба-Яга встретила Машеньку приветливо, как вы думаете, почему?
– Будет ли она дальше так же ласкова?
– Что может произойти дальше?
4 часть – с.61-63(2 обзаца)
– Изменилось ли отношение Бабы-Яги? Поясните.
– Как вы думаете, какую хитрость задумала Машенька?
Что будет дальше?
5 часть – с.63( 3,4 обзацы)
– Машеньке удалось сбежать, но закончились ли её неприятности?
– Чем же может закончится эта сказка?
Б) концовку сказки дети слушают аудиозапись с иллюстрациями на экране.
В) – Теперь, когда вы прослушали весь рассказ, вы сможете ответить на вопрос: совпало ли ваше мнение о том, что может произойти с реальным содержанием произведения? (Поставьте знак+ или – )
– Правильно ли вы определили тему рассказа по его названию?
- Физминутка.
- Стадия рефлексии
– А теперь подумайте над следующими вопросами: какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ?
Работа в парах.
– Чтобы легче было ответить на этот вопрос, вы выполните следующее задание:
у вас на столах лежат листы с таблицей. Вам нужно составить вопросы, которые начинаются с этих слов по содержанию текста. На выполнение 5 минут.
– Самостоятельное чтение рассказа про себя с составлением “тонких” и “толстых” вопросов.
– Задайте свои вопросы другой паре и ответьте на их вопросы. (2 минуты)
- Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Что нового интересного узнали?
– Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями В. Осеевой?
– Вы можете взять сборник её рассказов в нашей школьной библиотеке и почитать. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.
- Оценка своего ощущения от работы на уроке:
-Если вы довольны своей работой на уроке, отдайте свою иголочку Машеньке. А если что-то вызывало затруднение, то отдайте иголочку Бабе Яге.