Путешествие в город букв и звуков
Ергешева Ихдина Хусеевна
Ясли-сад №8
г. Тараз, Жамбылская область, Казахстан
Развитие речи и обучение грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в город букв и звуков»
Ключевые слова: обучение грамоте, развитие речи, подготовительная группа
Тема: «Звук. Слог. Слово»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, физкультура.
Программное содержание: закрепить полученные детьми знания.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков.
- формировать умение выполнять звуковой анализ слов, различать гласные и согласные.
- упражнять в делении на слоги.
- упражнять в определении количества слогов в слове.
- закрепить умение читать слова.
- закрепить умение составлять предложения с заданным словами.
- закрепить умение подбирать прилагательные.
- совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.
Развивающие:
- развивать связную речь.
- развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность.
- развивать грамматический строй речи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к образовательной деятельности.
- воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.
- воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методические приёмы:
- Словесные: беседа о гласных и согласных звуках,
- Наглядные: игра «Прочитай по первым буквам», игра «Расшифруй слово», карточки с заданиями.
Материал (оборудование): карточки с заданиями, карточки со словами, карточки с буквами, карта, мяч.
Раздаточный: фломастеры (красный, синий, зеленый), карточки.
Предварительная работа: обучение разгадыванию ребусов, беседа о звуках, слогах, слове, предложении.
Словарная работа: гласные и согласные звуки, буква, слог, предложение, звуковой анализ слова, алгоритм действий.
Ход занятия
Дети заходят и садятся на расставленные полукругом стулья.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Давайте вспомним сколько месяцев в году? Сколько времен года в году? Назовите времена года. Назовите зимние месяцы? Назовите весенние месяцы. Сколько недель в месяце? Сколько дней в неделе? Какие дни выходные? Какое сейчас время года? Какой день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера?
– Молодцы, ребята! Все мы с вами повторили.
У нас сегодня необычное занятие. Вы видели как выглядит город букв?
Дети: нет.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в город букв. Но в этот город может попасть не каждый, потому что она заколдована злым волшебником. Чтобы попасть в нее нужно совершить долгий путь, разгадать загадки волшебника и расколдовать.
Готовы ли вы пуститься в путь?
Дети: Да!
Воспитатель: Скажите, ребята, что мы знаем об этих жителях – о буквах и звуках?
Дети: Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы читаем и пишем. Буквы – это значки, а значит, мы их можем видеть, а звуки – нет.
Звуки бывают гласные и согласные. Согласные звуки бывают твердыми или мягкими.
На схеме гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым.
Воспитатель: Все верно, ребята!
Задание 1. Ребята! Нам нужно собрать зашифрованное слово. В этом слове буквы перепутаны, но под каждой буквой есть цифра. Если их поставить в правильном порядке, то вы сумеете расшифровать слово.
(1 ребенок выполняет у доски)
– Какое слово получилось ребята?
Дети: – человек!
Воспитатель: – Молодцы! Сейчас скажите сколько гласных в этом слове? Закрасим звуковые домики. Сейчас проверим. Почему домик звуков ч и в зеленым цветом раскрасили? Правильно, они мягкие согласные.
Задание 2. Посмотрите, кажется, мы уже совсем близко к главному городу. Задания злого волшебника становятся все сложнее. Ребята, у вас на столах предметные картинки, а сверху в рамочках указатели слогов (1 слог, 2 слога и 3 слога). Что изображено на картинке? Вам нужно определить сколько слогов в слове и карандашом провести линию от этого слова к количеству слогов.
Воспитатель: Вы молодцы! И еще на шаг мы стали ближе к городу!
Предлагаю немножко отдохнуть.
Физминутка.
Задание 3
Воспитатель: Ребята, следующее задание, найти слово по первым звукам предметов, которые изображены на картинке.
Задание 4. Ребята, у вас на листочках написаны слоги. Прочитайте их. Давайте попробуем собрать слова. Какие слова получились?
Дети: малыш, мамонт, машина, банан, бабочка, баран, тарелка, таракан, тачка, газон, гараж.
Гимнастика для глаз.
Воспитатель: Вот какой красивый город букв и звуков был заколдован!
Ребята! На этом игра закончилась! Но в каждой игре есть учеба! Что мы с вами сегодня успели вспомнить, во что играли? Что вам больше всего понравилось? Что было сложным?
Дети: Ответы.