Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Мировой океан и его части

Казахстан, Северо-Казахстанская область,  район Шал акына, с. Повозочное

КГУ «Приишимская  основная  школа»

Учитель  географии

Кайкина  Людмила  Ивановна

Цель:  формирование представления о Мировом океане, его частях.

Задачи:
Образовательные:
— способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «океан», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «архипелаг», «материк»;
— называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги.
Развивающие: 

— развивать умения работать с учебником, картами, другими источниками знаний;
— применять имеющиеся знания на практике и в поисках решения проблемных ситуаций;
— развивать географическое мышление и устную речь;
— развивать умение анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные:
— способствовать воспитанию чувства товарищества, умение оценивать свои знания, умения применять полученные знания в жизни.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы обучения:
— Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.
— Наглядные: работа с учебником (текст, иллюстрации, рисунки), презентация.
— Практические: работа с картой, атласом и контурной картой.
Формы работы учащихся:
— коллективная во время рассказа учителя;
— индивидуальная при работе:  с картами атласа и контурной картой, при анализе схем и рисунков;
— парная при составлении кластера «Части Мирового океана»;  проверке тестового задания, работа  по  картачкам.

Термины и понятия урока: океан, море, залив, пролив, материк, остров, архипелаг, полуостров.
Оборудование: карта полушарий, рабочая тетрадь, контурные карты, карточки с заданиями.

                                                               

   Ход урока.

I. Приветствие, психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята.

Придумано кем- то, просто и мудро:

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро — солнцу и птицам!

Доброе утро — улыбчивым лицам!

 Я рада  приветствовать вас.

 — Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок  позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач

У каждого из вас на столе лежит оценочный лист в котором отражены этапы нашего урока за каждый из которых вы самостоятельно должны будете ставить себе оценку. По окончанию урока  мы подведем итоги. Итак, приступаем к работе.

  1. Актуализация знаний.

Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом по гидросфере.

Устный опрос. 

  1. Какую оболочку земли мы начали изучать?
  2. Что называется гидросферой?
  3. Какой воды больше: пресной или соленой?
  4. Из каких частей состоит гидросфера?
    5. Известно, что содержание пресной воды на планете Земля, составляет около 3% от всего объёма. Этого количества воды хватило бы всему населению Земного шара только на 1 год. Так почему водный ресурс не иссякает?

Молодцы!
III. Изучение нового материала.

-Давайте, определим тему нашего урока. Для этого, ребята,  послушайте эту удивительную музыку?

-Как вы думаете, что мы будем изучать  на уроке? (Сегодня на уроке мы будем изучать моря.)

-Моря – это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока? («Мировой океан и его части.)

Давайте вместе сформулируем цель нашего урока? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (записать ответы учеников на доске).

-Вы правы. Сегодня цель нашего урока: формирование представления о Мировом океане, его частях.

Цель моя: умело организовать работу по изучению данной темы так, чтобы вы проявили активность, самостоятельность, усвоили новое, получили положительные отметки

Вы не только себя оцените, оцените друг друга, но и меня. Помните, что многое зависит от вас!

-Открыли  тетради записали число и тему  урока

3.1.Итак, начинаем исследовать Мировой океан.

Откройте атласы и найдите, где находится Мировой океан? (его на картах нет)

Что же  такое Мировой океан?  Мировой  океан — это совокупность всех океанов.

— Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек

( Найдите океаны на карте океанов в атласе и покажите их на  физической  карте  полушарий).

— Выделите  отличительные черты каждого океана, на основе анализа карт атласа, текст и в учебнике(с.100) составьте описание океанов по плану.

Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана –самостоятельно. Оформляют ответы в виде таблицы.

Задание 1.

 

ПланТихий океанИндийский океанСеверный Ледовитый океанАтлантический океан
1. Какое место занимает по площади?Первоетретьечетвертоевторое
2. С какими другими океанами связан?с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитымс Тихим и Атлантическимс Тихим и Атлантическимс Тихим, Индийским, Северным Ледовитым
3. Какие материки омывает?Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную АмерикуЕвразию, Австралию, Антарктиду, АфрикуСеверную Америку, ЕвразиюЕвразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду
4. Какова максимальная глубина?11022 м7729 м5527 м8742 м

По результатам работы формулируются выводы: 

-самый большой по площади океан;

-самый глубокий;

— океан, омывающий наибольшее количество материков.

3.2 Части океанов. А выделяются ли какие-нибудь части в океанах? Давайте посмотрим на физическую карту и исследуем побережье Африки. Объекты гидросферы подписаны синим цветом. Какие части Мирового океана вы нашли? Гвинейский залив, Красное море, Средиземное море, Гибралтарский пролив. Какие же части выделяют в океанах? (заливы, проливы, моря). Около других материков есть моря, заливы и проливы? Назовите.

3.3 Моря. Моря — часть океана, вдающаяся в сушу. Давайте посмотрим на карту Найдите моря Тихого океана, омывающие Евразию. Берингово, Охотское, Японское , Желтое.  На карте видно, что их глубины резко отличаются от глубин открытого океана,   вода там прогревается быстрее, а значит будет другой растительный и животный мир. Таким образом: моря- часть океана, вдающаяся в сушу и отличающаяся от него свойствами вод, глубинами, рельефом дна, растительным и животным миром.  Запишите определение .

В зависимости от положения по отношению к материкам моря бывают внутренние и окраинные.  (Выполнение задания 4)

Моря могут вдаваться глубоко в сушу, соединяются с океаном проливом – их называют внутренними. Те моря, которые вдаются в сушу незначительно и имеют широкий выход в океан, называют окраинными. Самые крупные моря: Филиппинское, Аравийское,
Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово – его показывают «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей

Задание 2.

Пользуясь картами атласа, определите, внутренними или окраинными являются моря:

а) Красное; б) Карское; в) Аравийское;  г) Балтийское; д) Охотское, Чёрное.

Моря

Внутренние:                                      Окраинные:

                    1._____________________                         1.________________________

2._____________________                         2.________________________

  1. _____________________                        3.________________________

 

Сделайте вывод. Чем отличаются внутренние и окраинные моря?

3.4 Заливы и проливы. Очевидно, что заливы и проливы тоже часть Мирового  океана. Организуется работа в 2 группах. Одна – изучает заливы, вторая –проливы. Для изучениязаливов и проливов давайте разделимся на 2 группы.1 — изучает заливы, 2 – проливы. Выполняет задание на карточке  и готовится выступить в роли «Учителя». Для этого нужно уметь объяснить, что же такое заливы (проливы), правильно показать их  на карте и убедиться, что «Ученики» верно нанесли их на контурную карту и правильно заполнили таблицу.

Выполняют задания на карточках:

Задание  2. Найдите в тексте учебника (стр. 106)   определение залива, выпишите его в тетрадь.  Обозначьте  на контурной карте Гвинейский , Бискайский, Бенгальский и Мексиканский заливы. Заполните таблицу.

ЗаливОкеан
Гвинейский 
Бискайский 
Бенгальский 
Мексиканский 

Задание  3. С помощью учебника (стр16)  сформулируйте определение пролива, запишите его в тетрадь. Выясните названия проливов, обозначенных на карте, нанесите их на контурную карту. Заполните таблицу.

ОкеанПроливЧто разделяет?
 Тихий  
 Атлантический  
 Индийский  
Северный  Ледовитый  

Дети поочередно выступают в роли «учителей»: Дают определение залива (пролива) показывают их на карте, контролируют и проверяют правильность заполнение таблицы и «Учеников»: записывают определение залива (пролива) в тетрадь, наносят показанные объекты на контурную карту, самостоятельно( с помощью «учителей») заполняют таблицу. Поэтапное закрепление: Что такое пролив? Что соединяет и разделяет пролив Дрейка (учитель показывает его). Что такое залив?

Физкультминутка

Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
3.5 Материки, острова, полуострова, архипелаг.

— На сушу приходится 149 км², в Мировом океане это огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой. Это материки.

Материк – это огромный участок суши. (Запись определения в тетрадь)

Назовите и покажите их на карте по мере увеличения их площади (вызывается 1 человек для показа по карте).

— В Мировом океане находятся сравнительно небольшие участки (по сравнению с материками) суши – это острова. Самый большой остров на земле остров – это Гренландия (2,176 тыс.кв.км).

Остров – небольшие участки суши, окруженные со всех сторон водой. (Запись определения в тетрадь)

Острова по происхождению делятся: материковые (Мадагаскар), вулканические (Гавайские, Курильские острова), коралловые (Большой Барьерный риф).

— В океане встречаются архипелаги. Что же такое?

Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга. (Запись определения в тетрадь)

По физической карте полушарий найдите и назовите архипелаги. (работа с картой)

— Участки материков и островов, глубоко впадающие в океан называются полуостровами. Самый крупный полуостров – Аравийский (2730 тыс.кв.км) на Земле.

  1. Закрепление.
    Итак мы изучили все части Мирового океана, узнали много новых географических объектов, научились правильно показывать их на карте, а значит выполнили все задачи, поставленные в начале урока. А вот насколько хорошо вы усвоили материал, нам предстоит проверить. Но прежде  внимательно рассмотрите всю схему «Части Мирового океана» целиком. Закройте глаза и попробуйте про себя перечислить все части. Подумайте, все ли определения вы знаете.

4.1 «ДА» или «НЕТ». Поднимаем красный жетон – если ответ «ДА» и синий – если ответ –«НЕТ». Работаем быстро, на полученных листах, честно указываем количество правильных ответов. Проверяем себя по моему жетону.

1) Тихий океан – самый большой по площади “+”.
2) Евразия – самый маленький материк “-”.
3) Северный Ледовитый океан – находится в южном полушарии “-”.
4) Остров Гренландия – самый большой остров по площади “+”.
5) Таймыр – самый большой по площади  полуостров в мире.“-”.
6) Бенгальский залив – часть Атлантического океана “-”.
7) Средиземное море – относится к внутренним морям “+”.
8) Полуостров – часть суши, со всех сторон окружённая водой “-”.
9) Большой Барьерный риф —  остров материкового происхождения. –

10 ) Красное море относится к бассейну Атлантического океана. —

4.2. 2.Установите соответствие:
1.море                          А. Сомали
2.остров                       Б. Тихий
3.залив                         В. Гренландия
4.пролив                      Г. Баренцево
5.полуостров              Д. Персидский
6.океан                        Е. Беренгов

Ответы:  1-г, 2-в, 3-д, 4-е, 5-а, 6-б

  1. V. Рефлексия

5.1. Оценки учащихся.

5.2. Оцените свою работу на уроке. На  доске  записаны  фразы. Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

Прием «Анализ фраз»

  • Урок полезен, все понятно.
  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  • Еще придется потрудиться.
  • Да, трудно все-таки учиться!

  1. Домашнее задание
    §20. Подписать на контурной карте океаны, моря, заливы, проливы, которые упоминаются в данном тексте.

Приложение.

Задание 1. Выделите  отличительные черты каждого океана, на основе анализа карт атласа, текст и в учебнике(с.100) составьте описание океанов по плану. На контурной карте обозначьте все океаны

 

ПланТихий океанИндийский океанСеверный Ледовитый океанАтлантический океан
1. Какое место занимает по площади?    
2. С какими другими океанами связан?    
3. Какие материки омывает?    
4. Какова максимальная глубина?    

Задание  2. Найдите в тексте учебника (стр. 106)   определение залива, выпишите его в тетрадь.  Заполните таблицу.

ЗаливОкеан
Гвинейский

 

 
Бискайский

 

 
Бенгальский

 

 
Мексиканский

 

 

 Задание  3. С помощью учебника (стр16)  сформулируйте определение пролива, запишите его в тетрадь. Заполните таблицу.

 

ОкеанПроливЧто разделяет?
 Тихий

 

  
 Атлантический

 

  
 Индийский

 

  
Северный  Ледовитый

 

  

Задание 4.

Пользуясь картами атласа, определите, внутренними или окраинными являются моря:

а) Красное; б) Карское; в) Аравийское;  г) Балтийское; д) Охотское, Чёрное.

 Моря

Внутренние:                                      Окраинные:

1._____________________                         1.________________________

2._____________________                         2.________________________

  1. _____________________ 3.________________________

 

Сделайте вывод. Чем отличаются внутренние и окраинные моря?

Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/dazQKrCS3DQxrL


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *