Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Влияние разнообразных приемов и методов работы на развитие речи учащихся на уроках чтения

Казахстан, г. Караганда
КГУ СОШ №13
Учитель начальных классов
Мительштейн Ирина Станиславовна

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе.  Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.

Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

Одной из важных задач – это работа не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, связывать воедино грамматический и речевой аспекты обучения, стремиться к реализации коммуникативного подхода.

В связи с этим я считаю, что развитие речи – это урок творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.

Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках, (важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка), так и устной – это могут быть записи выступлений артистов и, конечно же, речь самого учителя. Необходимо также обращать внимание на удачные образцы речи самих детей.

Есть много различных приемов и методов для развития речи учащихся.

Работа по развитию речи в 1 классе.

Поскольку у детей 6-7 лет преобладает наглядно-действенное мышление, я стараюсь использовать практические действия детей при обучении. С этой целью даю упражнения, предполагающие их самостоятельные действия. В 1 классе работаем над техникой чтения, над проблемой – как научиться читать? На уроках обучения чтению использую прием – развитие четкости произношения, или артикуляционная гимнастика. Осуществляется введением артикуляционных упражнений, скороговорок, чистоговорок, считалок. Специально подобранные упражнения способствуют укреплению мышц органов речи, совершенствуют движение языка и губ. Постепенно усложняясь, упражнения устраняют напряжение речевых органов, движения становятся свободными, координированными. Работа над упражнением идет в определенной последовательности: рассказ об упражнении с использованием игровых моментов, показ упражнения, проверка правильности выполнения, самостоятельное выполнение упражнения.

Другой прием – играем пальчиками – способствует развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций / память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность/.

Пользуюсь приёмом «жужжащее» чтение, приёмом антиципации, т.е. догадки. Например, даю слово НА. Нужно придумать слово, которое начинается с этого слога или в середине которого находится этот слог, или на конце слова. Часто применяю задание «Полустертые буквы»: в словах стёрта верхняя или нижняя часть.

Для слабых детей в букварный период даю индивидуальные карточки – перфокарты. Задание: запиши слово печатными буквами, раздели на слоги, составь звукобуквенную схему слова.

Часто на уроке используем прием составления рассказов «фантазёры». Слабо читающие дети читают начало текста на доске /2-3 предложения/, а хорошо владеющие техникой чтения уч-ся придумывают окончание рассказа. Можно выполнять задание и наоборот.

Часто используем на уроках чтения различные игры. Использование игровых моментов позволяет развить детское творчество, т.к. игра вызывает эмоциональный настрой, вдохновение, в доступной форме знакомит с разными языковыми явлениями.

Игра «Четыре превращения» – слово КЛОУН.

От перестановки букв получаются 4 слова: клоун – колун – кулон – уклон. Для слабых учеников в качестве подсказки даю картинки.

Игра «Фигура из букв» – для развития внимания.

Игра «Ципанута» – т.е. путаница. Эта игра для сильных уч-ся. Например: даю слово БАРАБАН. Буквы нужно записать в алфавитном порядке (барабан – ааабббнр).

В после букварный период идёт отработка выразительного чтения, работа проводится под девизом «Учись читать правильно».

Для выработки выразительного чтения используем шёпотное чтение, громкое и среднее чтение слов, меняем в предложении знаки препинания – точка, /прочитай спокойно, удивленно, радостно/.

Работа по развитию речи во 2 классе.

Во 2 классе работаем над проблемой «Как предупредить трудности, связанные с пониманием текста».

Интерес к чтению возникает только тогда, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. На уроках чтения продолжаем работу над творчеством при развитии речи. Например, даю задание по группам.

1 группа – обогатить текст «красивыми словами»: Вот пришла зима. Снег покрыл землю. В лесу тихо. Хлопья снега лежат на деревьях.

2 группа – сочините зимнюю сказку, используя слова: жил – был, как то раз, вдруг, однажды.

3 группа – подберите слова, рифмующихся со словами: снежинка, зима, речка, мороз.

Самое важное – развить речь ученика. Чтобы высказаться, у ребёнка должна возникнуть необходимость это сделать: что-то должно быть необычным, чтобы ребенок захотел высказаться, ведущий метод работы с учебником – комментированное чтение.

На начальной ступени обучения /1-2 кл./ устная речь играет основную, главную роль. Затем постепенно все большее значение приобретает письменная речь. С каждым последующим классом уч-ся всё больше нуждаются в предварительной подготовке к своим устным выступлениям: они набрасывают план, записывают некоторые свои мысли, лишь затем излагают их устно. Устная речь начинает и завершает процесс сообщения и усвоения, восприятия и выражения знаний. В то же время устная и письменная речь настолько тесно связаны, что их развитие и усовершенствование нельзя осуществлять раздельно в отрыве друг от друга.

Используя приведенные приемы и методы, при работе с учащимися были достигнуты следующие результаты по технике чтения:

Таким образом, используя разнообразные формы и приемы работы на уроках литературного чтения, мы в игровой форме приучаем детей внимательно вчитываться в текст, размышлять, сравнивать, доказывать, оценивать и, главное, развиваем речь учащихся.

Литература:

1 Гранин Г.Г., Концевая Л.А.,Бондаренко С.М. Когда книга учит. – М.,Просвещение, 1991.

2 Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей.- М.,Просвещение, 1990.

Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/6h_qYgqP3R6fGA

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *