Прошедшее время глагола
Казахстан, Атырауская область, г. Атырау
Техническая гимназия с углубленным изучением английского языка
Учитель русского языка и литературы
Кабдулкаримова Полина Андреевна
Цели урока:
– повторить ранее изученный материал о глаголе;
– познакомить с образованием прошедшего времени глагола;
– формировать умение различать совершенный и несовершенный вид глагола, образовывать прошедшее время глагола;
– совершенствовать орфографический навык;
– воспитывать интерес к изучению традиций и обычаев своего народа и народов других национальностей.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, карточки с заданиями.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие учеников. Эмоциональный настрой.Запись даты в тетрадях.
- Повторение.
У детей на партах лежит текст.
Хорош лес весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. Рано утром я отправился в лес. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Весной соки могучим потоком поднимаются по стволам к сучьям, набухают почки, зеленеет травка. Воздух в лесу при распускании почек свеж и пахуч. Слышится пение птиц. Внезапно темнеет от туч небо, и в тёплом воздухе наступает тишина. Вдруг раздаётся оглушительный гром, сверкает молния, обрушивается ливень, который так нужен растениям. Но небо быстро проясняется, и уже опять сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей
1.Какова тема этого текста? (весна)
2.Что происходит весной?
3.Определите тип текста? (повествование)
5.Озаглавьте текст. (Весна) Выволняется морфемный разбор слова. (весн- корень, а- окончание)
6.Какая часть речи обозначает действие? (глагол)
- Объяснение нового материала.
На прошлых занятиях мы говорили что глагол может изменяться по временам. Кто вспомнит правило? (ответы учащихся)
Находим в тексте глаголы, определяем время и задаем вопросы.
Правописание какой орфограммы в слове отправился вызывает затруднение?(и)
Итак , мы сегодня будем работать над этой орфограммой. Запишите в тетрадях тему нашего урока. Прежде чем говорить об орфограмме, посмотрим как образуются глаголы прошедшего времени.
Глагол прошедшего времени образуется путем присоединения к основе инфинитива суффикса –л (Образование- записывают таблицу)
Измените глагол (слышала, слышали).
Как же изменяются глаголы прошедшего времени? (запись – изменение по родам и числам)
Обратите внимание на гласную –а перед –л. Как можно объяснить ее написание? (запись- орфограмма. Перед суффиксом –л, в глаголах прошедшего времени пишется суффикс инфинитива)
Объясните написание суффикса –л в слове, которое мы выписали в самом начале урока.(отправИлся- потому что в инфинитиве суффикс –и отправИть)
Обратимся к учебнику. Открываем страницу 30. Прочитаем правило.
- Выполнение упражнений
Стр. 251, упр. 919.
Запишите в тетрадях следующие слова: чистить, увидеть, слушать . Образуйте прошедшее время. Объясните правописание гласных перед –л
Обращаю ваше внимание на доску .Давайте вместе прочитаем эти инфинитивы.
Сеять, веять и лелеять.
Таять, лаять, каяться.
Реять, блеять и затеять.
Чуять и надеяться.
НО: КЛЕИТЬ!
В этих инфинитивах пишется гласная –я, значит и в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л , будет писаться гласная я. В слове клеил, перед –л, будет писаться –и.
Стр. 251, упр.920
- Закрепление
Беречь, цвести, читать-
Давать, мочь, есть.
Писать, потерять, печь
Грозить, стеречь
Образуйте мужской род прошедшего времени и найдите лишнюю форму. В выделенных словах при изменении нет суффикса –л. Можно сделать вывод: не всегда образуется путем присоединения – л. Что происходит в корнях? Беречь- берег(ч\г), стеречь- стерег, печь- пек, мочь- мог.
стр.250, упр. 917.
- Подведение итогов.
Рефлексия ” Пятерочка “
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец – мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
Выставление оценок. Домашнее задание (стр.251, упр.921)
…И вот звонок,
Пустеет быстро школьный дом.
В звенящей тишине
Последние шаги.
Но в тихом классе все сидишь ты за столом,
И вновь перед тобой твои ученики.
И в тишине ты думаешь о них,
Вчера чужих, теперь родных,
Про их вопрос, про свой ответ,
Про то, на что ответа нет…
А завтра снова день придет,
И школьный радостный народ
Наполнит шумом этажи
И в вихре жизни закружит!
Когда-то сам на третьей парте у стены
О будущем мечтал и взрослым стать спешил
Уже тогда ты быть учителем решил,
Нелегкий выбрал путь, но знал, что хватит сил.
И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд…
В твоих руках судьба страны, судьба земли,
Твоих учеников исполнятся мечты.
Им сеять хлеб, вести по курсу корабли,
Жизнь детям посвятить, как это сделал ты…
И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд…
Сергей Владимирский