Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Выступление на методическом заседании русоведов по теме «Использование нетрадиционных форм урока»

Казахстан, город Атырау

Средняя школа №5 имени Г.Мусрепова

Джумагалиева Тойган Жакеновна

Обучение ученика должно быть интересным, радостным, но и в то же время обеспечивающем глубокое усвоение программного материала. Одним из главных средств для достижения этой цели служит широкое и продуманное применение наглядности. Большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся оказывает дидактическая игра. В результате систематического её использования в учебном процессе у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления6 как сравнение, анализ, умозаключение.

При помощи умело построенной игры учитель может добиться систематического усвоения и закрепления знаний учащихся. Дидактическая игра содержит как-бы два элемента – познавательный и игровой. И очень важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе её эффективность может быть сведена к нулю. На своих уроках я часто использую игры. Игра может быть введена в часть урока, а может проводится весь урок, в зависимости от того, какой цели стараешься достичь на уроке или какова тема урока.

Я стараюсь проводить уроки так, чтобы ни один ученик не остался равнодушным. Провожу уроки-путешествия, «езжу» с учащимися на поезде, «плаваю» на пароходе, «летаю» на самолёте, ракете. Совершаем путешествие на необитаемый остров, где встречаем Робинзона Крузо. Очень нравятся детям путешествия в лес. Например, при работе над сказкой «Морозко» в 5 классе, учащиеся побывали в зимнем лесу. На данном уроке они решили не только познавательные задачи, но и воспитательные: любовь к животным и птицам, вопросы экологии, охрана насаждений; развивали речь, мышление и воображение.

В 4 классе провела урок-путешествие по сказе В. Катаева «Цветик-семицветик». Весь урок путешествовали, срывая лепестки. Дети побывали на необитаемом острове, встретили черепашку.

Провели чистописание – Чч (Уу), были в зоопарке; в зимнем лесу, на ёлке, празднике День Республики. Урок прошёл живо и интересно.

  Провожу уроки-аукционы.

Начинаю так:

     – Здесь у нас аукцион

       Подведет итоги он,

      Тот, кто больше,

      Лучше знает –

      Тот награду получает

      Хорошо проводить при чтении сказок…

Ввожу элементы игры «Что? Где? Когда?»

«Алло, мы ищем таланты» выразительное чтение стихотворений

Провожу уроки КВНы в 8 классах.

Часто провожу уроки внеклассного чтения. Они хороши тем, что пополняют словарный запас учащихся. Ученики ищут ответы в тексте, используют толковые словари, развивают свою речь, мышление. Смеются и плачут, радуются и огорчаются вместе с героями произведений. Урок по рассказу В. Токаревой «Кошка на дороге», проведенный в 9 классах им очень понравился, ученики поняли, что «мы всегда в ответе за тех, кого приручили». Ученики также поняли, что многие люди, а также животные одиноки, им тоскливо, голодно и холодно.  И всегда нужно их понять, когда надо посочувствовать, помочь.

Рассказ Л.  Андреева «Кусака» тоже прививает сочувствие к животным. Была проведена работа по отрывку, где Кусаку оставляют хозяева, как она их искала, ждала

и, наконец, с наступлением ночи поняла, что она одинока и оставлена. Ученики сопереживали вместе с ней, им было очень жалко собачку, особенно, когда она завыла.

Очень много использую стихов.  Дети смеются от души, становятся более разговорчивыми, так развивается речь и пополняется словарный запас учащихся.

Ни пуха, ни пера

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила «Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, тебе пора.

Ну, ни пуха, ни пера!»

Через час едва живой

Петушок идёт домой,

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

В.Орлова

 

 

КРОССВОРДЫ.

Большое значение в активизации познавательной деятельности школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.

Недаром говорится: «Шутка-минутка, а заряжает на час».

Игра, как эффективное средство закрепления и проверки знаний, учащихся занимает прочное место на уроках и внеклассных занятиях по русскому языку. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Кроссворд (англ. Cross -пересечение и word -слово) игра-задача, состоящая из заполнения словами пересекающихся рядов клеток.

Способов зашифровки много, однако наибольший интерес у учащихся вызывают игры, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок, требующих у ребенка сообразительности, поэтической выдумки.

Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала, в частности важнейших орфограмм начального курса русского языка. Как показывает практика, вводить игры можно с 1 класса, так как опыт работы с кроссвордами у большинства детей уже есть по журналу «Веселые картинки».

 

 

 

 

 

 

    Предлагаю учителям несколько кроссвордов для учащихся 1-5 классов.

                                                                           3-4 класс

Сочетания жи, ши, чу, щу, ча, ща

 

1      
2      
3      
4      

                                Рис.1

По горизонтали (рис.1):

  1. Не сердится, а усами ворочают, не молчат, а слова не скажут, идут, а с места не сдвинутся. (Часы)
  2. Нахмурится, насупится, в слезы ударится – ничего не останется. (Туча)
  3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука).
  4. Таскал меня зверь, а попал на людей. (Шуба).

Если в ы все заполнили правильно, то в свободных клеточках по вертикали прочтете слово на то же правило.     

 

1      
2      
3      
4      
5            
6              

                                 Рис.2

По горизонтали (рис.2):

  1. Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда все несут. (Мыши)
  2. Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем. (Часы)
  3. Драчуны и забияки, живут в воде, когти на спине, и щука не проглотит. (Ерши)
  4. Бегут по дорожке доски, да ножки. (Лыжи).
  5. Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)
  6. Белые горошки на зеленых ножках. (Ландыши).

Если вы все заполнили правильно, то в обведенных клеточках по вертикали прочтете отгадку на загадку К. И. Чуковского «Маленькие домики по улице бегут, мальчиков и девочек по улице везут». (Машины).

 

Безударные гласные, не проверяемые ударением

     Данная орфограмма является сквозной в курсе начальной школы. Объем трудных слов определен программой и содержанием действующих учебников. Из этих слов, принадлежащих к наиболее активному пласту общеупотребительной лексики, можно составить множество кроссвордов.

 

По горизонтали (рис.3)

Рисунок 3.

 

  1. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок).
  2. С хозяином дружит, домик сторожит, живет под крылечком, и хвостик колечком. (Собака)

           По вертикали:

  1. Непоседа птица эта, одного с березой цвета. (Сорока)
  2. Бел как снег, в чести у всех. (Сахар)
  3. Сам не бежит, стоять не велит. (Мороз).

 

   

Звонкие и глухие согласные

По горизонтали (рис.4):

 

3

 

  5
1  

 

4      
2

 

   
 
  1. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь).
  2. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дуб)

По горизонтали:

  1. В огне не горит, и в воде не тонет. (Лёд).
  2. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
  3. Кто растет корнем вверх? (Зуб)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                5 класс

Безударные гласные, но проверяемые ударением

 

По горизонтали (рис.5)

 

1   5

 

   
 

 

4    

 

  6
2      

 

     
     

 

   
3      

 

     
     

Рисунок 5

  1. То он – блин, то он – клин, ночью на небе один. (Месяц)
  2. Самый бойкий я рабочий в мастерской, колочу я что есть мочи день-деньской. (молоток).
  3. Растет на грядке зеленая ветка, а на ней красные детки. (Помидоры)

По вертикали:

  1. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
  2. Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом -под столом, а ночью – под кроватью. (Сапоги)
  3. В лесу кланяется, придет домой растянется. (Топор).

 

Сочетания жи, ши, чу, щу, ча,

 

А.        Б. В.

 

 

Г.

 

Рисунок 6

 

По горизонтали (рис.6) А. Б, В, Г.

 

А).  Ходят с края на край, режут черный каравай. (Ножи)

Б).  Кто, ворочая усами раскомандовался нами: «Можно есть! Пора гулять!! Умываться и в кровать!» (часы).

В). В щели глядятся, выглянуть боятся. (Мыши).

Г). Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило).

 

 

По вертикали (рис.6) А, Б, В, Г.

А) Мы, проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы. В дождь – лежим, в мороз – бежим: уж такой у нас режим. (Лыжи)

      Б) Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (туча).

В). К розе они не подпускают, доски накрепко скрепляют. (Шипы).

Г). Без меня не побежит ни одна машина, а зовусь я … (Шина).

 

 

Звонкие и глухие согласные

 

1
 
 
2       3    

 

4
 
 

 

5    

 

                                                                                                              Рисунок 7

 

  1. Красные звери в пещере моей, белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою, – я с радостью этим зверям отдаю. (Рот)
  2. Летом вырастает, а осенью опадает. (Лист).
  3. Есть и корешок, есть и шляпка, а не гриб. (Зонт).
  4. В одежде богатой живет без оконца, да сам слеповатый – не видывал солнца. (Крот).
  5. Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кот).

 

По горизонтали (рис.8)

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2      
3

 

 

 

 

 

 

 

4      

 

  1. Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп).
  2. Скатерть бела, всю землю одела. (Снег).
  3. Стоит Егорий в полугорье, копьем подпирается, шапкой накрывается. (Стол).
  4. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан пояском, встать не может, люди поднимают. (Сноп).

  Если вы все заполнили правильно, в обведенных клеточках по вертикали еще раз прочтете слово, которое является отгадкой.

 

По горизонтали (рис.9)

  1. Стоит Егорий в полугорье, копьем подпирается, шапкой накрывается. (Стол).
  2. Летом вырастает, а осенью опадает. (Лист).
  3. Зимой в поле лежало, а весной побежало. (Снег).
  4. Пал брус на всю Русь, и на том брусу двенадцать елок, в каждой четыре ветки. (Год).

 

По вертикали

  1. Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (Нос).
  2. В шубе летом, зимой раздетый. (Лес).
  3. Сложишь – клин, развернёшь – блин. (Зонт).
  4. Через дорожку живу, а брата не вижу. (Глаз).
  5. Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет: Ни царь, н и царица, н и красная девица. (Град).

 

 

Рисунок 9

 

 

 

Мягкий знак (ь) у существительных женского рода после шипящих в конце слов и его отсутствие у существительных мужского рода.

По горизонтали (рис.10)

 

 

к

1    

 

 

 
2  

 

   
3    

 

 
4    

 

  1. Что за весенняя птица любит плугом ходить и кормиться. (Грач).
  2. Шевельнул бородкой гном – и вошел хозяин в дом. (Ключ).
  3. Я антоним к слову смех. Не от радости, утех – я бываю поневоле о т несчастья и от боли, от обиды, неудач. Догадались – это … (Плач).
  4. Секу, секу – не высеку. Рублю, рублю – не вырублю. (Луч).

  Если вы все заполнили правильно, то в обведенных клеточках по вертикали прочтете слово на то же правило.

 

             По горизонтали (рис.11)

 

1    
2      
3      
4      

 

 

  1. Ходит вдоль каравая, его разрезая. (нож).
  2. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).
  3. Зимой все ест, а летом спит. (Печь).
  4. Мала, а никому не мила (Мышь).

Если вы все правильно заполнили, то в обведенных клеточках прочтете ответ на загадку «Черная корова весь мир поборола». (Ночь,)

 

5 класс

Безударные гласные, не проверяемые ударением

 

По горизонтали (рис.12)

 

 

 

8
2
7 10
5 9
3
1
6
4
  1. Рукавом махнул, дерева погнул. (Ветер).
  2. Иду в воду красен, выйду черен. (*Железо).
  3. Сама пестра, ест зеленое, дает белое. (Корова).

                  7 С подругами и сестрами она приходит к нам. Рассказы, вести новые      приносит утром нам. (Газета).

     9   Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей).

По вертикали:

  1. Когда черен, куслив и задорен, как покраснею, так присмирею (рак)
  • Два братца через дорожку живут, а никогда не видятся. (Глаза).
  • Сам худ, голова с пуд. (Молоток).
  • Десять мальчиков живут зеленом чуланчике. (Горох.)
  • Повернешь круг, заговорит далекий друг. (Телефон.)

           10 Одной рукой всех встречает, а другой провожает. (Дверь).

 

Звонкие и глухие согласные

 

3
4
5
1 7
2 6
8 9
10 11

 

 

            По вертикали (рис.13.)

  1. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан пояском, встать не может, люди поднимают. (Сноп.)
  • Толстый тонкого побьёт, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвозди)
  • Рассыпался горох на двенадцать дорог. (Град).
  • Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холод).
  • Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят (колос)
  1. С неба звездой, на ладошке водой. (Снег.)

 

ПО ГОРИЗОНТАЛИ

  • Семьсот ворот, да они вход. (Невод.)
  • Что на себе не видишь? (Рост).
  • Слеп да тупорыл, всю землю изрыл. Мороз пришел – в землю ушел. (Крот).
  • Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк).
  1. В шубе летом, зимой раздетый. (Лес.)

      Такие нетрадиционные уроки можно проводить во всех классах, несмотря ни на возраст, ни на уровень подготовленности и развитие учащихся.

       Я считаю, что методика проведения таких уроков в основном зависит от творческого подхода учителя!

 

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *