Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Методы обучения иностранному языку

Казахстан, г. Алматы
Алматинский Автомобильно-Дорожный Колледж
Преподаватель английского языка
Абишева Акмарал Аманкосовна

Метод — это процедура, это все охватывающий план для упорядоченной презентации языкового материала,ни одна из частей которого не находится в противоречии с другим, и все они представлены на основании избранного подхода.

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества.

Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности с высоким культурным уровнем, умением ориентироваться в современном мире. Метод — это процедура, это все охватывающий план для упорядоченной презентации языкового материала, ни одна из частей которого не находится в противоречии с другим, и все они представлены на основании избранного подхода.

Приобщение студентов к практике общения на межгосударственном уровне, к участию в межкультурном диалоге делает возможной практическую реализацию их интеллектуального и личностного потенциала. Это требует высокого уровня коммуникативной культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения, в том числе и на иностранном языке.

Сегодня понятие «коммуникативной компетентности» имеет более широкое значение: студенты должны уметь не только практически работать с информацией, но и передавать ее другим. Современные технологии обучения иностранному языку аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность преподавателю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе студентов.  Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий ) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их филологической подготовки для того, чтобы они могли обмениваться мыслями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения,  правильно используя при этом систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения. Другими словами, основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Воспитательный аспект является неотъемлемой частью учебного процесса,  поэтому все образовательные технологии предусматривают воспитание у студентов необходимых качеств зрелой личности.

Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создаст максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска преподавателя.

Ведущими подходами в обучении являются:

  • компетентностный (в том числе формирование профессиональной и коммуникативной компетенции со всеми её составляющими компонентами: лингвистическим, социолингвистическим, социокультурным, социальным, стратегическим);
  • интегрированный;
  • личностно-ориентированный (развитие личности через создание условий, в которых обучающийся мог бы совершенствовать свои способности);
  • программно-целевой (обучение должно быть подчинено учебным программам);
  • личностно-деятельностный (задача преподавателя организовать деятельность, способствующую развитию способностей студента);
  • системно-структурный;
  • сознательно-когнитивный (осознание и осмысление студентом учебно-познавательной деятельности, которую он осуществляет);
  • межкультурный.

Поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части студентов положительной мотивации к изучению иностранного языка. Положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении иностранного языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей.

Все больше и больше преподавателей обращаются в процессе обучения иностранному языку к проектной методике как к одному из современных продуктивных творческих подходов, успешно реализующих основные цели обучения иностранному языку в формировании у  студентов необходимых коммуникативных  и речевых навыков и умений, позволяющих им общаться на иностранном языке.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках  проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Данная технология способствует развитию творческих способностей и развивает их воображение и любознательность. В ходе подготовки проектов  раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал. Метод проектов учит вести исследовательскую работу, работать в коллективе, вести дискуссию, решать проблемы.

Метод проектов может использоваться при обучении иностранному языку практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с учетом практической значимости для студентов.

Особое место занимает технология исследования, где студенты выходят на высокий уровень познания, самостоятельной деятельности и развития нового проблемного видения, освоение исследовательских процедур. Обобщенной базовой моделью в рамках исследования является модель обучения как творческого поиска: от видения и постановки проблемы – к выдвижению гипотез, их проверке, познавательной рефлексии над результатами и процессом познания. Вариантами модели исследовательского характера являются игровое моделирование, дискуссия, интервьюирование, решение проблемных задач и т. д.

Использование элементов интенсивного обучения, но не за счет дополнительных часов по предмету, а подбором методов и приемов, позволяют “погружать” студентов в иноязычную среду, где возможно не только говорить, но и мыслить по-английски. Для развития способностей к межкультурной коммуникации важно дать весь спектр знаний о культуре, обычаях и традициях англоязычной страны с тем, чтобы студенты имели объективную картину и могли сознательно выбирать стиль общения. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках английского языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и развивая у них умение представлять ее средствами английского языка. Такой подход возможен только при условии использования аутентичных учебных пособий.

«Языковой портфель»— это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ студентов Экспериментальная технология создания портфолио является способом наглядной презентации своих достижений за определенный период обучения, возможностью продемонстрировать способности и практически применить приобретенные знания и умения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, действительного подхода в образовании. Учащиеся видят свой рост, сознательно пополняя не только багаж знаний, но и формируя банк данных о своих достижениях за весь период учебы (проекты, сертификаты, рецензии, отзывы об индивидуальной творческой деятельности), что несомненно будет востребовано при поступлении в высшее учебное заведение.

Информационно-коммуникативные технологии находят все большее применение в организации учебного процесса, позволяют продуктивно рассмотреть все возможные аспекты (от лингвистического до культуроведческого), совершенствуют иноязычную речевую деятельность.   Их использование способствует совершенствованию лингвистической и межкультурной компетенций учащихся, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов научно-исследовательской деятельности.

Интерактивный подход — это определенный тип деятельности, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.

Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

  • Творческие задания
  • Работа в малых группах
  • Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)
  • Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)
  • Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
  • Разминки
  • Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого».
  • Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует  учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения
  • является практическим и полезным для учащихся
  • связано с жизнью учащихся
  • вызывает интерес у учащихся
  • максимально служитцелям обучения

Если студенты не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — студенты не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

Что касается практического применения технологий, вовсе не обязательно использовать одну технологию. Лучше всего было интегрировать несколько образовательных технологий, объединив их наилучшие стороны. Занимаясь интегрированием современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции студента, на протяжении ряда лет тщательно изучая, апробируя и адаптируя инновационные идеи современных преподавателей, можно прийти к выводу, что именно данная педагогическая система способствует раскрытию субъективного опыта студента, формированию личностно-значимых для него способов учебной работы, воспитанию нравственных идеалов, развитию критического мышления, адекватной оценки и самооценки, самосовершенствованию каждого студента и возможности реализовать себя как личность.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *