Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Открытый урок литературного чтения “В.Осеева “Волшебная иголочка”

Попова Инна Артуровна,
КГУ «Смирновская средняя школа № 1»
с.Смирново,Аккайынский район,Северо-Казахстанская область,Казахстан

Цель: Продолжение знакомства с творчеством данного автора.

Задачи:

  1. Познакомиться с новым произведением, учиться давать характеристику главным героям, анализировать их поступки, находить идею и главную мысль текста.
  2. Развивать речь, внимание, умение анализировать, делать выводы.
  3. Учиться доброму отношению с окружающими, сопереживанию и взаимопомощи.

Ход урока:

 

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

 

2.”Мозговой штурм” (слайд №1)

“Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг”.

Виктор Гюго (французский писатель)

 

“Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались”

Генри Торо (американский писатель, мыслитель, общественный деятель)

– Как вы понимаете эти высказывания?

– Согласны ли вы с ними? Обоснуйте свой ответ.

 

  1. Актуализация опорных знаний:

а) Определение темы урока:

– Нам нужно определить тему сегодняшнего урока. Для этого я буду читать вам отрывки из разных произведений, а вы должны вспомнить, что это за произведения.

(слайд № 2)

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

– Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

– Спрошу у мамы.

(“Синие листья”) (появляется иллюстрация)

 

Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:

— Ку-ка-реку! Доброе утро, хозяюшка!

Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Перышки разноцветные, словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок.

(“Добрая хозяюшка”)  (появляется иллюстрация)

 

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

– С тобой что-то случилось?

– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.

(“Волшебное слово”)    (появляется иллюстрация)

 

На каникулах выдался сильный мороз. Москва стояла белая, нарядная; в скверах застывшие деревья закудрявились от инея. Юра и Саша бежали с катка. Мороз колол им щёки, пробирался сквозь варежки к закоченевшим пальцам. До дома было уже недалеко, но, пробегая мимо аптеки, мальчики заскочили туда погреться.

(“Простое дело”)     (появляется иллюстрация)

– А что объединяет все эти произведения?  (автор).

– Кто их написал? (Валентина Осеева).

 

Б) Сведения об авторе.

– Чтобы напомнить нам об этой писательнице я попросила Даниила подготовить небольшую биографическую справку о ней.   Давайте послушаем.

(слайд № 3)

Осеева Валентина Александровна  –  русская советская писательница.  Родилась  28 апреля 1902 года.

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н. В. Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей .   Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот». Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы.  Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.

 

  1. Стадия вызова

А) Определение названия произведения: 

 “Ассоциации”    (слайд № 4)

Первая картинка “портной”

– Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (ответы детей)

– Какое название может быть у произведения связанного с этой картинкой? (ответы детей).

– Посмотрите вторую картинку   (лиственница), сузился ли круг вариантов, ведь они должны быть связаны с обеими картинками?  (ответы детей).

– Я думаю третья картинка даст нам окончательный ответ   (ёж).

– Молодцы! Это произведение называется “Волшебная иголочка”.

 

Б) Словарная работа

– Работу со словарём проводили Вика и Рита. Я попросила их выяснить, как толкуется слово “волшебный” в словаре.

В “Толковом словаре” С.Ожегова “Волшебный”-

  1. Действующий волшебством, обладающий чудодейственной силой.
  2. Очаровательный, прекрасный, пленительный.

– Как вы думаете, какое из этих двух значений имеется в виду в данном произведении? Почему?

– Какие вы ещё знаете произведения, в названии которых есть слово “волшебный”?  (“В. слово”, “В. буфет”, “В. бумажка”, “В.флейта”, “В. очки”, “В. кольцо”, “В. галоша”, “В. дудочка” и другие).

– Как вы думаете, почему авторы часто обращаются к теме волшебства? ( ответы детей).

 

В) Рассказ-предположение по ключевым словам, запись мысли до чтения:

– О чём может быть произведение с таким названием? Запишите кратко своё предположение.

(2-3 записи зачитать вслух). В конце урока рядом с вашей записью нужно будет поставить знак + или -. Если совпадёт, то +, а если не совпадёт, то-.

 

  1. Стадия осмысления

“Чтение с остановками”.

Читают хорошо читающие дети по отрывкам. В конце заслушивается аудиозапись.

1 часть – с.58-59(3 обзаца)

– Почему иголочка была дорога Машеньке?

– Маша взяла подарки, как вы думаете, почему?

– Что будет дальше?

 

2 часть  – с.59-60 (1 обзац)

– Послушается ли Маша шелкопряда или нет? Почему?

– Что м.б. дальше?

 

3 часть   –  с.60-61 (1 обзац)

– Баба-Яга встретила Машеньку приветливо, как вы думаете, почему?

– Будет ли она дальше так же ласкова?

– Что может произойти дальше?

 

4 часть   – с.61-63(2 обзаца)

– Изменилось ли отношение Бабы-Яги? Поясните.

– Как вы думаете, какую хитрость задумала Машенька?

Что будет дальше?

 

5 часть   – с.63( 3,4 обзацы)

– Машеньке удалось сбежать, но закончились ли её неприятности?

– Чем же может закончится эта сказка?

 

Б) концовку сказки дети слушают аудиозапись с иллюстрациями на экране.

 

В)   – Теперь, когда вы прослушали весь рассказ, вы сможете ответить на вопрос: совпало ли ваше мнение о том, что может произойти с реальным содержанием произведения?  (Поставьте знак+ или – )

– Правильно ли вы определили тему рассказа по его названию?

  1. Физминутка.

 

  1. Стадия рефлексии

– А теперь подумайте над следующими вопросами: какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ?

Работа в парах.

– Чтобы легче было ответить на этот вопрос, вы выполните следующее задание:

у вас на столах лежат листы с таблицей. Вам нужно составить вопросы, которые начинаются с этих слов по содержанию текста. На выполнение 5 минут.

 

– Самостоятельное чтение  рассказа про себя с составлением “тонких” и “толстых” вопросов.

– Задайте свои вопросы другой паре и ответьте на их вопросы. (2 минуты)

 

  1. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

– Чему учились сегодня на уроке?
– Что нового интересного узнали?

– Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями В. Осеевой?
– Вы можете взять сборник её рассказов в нашей школьной библиотеке и почитать. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.

  1. Оценка своего ощущения от работы на уроке:

-Если вы довольны своей работой на уроке, отдайте свою иголочку Машеньке. А если что-то вызывало затруднение, то отдайте иголочку Бабе Яге.

Скачать

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *