Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ

Казахстан, Жамбылская область, г. Тараз
КГУ «Средняя школа №2»
Учитель обществознания и права
Смадилова Айгуль Жакановна

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая:

Формирование понятий: нравственность, нравственная самооценка, общечеловеческие ценности; показать основные факторы, влияющие на формирование нравственных норм, раскрыть сущность  и функции понятия «мораль»- как основного регулятора поведения людей, познакомить учащихся с миром моральных категорий, обозначить значение морали в жизни людей. Подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; провести параллель между понятиями «мораль» и «право» выяснить сходство и отличие морали и права.

Развивающая:

Стремиться к более полному освещению темы, чтобы способствовать развитию мышления учащихся, повысить их творческую активность.Совершенствовать умения анализировать; продолжить формирование умения работать с текстом документа, развивать умение вести дискуссию, отстаивать точку зрения;

Воспитательная:

Продолжать формирование нравственных основ личности учащихся;  воспитывать в учащихся  нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.Воспитывать интерес к предмету, прививать чувство толерантности друг к другу,научить применять полученные знания в повседневной жизни.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок — беседа

Оборудование: рабочие тетради учащихся ,  дополнительный (раздаточный) материал, интерактивная доска с опорными схемами, диаграммами, высказываниями.

Ход урока:

Организационный момент:

— приветствие, перекличка;

— определение цели урока.

Опрос домашнего задания:

— проверка письменного домашнего задания по составлению эссе на тему: «Духовное наследие моего народа»;

— подведение итогов и оценка работ учащихся;

Объяснение нового материала: 

План урока

Мотивация к уроку.

Объяснение нового материала по вопросам:

— Понятие нравственности (работа с определениями);

— Мораль как основной регулятор поведения людей. Функции морали;

— Мир моральных категорий;

— Мораль и право – регуляторы поведения людей и общества 

Мотивация к уроку:                                                                                                                           

Ребята, чтобы вы поняли, о чем будет сегодняшний разговор, я предлагаю Вам прослушать  отрывок из поэмы  философа Гесиода(музыкальное сопровождение Античные мелодии и фото Гесиода на экране)

«Создали, прежде всего, поколенье людей золотое

Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских,

Был ещё Крон-повелитель в то время владыкою неба.

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя, не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться, не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток

Им был ни в чем неизвестен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,

Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства, —

Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных…

Если бы мог я не жить с поколением пятого века!

Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.

Землю теперь населяют железные люди. Не  будет

Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,

И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им …

Дети – с отцами, с детьми – их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю – хозяин.

Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.

Старых родителей скоро совсем почитать перестанут…

Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.

И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,

Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею

Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.

Стыд пропадет».

Обсуждение (фронтальная беседа):

О чем идет речь в этом отрывке? Как вы думаете, актуально пророчество Гесиода сегодня, имеет ли место, то, о чем он говорил еще в   веке в нашей нынешней жизни? Найдите в тексте те слова, которыми на ваш взгляд автор наиболее точно описывает сегодняшнее время.

  • Что, по мнению Гесиода, лежит в основе благополучия или неблагополучия общества?
  • По каким критериям можно судить о тех или иных качествах личности? В чем они проявляются?

Ход беседы:

Итак, ребята, как вы видите, основная суть этой поэмы состоит в определении человеческих ценностей, в отношении людей друг к другу, о том, как поменялись нравы людей. И мы сегодня поговорим, о том, что же такое нравственность и каковы же   нравственные основы личностии общества в целом.

Итак, что же такое нравственность?

В толковых словарях есть несколько определений нравственности, примеры нескольких  из них лежат у вас на столах. Я предлагаю вам изучить их и попробовать выявить общее, чтобы записать это определение в тетрадь (раздаточный материал):

Самостоятельная работа учащихся.

Нравственность —  правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., «Русский язык», 1988 г.)

Нравственность — одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях

общественной жизни. (Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. М., «Издательство политической литературы», 1986 г. Словарь иностранных слов. М., «Русский язык», 1988г.)

Нравственность правила для воли, совести человека. (В.Даль. Толковый словарь. М., «Терра», 1995г.)

А теперь, давайте на основании вышеперечисленного дадим определение  этому понятию, и  я вам даже в этом помогу. Переверните карточку, давайте озвучим то, что там написано, и вы мне скажите, согласны ли вы с этим определением:

Запись определения в конспект.

Нравственность это —  совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; одна из основных форм общественного сознания, воплощающая  в своих нормах абсолютные ценности и человеческие добродетели(добро, доброжелательность, человечность, гуманизм. справедливость, милосердие и сострадание).

Очень много о нравственности, о моральных качествах людей писал великий сын казахского народа Абай Кунанбаев в своих сборниках мудрых мыслей «Қара сөздерi» и вот одна из них(фото Абая Кунанбаева на экране):

                               Справедливость – Мать всех благодеяний,

                               Понятия «Совесть» и «Честь» исходят от Справедливости.

                               Без Справедливости нет ни веры, ни человечности.

И ведь, правда ребята, чтобы жить среди людей не боясь, не озираясь и не оглядываясь  по сторонам, человек должен жить — по Чести,  думать и оценивать свои действия и действия людей – Справедливо, и конечно, иметь чистую и незапятнанную Совесть.

Изучая понятие нравственности, невозможно не упомянуть о таком понятии как мораль, ранее эти два понятия даже трактовали как синонимы, но этот не верно, так как нравственность  — это внутренняя установка человека, а мораль является внешним требованием  к поведению индивида.

Для того чтобы подробнее познакомиться с этим понятием предлагаю обратиться к опорной схеме.

Обобщая вышесказанное можно дать такое определение этому понятию: 

Запишите это определение себе в тетрадь. 

Значение морали определяют функции, которые она выполняет: 

Запишите схему в тетрадь.

Если вы помните, в определении понятия «мораль»  было упомянуто, что мораль –это совокупность особых духовных ценностей,  которые еще называют добродетелями человека или нравственными принципами. Способы и средства реализации каждого нравственного принципа разнообразны и зависят от моральных традиций, сложившихся в обществе, и от конкретной жизненной ситуации. Чтобы узнать, что же это за ценности давайте окунемся в мир моральных категорий. Для этого я предлагаю вам поработать с опорными карточками. Итак, перед вами моральные категории. Озвучьте пожалуйста их и расскажите как вы понимаете их смысл (учащиеся в ходе фронтальной беседы выражают свои мысли).

Время работы: 1 мин.

Говоря о понятиях морали нельзя не остановиться на таком интересном моменте -укаждого из них есть свой антипод, или антонимичное (противоположное по значению) понятие:  так,  Добро всегда соседствует со Злом, Гуманизм с Тиранством,  Справедливость с Несправедливостью, Верность с Предательством, Милосердие с Жестокостью, Щедрость с Жадностью, Правда  с Ложью, и таких примеров можно привести еще много. На примере  детских сказок мы знаем, Добро всегда ведет борьбу со Злом, которая не может завершиться окончательной победой одной из сторон.

Однако взаимная непобедимость добра и зла вовсе не означает, что борьба эта не нужна. Ведь если не бороться со злом, то оно будет доминировать над добром и причинять страдания людям, Поэтому смысл борьбы в том, чтобы всеми возможными средствами уменьшать «количество» зла и увеличивать  «количество» добра в мире. Здесь сразу вспоминается известное стихотворение советского литератора, поэта и издателя Семена Виленского:

Пусть зло во все века сильней,

Но доброта – неистребима.

Идет безвестным пилигримом,

Она дорогою своей.

Давно уж слуха нет о ней,

И вдруг такой же, как с икон Рублева,

Она глядит – сама основа

И оправданье жизни всей.

Продолжая развивать тему морали, хотелось бы упомянуть  об еще одном регуляторе поведения человека, с которым вы уже знакомились изучая курс 9 класса(система общеобязательных правил поведения, установленных государством), конечно же это Право.

А сейчас ребята, чтобы подробнее разобраться, как же Мораль и Право связаны друг с другом, давайте посмотрим, что  объединяет эти понятия, а чем они отличаются?

Практическая работа.

Для того чтобы выяснить это, давайте посредством диаграммы Венна составим сходства и отличия этих понятий, а для помощи в этой работе на интерактивной доске будут отражены опорные вопросы (с помощью раздаточного материала и опорной схемы учащиеся составляют диаграмму Венна и отражают в ней сходства и отличия понятий Право и Мораль, результаты работы озвучиваются).

Время работы: 3 мин.

Различия:

Опорные вопросы:

  1. Появилось с возникновением…
  2. Нормы устанавливаются и регулируются…
  3. Каковы последствия невыполнения норм…
  4. Источниками являются…
  5. Где закреплены…

Сходства:

  1. Являются регулятором поведения людей
  2. Все что запрещает право, запрещает и мораль
  3. Все правовые основы имеют моральную основу

Закрепление. ( Фрагмент фильма)

В целях закрепления этого вопроса, я хотела бы предложить просмотреть фрагмент фильма исторической поэмы «Батыр Баян», написанной известным казахским поэтом, деятелем, которого можно назвать «буревестником» независимости Казахстана, он был активным участником  политического движения «Алаш Орда» Магжана Жумабаева

Пока вы будете смотреть этот фрагмент, подумайте, как можно оценить поступок главного героя Баяна со стороны Морали и Права (видеодемонстрация отрывка из кинофильма «Батыр Баян. После просмотра — обсуждение).

Итак, известный своей храбростью батыр Баян привел из очередного похода несколько пленных. Среди них была молодая девушка – сестра джунгарского батыра. У Баяна был младший брат Ноян, который влюбился в пленную девушку. Потеряв от любви голову, Ноян сбежал с ней в стан врага. Узнав о побеге, Баян пускается в погоню….(далее демонстрация фрагмента фильма и обсуждение).

Рефлексия (в качестве установления обратной связи, учащиеся заполняют карточки):

  • Я сегодня открыл для себя что-то новое,
  • Разговор увлек меня, мне было интересно,
  • Мне кажется, что проблема, поднятая на уроке, достойна того, чтобы задуматься над ней серьезно,
  • Я не нашел подтверждение своим мыслям в мыслях других людей,
  • Я думаю, что мне захочется вернуться к этой теме снова

Подведение итога урока и оценивание работы учащихся. 

Я думаю, урок сегодня прошел плодотворно, я надеюсь что  вы многое узнали, все хорошо работали.  В номинацию «Очень хорошо показали себя на уроке» попадают …, и соответственно вы получаете оценку «отлично»,  «работали хорошо» ….., соответственно ваша оценка «хорошо», в категорию «хотелось бы, чтобы вы работали лучше» попадают ….., и соответственно ваша оценка «удовлетворительно».

Домашнее задание.

(раздаточный материал, комментируется учителем)

Задание №1.

Изучить конспект, уметь отразить и пояснить схемы.

Задание № 2.

Составьте триаду моральных принципов. За основу возьмите варианты предложенные вам на карточках домашнего задания:

  1. «Истина. Доброта. Красота» (классическая философия),
  2. «Вера. Надежда. Любовь» (христианская этика),
  3. «Свобода. Равенство. Братство» (основной демократический лозунг),
  4. «Совесть, Благородство и Достоинство.

Заключительная часть.

Наш урок подошел к концу, и в заключении хочется  сказать следующие слова:

Известно, что непременным спутником переломных моментов в истории народов является духовное смятение, охватывающее людей после крушения господства идеалов и ценностей. В такие моменты истории решающим оказывается нравственное состояние общества, которое слагается из нравственных основ каждой отдельной личности. Только общество, обладающее достаточной нравственной силой, способно пройти сложный и мучительный путь к утверждению новых взглядов, воззрений и ценностей без больших потерь.

«Совесть, Благородство и Достоинство

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

                                            (Б.Окуджава)

Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/puCXgUKg3PFDHN


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *