Урок физики в 8 классе на тему “Измерение работы и мощности электрического тока”
Казахстан,Западно-Казахстанская область,Сырымский район,село Жымпиты
КГУ “Средняя общеобразовательная школа им.К.Мырзалиева”
Учитель физики
Жаксыгереев Максот Еркенович
Цели урока :
обучающие: научиться измерять и рассчитывать работу и мощность электрического тока ( с учетом единиц их измерения ) по формулам, выражающим связь мощности с силой тока и напряжением и законом Джоуля-Ленца, количество теплоты выделяемой проводником с током, стоимость израсходованной электроэнергии при известном тарифе;
закрепить практические навыки измерения величин: силы тока (амперметром), напряжения (вольтметром) и сборки простейшей электрической цепи.
воспитывающие: – в ходе работы групп содействовать воспитанию умении высказать свою точку зрения, слушать товарищей, толерантно относиться друг к другу. .
развивающие: пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям; формирование умении критически, но обьективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие)
Тип урока : комбинированный
Вид урока : выполнение лабораторной работы.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, практический.
Оборудование:
– источники тока, амперметры, вольтметры, лампы, соединительные провода, секундомеры.
Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная
Роль учителя: организация учебной деятельности, консультирование.
Ход урока
Здравствуйте! Садитесь.
Что было задано на дом?
Ответ : § 42 «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца».
Домашнее экспериментальное задание №6
Подготовиться к выполнению лабораторной работы №6
На сегодняшнем уроке мы будем выпонять лабораторную работу №6 «Измерение работы и мощности электрического тока»
Сегодня главная цель нашего урока: научиться измерять и вычислять работу и мощность электрического тока и закрепить практические навыки измерения силы тока, напряжения и сборки простейшей электрической цепи.
Но прежде чем приступить к выполнению этой работы нам нужно ответить на вопросы, касающиеся работы и мощности электрического тока.
Фронтальный опрос. 1) Как определяется работа электрического тока?
Ответ: Работа электрического тока равна произведению величины силы тока, напряжения и промежутка времени, за которое совершается эта работа.
A=IUt и А=I2Rt
2) В каких единицах измеряется работа электрического тока?
Ответ: Работа электрического тока измеряется в Джоулях,
1Дж= 1А×1В×1с , 1Дж=1Вт×1с
3) Как определяется мощность электрического тока?
Ответ: Мощностью электрического тока является работа тока А, совершенная за единицу времени
Р= или P=IU
Для нахождения мощности тока необходимо измерить силу тока в проводнике, напряжение в цепи и найти их произведение.
Для мощности тока также справедливы следующие выражения :
P= и P=I2R
4) В каких единицах измеряется мощность электрического тока?
Ответ: В международной системе единиц (СИ) единица мощности выражается в ваттах. 1Вт
За единицу мощности 1 Вт принята мощность тока силой 1 А на участке с напряжением 1В:
1 Вт = 1А×1В ; 1Вт = 1 Дж/с ; 1Дж=1Вт×1с
Один ватт сравнительно небольшая мощность. На практике используют более крупные единицы, кратные ватту – гектоватт 1гВт=102Вт, киловатт 1 кВт=103 Вт; мегаватт 1МВт=106Вт
5) Как записывается и что определяет закон Джоуля-Ленца?
Ответ: Закон Джоуля-Ленца :
Работа А электрического тока I, протекающего по неподвижному проводнику сопротивлением R, преобразуется в тепло Q, выделяющееся на проводнике:
А=I2Rt
6) Как называется прибор для измерения мощности электрического тока?
Ответ: Прибор ,служащии для измерения мощности тока называется ваттметром.
7) Как называется прибор для измерения работы электрического тока?
Ответ:Прибор, служащии для измерения работы тока, называется электрическим счетчиком. В электрических счетчиках применяется единица работы тока 1 кВт×ч ( киловатт×ч). Это такая работа, которую в течение часа совершает ток в приборе мощностью 1кВт.
1 кВт×ч= 3,6×106 Дж
Учащиеся отвечают на вопросы, записывают формулы и единицы измерения на доске.
В домашнем экспериментальном задании №6 надо было рассмотреть счетчик электроэнергии находящийся у вас дома и снять с него показания. На следующий день, ровно через 24 часа опять снять показания счетчика, определить израсходованную за сутки электроэнергию, вычислить стоимость этой энергии за сутки и за месяц по действующему тарифу.
Стоимость за сутки= Тариф×( А2 – А1 )
Где А1 – показание счетчика в первый день, А2 – показание счетчика на второй день
Стоимость за месяц февраль = Стоимость за сутки × 29
Двое учащихся записывают свои работы на доске, а у остальных выполнение домашнего экспериментального задания проверяется по записям в тетрадях.
А теперь, ребята перейдем к выполнению лабораторной работы №6 «Измерение работы и мощности электрического тока».
Дома в тетрадях вы должны были сделать все необходимые записи, нарисовать схемы и начертить таблицу. У вас на столах имеется все необходимое оборудование: – источники тока, амперметры, вольтметры, лампы, соединительные провода, секундомеры.
Для чего предназначен вольтметр?
Ответ: вольтметром называется прибор для измерения электрического напряжения.
Для чего мы используем амперметр?
Ответ: амперметр используется для измерения силы электрического тока.
1) Рассмотрите шкалу амперметра,о пределите цену деления и запишите в тетрадях.
2) Рассмотрите шкалу вольтметра,о пределите цену деления и запишите в тетрадях.
3) Соберите электрическую цепь по схеме, показанной на рисунке 197 учебника.
Проверяю как учащиеся собрали цепи.
Дальше, ребята, выполняйте работу самостоятельно по описанию в учебнике.
Учащиеся замыкают цепи, замечают время включения включая секундомеры, снимают показания амперметра и вольтметра, размыкают цепи и замечают время выключения цепи от источника тока остановив секундомеры, вычисляют величину мощности электрического тока в лампе по формуле P=IU, вычисляют работу тока по формуле A= Pt,
где t – время свечения лампы.
Результаты всех измерении и вычислении заносятся в таблицу:
I, А | U, В | P, Вт | А, Дж | Потребитнль | |
Эл.лампа | |||||
Резистор |
Вместо лампы в цепи включаются резисторы и заполняется вторая строка таблицы.
Все закончили выполнение работы.
Все ли научились измерять и вычислять работу и мощность электрического тока? Ответ утвердительный.
Значит главной цели сегодняшнего урока мы достигли.
А теперь для закрепления пройденного материала решим несколько задач на расчет работы и мощности электрического тока.
По учебнику «Физика и астрономия » для 8 класса , Л.Фаизова, Л.Хильченко,З.Сыздыкбаева, Алматы, «Атамура» 2012 учащиеся решают задачи уровня А №25,№26,№27,№28 и уровня В №12,№13, №14
Учащиеся решают задачи на доске и в тетрадях.
Урок приближается к концу. Сдаите тетради для лабораторных работ.
Запишите задание на дом: : § 42 «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца», упражнение №21 (5,6,7,8,9) по учебнику «Физика и астрономия » для 8 класса Дуйсембаев Б.М. и др.Алматы, «Мектеп» 2004
Оценки за урок я выставлю вам, ребята, после проверки записей выполненных вами работ с учетом ответов на данном уроке.
Всем спасибо! Урок окончен. До свидания!