Личность Пугачева в истории и литературе
Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Уланский район
КГУ «Привольненская средняя школа»
учитель истории
Гаджиева Ирина Ивановна
учитель литературы
Лискова Людмила Васильевна
Цель: Определить отношение к Пугачеву как к исторической личности и художественному образу.
Ожидаемые результаты: Знают биографию Пугачева, события 1773-75 годов, образ Пугачева в отношении к нему автора и рассказчика. Ведут исследовательскую работу с историческими документами и художественным текстом. Умеют анализировать и делать выводы. Проявляют интерес к изучению литературы и истории.
Ход урока
этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
I.ОРМ:
|
Положительный эмоциональный настрой на урок | ||
I I Целеполагание
|
Определяет слова для словарной работы: история, литература, роман, повесть, рассказ, историческая повесть.
|
Объясняют значение слов | Актуализация знания значения слов, расширение словарного запаса учащихся. |
Знакомит учащихся с отрывком из видео о Емельяне Пугачеве. Корректирует цель и задачи после обсуждения с учащимися их версий | Определяют цель и задачи урока | Умеют правильно поставить цель и определить исходя из цели задачи для ее достижения. | |
I I I.Основная часть
|
Учитель литературы: «Неустанный поиск многих поколений историков шаг за шагом приближает нас к верному пониманию прошлого. Но историческая истина порой рождается и в результате творческого озарения выдающихся художников слова.
Это относится в первую очередь к Пушкину, именно Пушкин первым, раньше историков обратился к теме народного бунта.
|
Сообщение учащегося о работе Пушкина над произведением. | Умение работать самостоятельно с источниками информации, а также навыки публичного выступления |
Учитель истории: «Можно ли Пушкина назвать историком?»
|
Отвечают на вопрос
|
Актуализация знаний из темы предыдущего урока по литературе. | |
Учитель истории: «Академик Вернадский отмечал: «Историзм – основная черта пушкинского творчества, основная стихия его гения.» Вспомним, что представляла собой эпоха, в которую жил Пугачев.
|
Сообщение учащегося («Правление Екатерины второй) | Умение работать самостоятельно с источниками информации, а также навыки публичного выступления | |
Учитель истории: «Казахстан – в 18 веке – часть Российской империи. Как события крестьянской войны отразились на территории Казахстана?»
|
Взаимопроверка опережающего домашнего задания (фишбоун). Лучшая работа по анализу восстания представляется классу на обсуждение.
|
Умение работать самостоятельно, систематизация полученных на предыдущем уроке знаний. Знание особенностей исторического события «Крестьянская война 1773-1775 годов» | |
Учитель литературы: В повести «Капитанская дочка» отражены события и люди того времени. Сейчас мы выясним, насколько внимательно Вы прочли текст»
|
Проходят тестирование на знание текста повести. Взаимопроверка. | Проверка знания текста произведения «Капитанская дочка» | |
Учитель литературы: «Следующая наша задача – вспомнить кто из героев произведения является исторической личностью, а кто – вымышленное лицо»
|
Выполняют задание: выбрать из героев (на экране) 1 группа и 3 группа – исторические личности; 2 и 4 группа – вымышленные.
|
Логическое мышление, систематизация знаний о героях произведения | |
Учитель литературы: «Одной из ключевых фигур повести является образ Пугачева. Он вызывает противоречивые чувства до сих пор. Познакомимся с биографией Емельяна Пугачева. Наша задача – разобраться с помощью текста повести: «Кто он, Пугачев: «изверг и злодей или умный, талантливый народный вождь?».
|
Выполняют задание: необходимо прочитать отрывки из текста повести и заполнить концептуальную таблицу, в которой отразите положительные и отрицательные черты Пугачева.
При защите руководствоваться опорными фразами: «В главе… Пугачев показан с одной стороны как…, с другой стороны — … Из этого можно сделать вывод….»
|
Умение работать с текстом произведения, выделение необходимой информации и соотнесение с поставленной задачей. Систематизация. | |
IV.Оценивание
|
Оценивание работы- оценка групп, выбор группы, которая более полно, объемно и грамотно и логично раскрыло суть своего исследования, выбор учащихся, которые были в течение всего урока показали свою эрудированность и в истории и в литературе. Оценки обсуждаются совместно. | ||
IV.Рефлексия
|
Определяют индивидуально (по желанию, выборочно) каким для них предстал образ Пугачева в произведении.
Показывают связь литературы и истории
|
Высказывание своего личного мнения. |
Эпилог:
Учитель литературы: «Мы увидели, что Пушкин сделал образ Пугачева живым, наглядным. Это не только беспощадный и жестокий злодей, но и человек, которому не чуждо милосердие, ему можно доверить жизнь возлюбленной, его можно пожалеть и за эту «грешную душу» «вечно молить Бога».
В повести раскрывается душа народа, заблудившегося в «буране» истории и ответившего на зло злом, на казни – убийством, на насилие помещиков- насилием, на обнищание – грабежом. Это душа взбунтовавшегося народа страшна, как буран, когда «дороги нет и мгла кругом».
Учитель истории: «История, основываясь на фактах уже свершившихся, позволяет нам делать выводы и извлекать уроки. А литература указывает путь, по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку. Пушкин говорит о Пугачеве: «Можно только пожалеть эту грешную душу и вечно молить о ней Бога».
Лист оценивания на интегрированный урок
по теме ««Личность Пугачева в истории и литературе»
Фамилия, имя учащегося | тестирование | «Fish» | Оценка группы | Оценка класса |
Оценивание в группе
Тема урока: Личность Пугачева в истории и литературе»
ФИ учащегося | Какую работу выполнял | пожелание |
Очень интересный и содержательный урок, ярко прослеживается мастерство каждого учителя, работая по отдельности являются авторами замечательных разработок, а когда это тандемная работа, так вообще замечательный результат! Желаю дальнейших творческих успехов!