Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Казахстан, Северо-Казахстанская область, район им. Г. Мусрепова, с. Тахтаброд
КГУ «Тахтабродская средняя школа»
учитель начальных классов
Джус Ирина Фёдоровна

Цель: формирование умения различать одушевленные и неодушевленные имена

существительные.

Задачи: — учить работе со словом, отрабатывать умение разбирать слова по составу,

подбирать антонимы и синонимы к словам, различать одушевленные и

неодушевленные имена существительные.

— развивать речь, сообразительность, орфографическую зоркость

— прививать интерес к предмету.

Форма урока : урок-игра

Оборудование: мозаика с изображением клоуна который жонглирует словом

«существительное»; карточки: для определения частей слова, для

составления кластера «имя существительное», с изображением различных

предметов, с сюжетными картинками; маска «Мудрая сова»

Ход урока

I. Организационный момент.

— Дорогие ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Наша задача проявить

гостеприимство – поделиться самым лучшим: своими знаниями и умениями.

Все встряхнулись, потянулись,

И друг другу улыбнулись.

А теперь тихонько сели

Принимаемся за дело.

II. Актуализация знаний учащихся.

Минутка чистописания: В в

Витя волны

— Чем отличаются между собой строчки? (буквы, слова)

— Что общего в словах и чем они отличаются? ( общее: начинаются с буквы В, имеют два слога. Отличие: одушевленное и неодушевленное существительное, буква В мягкая и твердая)

— Молодцы, ребята!

III. Тема урока

— Сегодня на уроке мы будем говорить о словах. Так как урок у нас необычный, хочу предложить вам игру. Я знаю, что многие дети любят складывать мозаику из кубиков или пазлов. Я тоже приготовила для вас мозаику, которую мы будем складывать в течении нашего урока. Каждое правильно выполненное задание позволит нам открыть одну из частей мозаики. Чтобы картинка полностью открылась нужно быть внимательными, собранными и активными.

Итак, начнем с повторения.

1) Состав слова. (фронтальный опрос)

— на какие части можно разделить слово?

(дети называют части слова. Дают их описание. Учитель вывешивает их названия на доске)

— Что мы узнали о правописании приставок?

— Как проверить безударную гласную в корне?

( дети хором: Если буква гласная вызвала сомнение

Ты ее немедленно поставь под ударение)

— Как проверить парный согласный в корне?

(дети: Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй)

2) Работа в парах

— На столе у вас лежат карточки со словами в которых надо вставить пропущенные буквы. В…дичка, л..сной, щу…ка, подста…ка. Обозначте их части. (дается время на выполнение)

— Давайте проверим вашу работу. ( к доске вызываю 4 человека. Каждый объясняет по 1 слову. Остальные проверяют)

— Ну что ж, замечательно. Вы заслужили право открыть первую часть мозаики. ( один из учеников выходит и сам выбирает любую из частей)

3) лексическое значение слов.

— Мы узнали , что у каждого слова могут быть синонимы и антонимы. Расскажите, что вы о них знаете?

— На доске вывешаны слова: маленький

смелый

чёрный

— Первый вариант сейчас подберет и запишет синонимы к этим словам, а второй – антонимы.

— Давайте проверим, что у нас получилось? ( с левой стороны от слов на доске записывают синонимы, с правой- антонимы)

— Очень хорошо. Открываем вторую часть мозаики.

4) Составление кластера – имя существительное.

— Каждое слово в русском языке принадлежит к какой-либо части речи. ( вывешиваю на доске карточку – «часть речи» И дальше после каждого ответа.)

— О какой части речи мы говорили на предыдущем уроке? (сущю)

— Что обозначает эта часть речи?

— На какие вопросы отвечает?

— Почему 2 вопроса? Чем они отличаются?

5) Отработка умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

— На столе у меня лежат карточки с изображениями различных предметов. Быстренько, продвигаясь по «цепочке», берем одну из карточек, называем предмет и определяем одушевленный он или нет. Прикрепляем карточку под соответствующим вопросом: Кто? или Что?

— Замечательно. Вы сегодня большие молодцы! Открываем третью часть мозаики.

— А теперь все успокоились. Сели ровненько.

Учитель: Руки? Дети: На месте!

Ноги? Вместе!

Спина? Прямая!

Локти? У края!

— Интересно узнать что на рисунке?

— Тогда продолжаем.

6) Работа с учебником

— Откройте учебники на странице 162. Найдите упражнение 400. Это задание на сообразительность. В упражнении записаны слова, обозначающие неодушевленные предметы. Наша задача в каждом слове изменить всего одну букву так, чтобы слово превратилось в одушевленный предмет. (мак – рак)

Проверка.

— Замечательно! Открываем еще одну часть мозаики.

IV. Физминутка

Видео презентация

V. Исследовательская работа

— Мы с вами назвали много разных слов, но русский язык очень многогранный и необычный. И сейчас пришло время обратиться к «Мудрой сове».

(«Мудрая сова» — это ученик который дома проводил исследование по заданной теме. Выходя к доске, он надевает специальную маску совы)

«Мудрая сова» демонстрирует рисунок мужчины и женщины и делится своими рассуждениями:

— Мы видим 2 одушевленных предмета – мужчину и женщину. К ним мы можем подобрать огромное количество различных названий. Например: брат и сестра, друг и подруга, мама и папа, учитель и врач, хоккеист и певица … и все эти названия тоже будут относиться к одушевленным существительным.

— Спасибо, Мудрая сова. Твои наблюдения помогут нам выполнить следующее задание.

VI. Самостоятельная работа.

— Думаю, что многие из вас обратили внимание на «Загадочный конверт», который расположен у доски. Как вы думаете, что в нем находится?

— В конверте находится последнее задание, которое вы будете выполнять самостоятельно. Это карточки с сюжетными картинками. Ваша задача – выписать по 4 одушевленных и неодушевленных существительных. Не забудьте о чем вам рассказала Мудрая сова.

— Проверим вашу работу. ( заслушать 4 -5 ответов)

— Очень хорошо. Вы здорово потрудились и мы открываем последнюю часть мозаики.

VII. Итог урока.

— Что же мы видим на картинке? (клоун)

— Каким словом жонглирует клоун?

— Что оно обозначает?

— На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?

— А неодушевленные?

— Молодцы!

Запись домашнего задания.

Выставление оценок.

VIII. Рефлексия.

— Дети, вам понравился наш урок?

— А то, как вы работали?

— Мне очень понравилось как вы работали. Вы у меня молодцы. Поэтому я прикреплю к доске солнышко. Если вам все понравилось прикрепите к нему лучи, а если нет, то тучку.

— У нас получилось замечательное солнечное небо. Спасибо за урок.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *