Выступление на методическом заседании русоведов по теме «Использование нетрадиционных форм урока»
Казахстан, город Атырау
Средняя школа №5 имени Г.Мусрепова
Джумагалиева Тойган Жакеновна
Обучение ученика должно быть интересным, радостным, но и в то же время обеспечивающем глубокое усвоение программного материала. Одним из главных средств для достижения этой цели служит широкое и продуманное применение наглядности. Большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся оказывает дидактическая игра. В результате систематического её использования в учебном процессе у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления6 как сравнение, анализ, умозаключение.
При помощи умело построенной игры учитель может добиться систематического усвоения и закрепления знаний учащихся. Дидактическая игра содержит как-бы два элемента – познавательный и игровой. И очень важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе её эффективность может быть сведена к нулю. На своих уроках я часто использую игры. Игра может быть введена в часть урока, а может проводится весь урок, в зависимости от того, какой цели стараешься достичь на уроке или какова тема урока.
Я стараюсь проводить уроки так, чтобы ни один ученик не остался равнодушным. Провожу уроки-путешествия, «езжу» с учащимися на поезде, «плаваю» на пароходе, «летаю» на самолёте, ракете. Совершаем путешествие на необитаемый остров, где встречаем Робинзона Крузо. Очень нравятся детям путешествия в лес. Например, при работе над сказкой «Морозко» в 5 классе, учащиеся побывали в зимнем лесу. На данном уроке они решили не только познавательные задачи, но и воспитательные: любовь к животным и птицам, вопросы экологии, охрана насаждений; развивали речь, мышление и воображение.
В 4 классе провела урок-путешествие по сказе В. Катаева «Цветик-семицветик». Весь урок путешествовали, срывая лепестки. Дети побывали на необитаемом острове, встретили черепашку.
Провели чистописание – Чч (Уу), были в зоопарке; в зимнем лесу, на ёлке, празднике День Республики. Урок прошёл живо и интересно.
Провожу уроки-аукционы.
Начинаю так:
– Здесь у нас аукцион
Подведет итоги он,
Тот, кто больше,
Лучше знает –
Тот награду получает
Хорошо проводить при чтении сказок…
Ввожу элементы игры «Что? Где? Когда?»
«Алло, мы ищем таланты» выразительное чтение стихотворений
Провожу уроки КВНы в 8 классах.
Часто провожу уроки внеклассного чтения. Они хороши тем, что пополняют словарный запас учащихся. Ученики ищут ответы в тексте, используют толковые словари, развивают свою речь, мышление. Смеются и плачут, радуются и огорчаются вместе с героями произведений. Урок по рассказу В. Токаревой «Кошка на дороге», проведенный в 9 классах им очень понравился, ученики поняли, что «мы всегда в ответе за тех, кого приручили». Ученики также поняли, что многие люди, а также животные одиноки, им тоскливо, голодно и холодно. И всегда нужно их понять, когда надо посочувствовать, помочь.
Рассказ Л. Андреева «Кусака» тоже прививает сочувствие к животным. Была проведена работа по отрывку, где Кусаку оставляют хозяева, как она их искала, ждала
и, наконец, с наступлением ночи поняла, что она одинока и оставлена. Ученики сопереживали вместе с ней, им было очень жалко собачку, особенно, когда она завыла.
Очень много использую стихов. Дети смеются от души, становятся более разговорчивыми, так развивается речь и пополняется словарный запас учащихся.
Ни пуха, ни пера
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила «Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши, тебе пора.
Ну, ни пуха, ни пера!»
Через час едва живой
Петушок идёт домой,
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
В.Орлова
КРОССВОРДЫ.
Большое значение в активизации познавательной деятельности школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.
Недаром говорится: «Шутка-минутка, а заряжает на час».
Игра, как эффективное средство закрепления и проверки знаний, учащихся занимает прочное место на уроках и внеклассных занятиях по русскому языку. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Кроссворд (англ. Cross -пересечение и word -слово) игра-задача, состоящая из заполнения словами пересекающихся рядов клеток.
Способов зашифровки много, однако наибольший интерес у учащихся вызывают игры, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок, требующих у ребенка сообразительности, поэтической выдумки.
Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала, в частности важнейших орфограмм начального курса русского языка. Как показывает практика, вводить игры можно с 1 класса, так как опыт работы с кроссвордами у большинства детей уже есть по журналу «Веселые картинки».
Предлагаю учителям несколько кроссвордов для учащихся 1-5 классов.
3-4 класс
Сочетания жи, ши, чу, щу, ча, ща
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
Рис.1
По горизонтали (рис.1):
- Не сердится, а усами ворочают, не молчат, а слова не скажут, идут, а с места не сдвинутся. (Часы)
- Нахмурится, насупится, в слезы ударится – ничего не останется. (Туча)
- Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука).
- Таскал меня зверь, а попал на людей. (Шуба).
Если в ы все заполнили правильно, то в свободных клеточках по вертикали прочтете слово на то же правило.
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
Рис.2
По горизонтали (рис.2):
- Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда все несут. (Мыши)
- Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем. (Часы)
- Драчуны и забияки, живут в воде, когти на спине, и щука не проглотит. (Ерши)
- Бегут по дорожке доски, да ножки. (Лыжи).
- Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)
- Белые горошки на зеленых ножках. (Ландыши).
Если вы все заполнили правильно, то в обведенных клеточках по вертикали прочтете отгадку на загадку К. И. Чуковского «Маленькие домики по улице бегут, мальчиков и девочек по улице везут». (Машины).
Безударные гласные, не проверяемые ударением
Данная орфограмма является сквозной в курсе начальной школы. Объем трудных слов определен программой и содержанием действующих учебников. Из этих слов, принадлежащих к наиболее активному пласту общеупотребительной лексики, можно составить множество кроссвордов.
По горизонтали (рис.3)
Рисунок 3.
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок).
- С хозяином дружит, домик сторожит, живет под крылечком, и хвостик колечком. (Собака)
По вертикали:
- Непоседа птица эта, одного с березой цвета. (Сорока)
- Бел как снег, в чести у всех. (Сахар)
- Сам не бежит, стоять не велит. (Мороз).
Звонкие и глухие согласные
По горизонтали (рис.4):
3
|
5 | ||||
1 |
|
4 | |||
2
|
|||||
- В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь).
- Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дуб)
По горизонтали:
- В огне не горит, и в воде не тонет. (Лёд).
- Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
- Кто растет корнем вверх? (Зуб)
5 класс
Безударные гласные, но проверяемые ударением
По горизонтали (рис.5)
1 | 5
|
||||||
|
|||||||
4 |
|
6 | |||||
2 |
|
||||||
|
|||||||
3 |
|
||||||
Рисунок 5
- То он – блин, то он – клин, ночью на небе один. (Месяц)
- Самый бойкий я рабочий в мастерской, колочу я что есть мочи день-деньской. (молоток).
- Растет на грядке зеленая ветка, а на ней красные детки. (Помидоры)
По вертикали:
- Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
- Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом -под столом, а ночью – под кроватью. (Сапоги)
- В лесу кланяется, придет домой растянется. (Топор).
Сочетания жи, ши, чу, щу, ча,
А. Б. В.
Г.
Рисунок 6
По горизонтали (рис.6) А. Б, В, Г.
А). Ходят с края на край, режут черный каравай. (Ножи)
Б). Кто, ворочая усами раскомандовался нами: «Можно есть! Пора гулять!! Умываться и в кровать!» (часы).
В). В щели глядятся, выглянуть боятся. (Мыши).
Г). Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило).
По вертикали (рис.6) А, Б, В, Г.
А) Мы, проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы. В дождь – лежим, в мороз – бежим: уж такой у нас режим. (Лыжи)
Б) Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (туча).
В). К розе они не подпускают, доски накрепко скрепляют. (Шипы).
Г). Без меня не побежит ни одна машина, а зовусь я … (Шина).
Звонкие и глухие согласные
1 | ||||||||
2 | 3 | |||||||
4 |
5 |
Рисунок 7
- Красные звери в пещере моей, белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою, – я с радостью этим зверям отдаю. (Рот)
- Летом вырастает, а осенью опадает. (Лист).
- Есть и корешок, есть и шляпка, а не гриб. (Зонт).
- В одежде богатой живет без оконца, да сам слеповатый – не видывал солнца. (Крот).
- Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кот).
По горизонтали (рис.8)
1
|
|
|
|
||||
2 | |||||||
3
|
|
|
|
||||
4 | |||||||
- Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп).
- Скатерть бела, всю землю одела. (Снег).
- Стоит Егорий в полугорье, копьем подпирается, шапкой накрывается. (Стол).
- Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан пояском, встать не может, люди поднимают. (Сноп).
Если вы все заполнили правильно, в обведенных клеточках по вертикали еще раз прочтете слово, которое является отгадкой.
По горизонтали (рис.9)
- Стоит Егорий в полугорье, копьем подпирается, шапкой накрывается. (Стол).
- Летом вырастает, а осенью опадает. (Лист).
- Зимой в поле лежало, а весной побежало. (Снег).
- Пал брус на всю Русь, и на том брусу двенадцать елок, в каждой четыре ветки. (Год).
По вертикали
- Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (Нос).
- В шубе летом, зимой раздетый. (Лес).
- Сложишь – клин, развернёшь – блин. (Зонт).
- Через дорожку живу, а брата не вижу. (Глаз).
- Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет: Ни царь, н и царица, н и красная девица. (Град).
Рисунок 9
Мягкий знак (ь) у существительных женского рода после шипящих в конце слов и его отсутствие у существительных мужского рода.
По горизонтали (рис.10)
к |
||||
1 |
|
|||
2 |
|
|||
3 |
|
|||
4 |
|
- Что за весенняя птица любит плугом ходить и кормиться. (Грач).
- Шевельнул бородкой гном – и вошел хозяин в дом. (Ключ).
- Я антоним к слову смех. Не от радости, утех – я бываю поневоле о т несчастья и от боли, от обиды, неудач. Догадались – это … (Плач).
- Секу, секу – не высеку. Рублю, рублю – не вырублю. (Луч).
Если вы все заполнили правильно, то в обведенных клеточках по вертикали прочтете слово на то же правило.
По горизонтали (рис.11)
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
- Ходит вдоль каравая, его разрезая. (нож).
- Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).
- Зимой все ест, а летом спит. (Печь).
- Мала, а никому не мила (Мышь).
Если вы все правильно заполнили, то в обведенных клеточках прочтете ответ на загадку «Черная корова весь мир поборола». (Ночь,)
5 класс
Безударные гласные, не проверяемые ударением
По горизонтали (рис.12)
8 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
7 | 10 | |||||||||||||||
5 | 9 | |||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
- Рукавом махнул, дерева погнул. (Ветер).
- Иду в воду красен, выйду черен. (*Железо).
- Сама пестра, ест зеленое, дает белое. (Корова).
7 С подругами и сестрами она приходит к нам. Рассказы, вести новые приносит утром нам. (Газета).
9 Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей).
По вертикали:
- Когда черен, куслив и задорен, как покраснею, так присмирею (рак)
- Два братца через дорожку живут, а никогда не видятся. (Глаза).
- Сам худ, голова с пуд. (Молоток).
- Десять мальчиков живут зеленом чуланчике. (Горох.)
- Повернешь круг, заговорит далекий друг. (Телефон.)
10 Одной рукой всех встречает, а другой провожает. (Дверь).
Звонкие и глухие согласные
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
1 | 7 | ||||||||||||
2 | 6 | ||||||||||||
8 | 9 | ||||||||||||
10 | 11 | ||||||||||||
По вертикали (рис.13.)
- Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан пояском, встать не может, люди поднимают. (Сноп.)
- Толстый тонкого побьёт, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвозди)
- Рассыпался горох на двенадцать дорог. (Град).
- Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холод).
- Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят (колос)
- С неба звездой, на ладошке водой. (Снег.)
ПО ГОРИЗОНТАЛИ
- Семьсот ворот, да они вход. (Невод.)
- Что на себе не видишь? (Рост).
- Слеп да тупорыл, всю землю изрыл. Мороз пришел – в землю ушел. (Крот).
- Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк).
- В шубе летом, зимой раздетый. (Лес.)
Такие нетрадиционные уроки можно проводить во всех классах, несмотря ни на возраст, ни на уровень подготовленности и развитие учащихся.
Я считаю, что методика проведения таких уроков в основном зависит от творческого подхода учителя!
+7 776 987 0729
Либо отправьте заявку с сайта