Авторитет родителей – залог правильного воспитания ребенка
Сейтенова Анна Владимировна
Воспитатель
ГККП Ясли — сад №4 «Березка»
г.Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Семья – это целый мир для маленького ребенка. Это мир, в котором ребенок
живет, действует, совершает открытия, учится любить, ненавидеть,
радоваться и сочувствовать. В семье ребенок приобретает свой первый опыт
общения и навыки жизни среди людей. Первичное чувство
гражданственности у ребенка формируется в семье, и здесь пример
родителей, их отношение к людям, труду и общественным обязанностям
играют первостепенную роль.
Развитие личности тесно связано со всеми аспектами семейной жизни:
организацией дома, эмоциональной и моральной атмосферой, стилем
взаимоотношений между взрослыми и существующими семейными
традициями. Вся жизнь взрослых является примером для младших.
Поэтому воспитание ребенка и организация его жизни начинается, прежде
всего, с воспитания самого ребенка, организации семейной жизни и создания
в семье таких нравственных отношений, которые обеспечивают здоровый
микроклимат. Эффективность педагогического вмешательства во многом
зависит от микроклимата в семье: ребенок более восприимчив к
воспитательным воздействиям, если он растет в атмосфере дружбы, доверия
и взаимной симпатии. Родители несут особую ответственность за создание
семейных отношений, которые характеризуются равенством всех ее членов,
включая самых маленьких. Но сегодня, к сожалению, мы видим совершенно
иной образ ребенка как "марионетки", перед которой "вращается весь мир".
Там, где ребенок разделяет общие заботы семьи и выполняет (насколько это
возможно), определенные профессиональные обязанности, возникают более
благоприятные условия для формирования таких качеств, как отзывчивость,
взаимопомощь. Отношения в семье определяют течение, от которого зависит
эффективность целенаправленных педагогических воздействий на ребенка,
результат формирования у него готовности выполнять указания старших,
желания подражать им, веры в их авторитет.
Сегодня наблюдается совершенно иная тенденция уважения и авторитета для
детей. Поэтому семейное воспитание и ответственное родительство
необходимо поддерживать, разъясняя молодым семьям (родителям) не
только моральные нормы воспитания детей в семье, но и культуру поведения
в обществе.
Семейные традиции, санкционированные временем и проверенные на
практике, оказывают большое влияние на детей. Ведь есть законы, которые
нельзя ослушаться: все – и старшие, и дети – делают не только то, что хотят,
но и то, что необходимо, все выполняют определенные обязанности, делают
это не только для себя, но и для других.
Эмоциональная атмосфера в семье – это тоже своего рода традиция. В
некоторых семьях принято решать вопросы в спокойной, корректной манере.
В других даже простой разговор ведется с раздражением, а на детей кричат.
Очевидно, что в первом случае ребенок учится реагировать на спокойное
обращение, во втором –
на сильные раздражители: он не будет слушаться, пока вы не прикрикнете на
него. Нельзя забывать, что мы воспитываем не только тогда, когда учим
ребенка, прививая ему понятие добра и зла, объясняя, требуя. Мы оказываем
влияние все время, каждую минуту нашего общения с ребенком. Все наши
действия, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы и потребности
вовлечены в образование. Если ребенок видит взаимную поддержку,
чуткость и внимание в отношениях со взрослыми, он приобретает
положительные черты характера. Но если ребенок наблюдает в отношениях
со взрослыми фальшь, равнодушие, стремление к материальным, а не
моральным благам, его воспитание неизбежно оказывается под угрозой.
Мы также должны говорить о том, что дети непослушны. Одной из причин
непослушания является неоправданная любовь родителей к своим детям.
Конечно, не любить своего ребенка – это противоестественно для родителей.
Без этого трудно привить растущему ребенку чуткость, внимательность к
людям, умение считаться с другими, а главное, без этого невозможен контакт
между взрослым и ребенком, основанный на взаимопонимании и близости.
Но любовь к ребенку – не самое главное, гораздо важнее научиться управлять
своими чувствами, руководствуясь разумом. Чего сейчас так не хватает
родителям, они слепо и безоговорочно любят своего ребенка, потакая его
потребностям в ущерб, воспитанию, и в результате пожинают "плоды" своей
любви в виде плохого настроения, истерик, плохого поведения.
Любовь к ребенку – это действенное чувство, выражающееся как в уважении,
в последовательных требованиях, так и в умеренной доброте по отношению к
ребенку. Настоящая родительская любовь не только не исключает, но,
напротив, обязательно предполагает разумную строгость и объективность.
Если мальчик боевой, и его родители думают: он растет для драки, он умеет
за себя постоять; он ни с кем не поделится игрушкой – он бережливый. Если
ребенок чувствует, что он всегда в центре внимания, что все разговоры в
семье только о нем, он становится настоящим хулиганом и своими "дай",
"принеси", "хочу" приказывает взрослым, добиваясь желаемого результата.
Непослушание ребенка – знак того, что взрослые не имеют авторитета в его
глазах. Некоторые родители пытаются построить все воспитание по
принципу: мы тебя любим, и ты тоже должен нас любить.
Избаловать ребенка могут не только игрушки и лакомства, но и слишком
много внимания. Ребенку потакают, его балуют и окружают воспитатели,
которые склонны преувеличивать ценность своего ребенка. В результате
такого воспитания ребенок привыкает брать, ничего не давая взамен. Они
могут претендовать лишь на определенные права среди себе подобных и не
склонны выполнять какие-либо обязанности. Чувство ответственности за
свое поведение также чуждо им. Избалованный ребенок испытывает
трудности в детском саду и не понимает, почему ему не все разрешают.
Результатом является бунт в виде капризности, упрямства и неподчинения
общепринятым правилам. Перевоспитать такого ребенка очень сложно. Вы
должны дать ему понять, что он не один – единственный, но один из многих,
таких же, как он. Ведь дети, привыкшие к тому, что их плач, нытье вызывает
немедленную готовность взрослых прийти с помощью, сами остаются
пассивными, равнодушными.
Важно уметь отличать детские шалости от преднамеренного озорства и не
позволять им переходить границы дозволенного. Если ребенок научится
вовремя прислушиваться к слову воспитателей, то легко пресечь шалости и
предотвратить детские эмоциональные эксцессы. Следует всегда помнить,
что форма и сила эмоционального выражения зависит от воспитания ребенка.
Чувство долга, способность проявлять сыновнее внимание, когда это
необходимо, в зрелые годы не приходит к человеку внезапно. Это чувство
формируется под влиянием предыдущей жизни.
Почему некоторые дети, когда вырастают, теряют добрые чувства к
родителям, перестают считаться с их мнением, забывают о своей
ответственности и долге перед ними? Кто виноват в том, что взрослые (у
которых уже есть свои дети) продолжают смотреть на своих родителей с
эгоистической и потребительской точки зрения? Причин много, но главная из
них заключается в том, что они были воспитаны в чрезмерной
привязанности.
Только благодаря авторитету взрослых и правильному воспитанию
закладываются положительные черты личности ребенка, и только при этом
условии можно говорить о формировании его готовности к активному,
сознательному послушанию.