Звук и буква «Л», автоматизация
Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Зыряновск
КГУ “Коррекционная школа-интернат №2 для детей с нарушением слуха и речи”
Учитель-логопед
Извекова Марина Владимировна
Цели:
- Способствовать правильному и четкому произношению звука «л».
- Совершенствовать мыслительные процессы обобщения и логического мышления через проведение игры, игрового упражнения, отгадывание загадок.
- Обогащать и уточнять словарь по теме: «Дикие и домашние животные»
- Развивать фонематический слух по средствам проведения звукового анализа слова.
- Развивать слуховое внимание и память по средствам проведения игрового упражнения.
- Развивать и совершенствовать навык чтения и письма.
- Воспитывать самостоятельность и аккуратности при выполнении письменных заданий.
- Воспитывать стремление выполнить все задания четко и правильно.
Оснащение:
Игрушка Самоделкин, предметные картинки, зеркало, карточки со слогами, текстом, словами для упр. «Составь пары»; игра «Составь слова»; домик для игры «Рассели животных, фишки для звукового анализа, индивидуальная тетрадь ребенка, ручка.
Ход занятия:
I.Организационный момент
Подтянись, улыбнись
И тихонечко садись.
- II. Сюрпризный момент
К нам сегодня на урок прибежал один дружок. (На фланелеграфе выставляется изображение Самоделкина). Кто это? (Самоделкин).
Самоделкин принес загадки.
Предлагаю их послушать,
все загадки разгадать
На вопрос один ответить,
и одинаковый звук в отгадках назвать. (После того как ребенок называет отгадку, логопед выкладывает предметную картинку с изображением животного)
- В дупле живет, да орешки грызет. (Белка)
- Отступить врагам пришлось! Их рогами встретил… (лось).
- Серый хищник зубами щелк. Кто же это? (волк)
Назови одним словом. (Животные). Какие это животные? (Это дикие животные, обитающие в наших лесах).
Какой одинаковый звук встречается в словах? (звук «л»)
О каком звуке у нас сегодня пойдет речь на занятии? (Мы будем говорить о звуке «л»).
III.Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звука «л».
«Парус» (под счет логопеда: «Раз, два, три, четыре, пять – можно парус поднимать», ребенок удерживает кончик язычка за верхними зубками. Под счет «Раз, два, три, четыре, пять – можно парус опускать» язычок опускается, ротик закрывается).
Молодец! У тебя все получилось! Движения были осознанными, четкими и размеренными.
А теперь подумай и скажи, как же произносится звук «л»? (Когда мы произносим звук «л» губы находятся в улыбке, рот открыт, расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец, кончик языка упирается изнутри в верхние зубки. Этот звук согласный, твердый.)
- IV. Автоматизация звука «л»
1.Как гудит в небесах самолет? (л-л-л)
Как подает сигнал пароход? (л-л-л)
2.Чтение слогов по карточке:
ла-ло-лу
ал-ол-ул
лол-лыл-лул
сла-сла-сла – несла
сла-сла-сла – пасла
сло-сло-сло – масло
3.Самоделкин предлагает поиграть в игру «Составь слова». Из слогов составить и записать слова.
- Какие слова у тебя получились? (Лоси, белочка, лошадь).
- Найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни свой выбор. («Лишнее» слово – лошадь. Лошадь – домашнее животное, а белка и лось – дикие животные).
- Каких еще домашних животных, со звуком «л», ты знаешь? (Вол, осел, козел).
- Самоделкин предлагает поиграть в следующую игру «Расстели домашних животных». (Ребенок получает предметные картинки, с изображением названных животных, и расселяет их в домике в соответствии со схемами слов. Свои действия ребенок сопровождает объяснением).
- 5. Выполни звуковой анализ слова «вол». (В слове «в-в-вол» первый звук «в». Он твердый согласный звук, обозначаем его синей фишкой. Второй звук в слове «во-о-о-ол» – «о». Это гласный звук. Обозначаем его красной фишкой. Третий звук в слове «вол-л-л» – «л». Он твердый согласный звук, обозначаем его синей фишкой. В слове «вол» один слог, ударный звук «о»).
Физминутка:
Медвежата в чаще жили, головой они крутили,
Вот так, вот так головой они крутили.
Медвежата мед искали, дружно дерево качали,
Вот так, вот так дружно дерево качали.
А потом они плясали, выше лапы поднимали,
Вот так, вот так, выше лапы поднимали,
- Игровое упражнение «Составь пары»
(Ребенок читает и соединяет слова линиями)
Волк
|
Ловкая
|
Осел
|
Гнедая
|
Козел
|
Сохатый
|
Белка
|
Злой
|
Лось
|
Глупый
|
Лошадь
|
Рогатый
|
- Самоделкин предлагает составить и записать предложение с одной из образованных пар. (Ловкая белка скакала с елки на елку.)
- Прочитай текст, подчеркни слова, в которых встречается буква «л».
В лесу живет волк со своею волчихой. Волчица меньше волка. В волчьем логове у них семь волчат. Волчица следит за волчатами. А волк добывает пищу для всего семейства.
- 9. Игровое упражнение: «Помоги Самоделкину запомнить и повторить слова»
Волк – волчица – волчата – волчий
Волчата – волк – волчий – волчица
Волчица – волчий – волчата – волк.
Молодец, ты был очень внимательным.
- V. Домашнее задание.
Где живут волк, белка, лось? (Они живут в лесу).
Нарисуй к следующему занятию лес, в котором живут эти животные.
V.Подведение итогов. Прощание.
- Что мы сегодня повторили на занятии?
- Чему сегодня научились?
С каким настроением ты уходишь с занятия.