Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Родительское собрание на тему: “Роль родителей в нравственном воспитании своих детей”

Казахстан, г. Алматы
КГУ “Школа-гимназия №144”
Учитель начальных классов
Кайкубаева С.К.

Оформление: плакат с пословицами: «Что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке», «Родительское слово на ветер не молвится», «Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек».

Подготовительный этап.

Анкетирование детей: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Ученикам предлагается в письменном виде привести примеры:

1) Совершенного тобой или кем-то другим принципиального поступка.

2) Зла, сделанного тебе другим.

3) Справедливого поступка твоего знакомого.

4) Доброго дела, свидетелем которого ты был.

В с т у п л е н и е.

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь.  Главной причиной кризисных явлений  является пренебрежение духовными законами. Перефразируя Ф.М. Достоевского можно сказать: «Если ничего не свято, то все позволено». Согласно опросу Института социологии 55% молодых людей, то есть большинство, готовы переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха. Значительная часть молодежи не считают неприемлемыми проституцию, обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену.

*Сегодня все чаще для молодых людей идеалом становится вольная и роскошная жизнь, добывание денег любыми средствами.

*Навязывание философии гедонизма («оттянись со вкусом), для которой смыслом жизни становится получение удовольствия любой ценой, непрестанные развлечения, бегством от реальной жизни в мир иллюзий.

*Вторжение в жизнь компьютеров и телевизоров заменяет людям общение. В отрочестве и юности каждый человек начинает искать смысл жизни, а в настоящее время смысл этот разрушается большинством Средств Массовой Информации путем психологического террора и пропаганды насилия, распущенности нравов, разврата, извращений – безумия, и это очень осложняет поиск молодого человека. А.Гитлер сказал: «Кто обладает молодежью – тот обладает будущим». Если мы не задумаемся сейчас, кто старается обладать нашей молодежью – то можем остаться без будущего.

*Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда родители озабочены решением проблем экономического выживания, основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т.д.), что сводит общение с ребенком к минимуму и снижает воспитательный потенциал семьи.

*Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса;

Как следствие всего этого – кризис семьи, как первого из социальных институтов и как величайшего гаранта благосостояния и сохранения моральных ценностей.

Поэтому так важно не растерять душу подрастающего поколения. В этих условиях забота о воспитании детей становится важнейшим делом родителей, педагогов, всех членов общества.

«Дети – это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным». Так говорил А. С. Макаренко.

Младший школьный возраст (7-10 лет)

Главной задачей духовного воспитания детей младшего школьного возраста является ученичество. При этом ученичество в дальнейшей жизни должно развернуться, как способ общения с людьми: мы должны быть готовы учиться у каждого встреченного нами человека, ведь каждый несет в себе какое-то уникальное, свойственное лишь ему качество и знание. При этом ученичество ориентировано не на получение конечного результата, а на сам процесс учения. В дальнейшем ориентация на результат возникает в результате соответствующего отношения взрослых людей. Результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие. Ребенок ничего не меняет в знаниях, которые получает, он меняет себя. Этой готовности изменяться и развиваться, вообще говоря, человек должен научиться в младшем школьном возрасте на всю последующую жизнь.

Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

Мы многому учим человека в жизни: физике, математике, астрономии, искусству варить сталь и варить борщ. Учим планомерно и целенаправленно, а вот искусству строить семью и быть патриотом учим недостаточно. Именно поэтому сейчас говорится о едином учебно-воспитательном процессе, единой образовательной среде, включающей школу, внешкольные учреждения и прежде всего семью.

Мы сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье. Воспитание должно строиться на основе неразрывного единства взглядов, знаний, убеждений и действия, слова и дела.

Нравственное воспитание это – систематическое целенаправленное формирование личности, тех ее моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к другим людям, к труду.

Методы воспитания детей в семье – это способы, с помощью которых родители влияют на сознание и поведение детей, средствами  духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к духовности, являются:

  • Слово;
  • Родительский авторитет;
  • Учение;
  • Природа;
  • Домашний быт;
  • Национальные обычаи;
  • Традиции;
  • Общественное мнение;
  • Духовный и моральный климат семьи;
  • Режим дня;
  • Литература;
  • Спорт;
  • Праздники.

Вы видите  «Сосуд человеческих эмоций». Он имеет форму кувшина. В верхнюю часть сосуда помещены такие эмоции, как гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно считать разрушительными, т. к. они разрушают психику человека, его здоровье, его взаимоотношения с людьми. Эти эмоции во внешнем поведении проявляются так: обзывания, оскорбления, ссоры, телесные наказания. Оказывается, эти чувства вторичные, а происходят они от переживаний другого рода, таких как боль, страх, обида. Эти чувства страдательные (смотри 2-й слой кувшина). А их причина в неудовлетворении потребностей (смотри 3-й слой кувшина) в любви, взаимопонимании, уважении, свободе и т.д.

Возьмем несколько примеров из жизни. Дочь возвращается домой очень поздно, и мать встречает ее гневным выговором. Что стоит за этим гневом? Конечно, пережитые страх и беспокойство за дочь. Заметим, что все чувство этого второго слоя — страдательные, поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, из-за боязни унизиться, показаться слабым. Иногда же человек и сам их не очень осознает. Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства. Наверное, вам не раз приходилось слышать, как отец наставляет мальчика: «Не реви, лучше научись давать сдачи!» Причина возникновения боли, страха, обиды — в неудовлетворении потребностей.  Человеку нужно: чтобы его любили, признавали, уважали: чтобы он был кому-то нужен и близок: чтобы у него был успех: чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.  Гарантировать психологическое благополучие (не говоря уже о счастье!) каждому человеку – задача это сверхсложная. Ведь счастливость человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает. И еще — от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего — родителей с ребенком.
За любым негативным переживанием: за ним мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность.

Подобные переживания себя называют самооценкой, чувство самоценности.
Оно сильно влияет на жизнь и судьбу человека. Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких.

В этом смысле у маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие.
Ребёнок ждет от нас подтверждений того, что он — хороший, что его любят, что он может справляться с посильными (и даже немного более сложными) делами. Запишем все это как базисные стремления ребенка и вообще всякого человека (IV слой в нашей схеме).

Что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов. Поместим на дно эмоционального кувшина самую главную «драгоценность», данную нам от природы — ощущение энергии жизни. Изобразим ее в виде «солнышка» и обозначим словами: «Я есмь!» или более патетично: «Это Я, Господи!»

Повторим:
каждым обращением к ребенку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто — в основном о нем. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я — хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствий, критики — ощущение «со мной что-то не так», «я — плохой».

Душевная копилка ребенка работает непрерывно, и чем он младше, тем неизгладимое влияние того, что мы в нее бросаем. К счастью, с маленькими детьми родители более ласковы и внимательны, хотя и с ними не всегда удается избежать ошибок, как в только что описанном случае. Но по мере взросления ребенка «воспитательная» струна начинает звучать все сильнее, и порой мы перестаем заботиться о том, что же накапливается в его «сокровищнице» самооценки: светлые дары нашего тепла, принятия и одобрения — или тяжкие камни окриков, критики, наказаний.

Еще раз замечу, что начинать надо именно с выслушивания ребенка. После того, как он убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а также примет участие в поисках совместного решения.

Дети вырастают  добрыми  и щедрыми,если совершенно точно знают, что родители их очень любят. А потом они просто возвращаю миру то, что получили от своих родителей».

Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.

Проверить так ли это поможет тест «Где сидит ваш ребенок».

1. Минитест.

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь. В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать по отношению к матери. Предлагаем вам дома провести мини-эксперимент: куда сядет ваш ребенок. Посмотрите на доску, там изображен рисунок:

Если ваш ребенок выбирает стул рядом с мамой, папе следует призадуматься о своем отношении с ребенком, и наоборот, если он выбирает стул рядом с папой, пусть задумается мама. Если ребенок захотел сесть между родителями и просит пересесть кого-либо из вас, – радуйтесь, он относится к вам практически одинаково. Но если ребенок садится отдельно, куда-то в угол, – вашему мальчику или девочке в семье тоскливо и одиноко. Уделите ребенку значительно больше внимания и любви.

Врач-педиатр Н. Андреева: «Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности».

Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.

Э к с п р е с с – о п р о с  для родителей.

  • Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?
  • Как учитываются возрастные особенности ребенка?
  • Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?
  • Как относится к их выполнению?
  • Как вы активизируете ребенка в определении рациональных приемов труда?

На вопросы отвечают разные родители. Надо постараться включить в обсуждение их весь класс, чтобы родители задумались о структуре взаимоотношений в своей семье.

Очень важным фактором семейного воспитания являются семейные праздники.

Попросить родителей рассказать, как отмечаются пятерка сына (дочери) в школе, возвращение из командировки отца, приезд бабушки и т. д. Какой эмоциональный настрой дает это ребенку?

В семье дети обмениваются впечатлениями от услышанного, увиденного, прочитанного. Нередко дети всерьез воспринимают слухи или неверные суждения. Если вы это слышите от детей или их товарищей, тактично вмешайтесь в разговор, рассейте заблуждения ребят, помогите им увидеть события и факты правильно. А. С. Макаренко писал: «Все, что происходит в стране, через вашу мысль и вашу душу должно приходить к детям».

О б с у ж д е н и е некоторых высказываний детей в ответ на анкету «Что такое хорошо и что такое плохо…».

Необходима привычка – правильно поступать. Наша задача не только воспитать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитать правильные привычки, когда мы поступали бы правильно не потому, что сели и подумали, а потому что так привыкли.

П р и м е р. Прозвенел звонок, ребята 6 класса бросились к раздевалке. Мальчики рвались вперед, отталкивая девочек, тогда учительница громко, хорошо поставленным голосом остановила их, приказала пропустить девочек, помочь им надеть пальто, а потом одеваться самим.

Очень хорошо, если ребенок и в семье видит во взаимоотношениях родителей такое же правильное отношение, тогда это станет привычкой.

З а д а н и е  р о д и т е л я м. (групповая форма работы)

Подумать, какие привычки вырабатывают они у своих детей.

Предложить ряд привычек, которые необходимо начать вырабатывать в классе (например, не обзываться, не драться, здороваться, поздравлять друг друга с праздником и т. д.).

Учитель. Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. При этом всегда нужно помнить слова А. С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник.

 

 

Скачать разработку

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *