Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Доклад «Работа воспитателя по адаптации и социализации старшеклассников коррекционной школы-интернат»

Денисова Елена Владимировна,
КГУ «Рудненская специальная школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями»
г. Рудный, Костанайская область,Казахстан

Миссия школы — интернат заключается в том, чтобы довести детей до возможного более высокой степени умственного и нравственного развития, социально интегрировать детей в общество. В процессе воспитательной работы надо пробуждать у детей веру в собственные силы, всячески поощрять проявление самостоятельности, корректировать недостатки психического развития, формировать развитие волевых процессов и самоконтроля. Перед нашими воспитанниками заканчивающими школу-интернат встаёт сложнейшая задача начать самостоятельную жизнь, адаптироваться в обществе, научиться отвечать за свои поступки и принятые решения, и за успешность социализации наших воспитанников мы педагоги несём ответственность. Именно на воспитателе, на данном этапе лежит задача стать одним из главных людей в жизни воспитанника, его опорой и поддержкой.

Характерная особенность подросткового возраста не только половое созревание организма, но и глубокие внутренние психологические изменения личности. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребёнка, который всегда и совсем соглашался, появляется мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Ещё совсем недавно дети, не умевшие сформулировать свою мысль, мнение, и не проявлявшие особенностей своего характера, теперь, не просто оспаривают, а, доказывают свою точку зрения.

И здесь необходимо научить детей толерантному общению, умению идти на компромисс во избежании неприятностей в будущем при общении на работе, в семье, обществе.

Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у детей сложности в развитии. Поэтому работа должна быть направлена на формирование нравственного опыта. Но как же понять, что внутри у каждого? Важнейшими условиями и средствами нравственного воспитания является коллектив и безупречный пример нравственных качеств педагога. Время идет, каждый год коллектив группы обновляется,

соответственно меняются взаимоотношения, и это тоже нужно учитывать, выстраивая систему воспитания. Для этого можно провести игровые тестирования, которые помогут выяснить слабые и сильные стороны, комфортность, раздражающий фактор.

В игровой ситуации дети охотно делятся своими внутренними ощущениями.

На нарисованной ладони, можно предложить дать каждому пальчику имя одногруппника, наделяя его в «прозвище» характеризующей чертой (например Вова-шахматист).

Нарисовать шапочки тем, кого уважает, и дорисовать себя рядом с тем, с кем хотел бы подружиться, общаться.

На самой ладони в зоне с плюсом отметить все положительное, что принесли взаимоотношения в коллективе, а в зоне с минусом-отрицательное, раздражающее.

Анализ результатов позволит выявить проблемы в общении, а так же корректировать работу, направленную на создание комфортной атмосферы в группе.

Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением, в этом возрасте они активно занимаются «украшением» своей внешности: использование косметики, проколы ушных раковин, стрижка волос.

Конечно, для убеждения в преждевременности этих действий приходится прибегать не только к индивидуальным беседам, но и к специальным занятиям, рассказам из личного опыта, медицинским консультациям.

Большое значение отводится индивидуальной работе, необходимость в которой возникает спонтанно, когда нужна « скорая помощь».

Например: с одним, беседа о том, что значит дружить, с другим о заметном снижении интереса к учебе, пассивному отношению к своим успехам. С кем — то о понятии «репутация». Как бережно относится к этому, не допуская неприличных действий, провоцирующих слухи.

Основная цель воспитателя в социальной адаптации подростков — помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности.

Основные направления работы по социальной адаптации следующее:

1. « Безопасность жизни» — дети усваивают при изучении правил поведения на дорогах и при ДТП , они учатся пользоваться электроприборами, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя вблизи открытых водоемов, на льду зимой, при сигналах « Пожар».

2. « Культура поведения, этика семейной жизни» — дети учатся правилам культурного общения со знакомыми и не знакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах. Сообщаю им знания о семье и семейных отношениях.

3. « Охрана здоровья» — привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний. Проводятся беседы о личной гигиене, о половом воспитании, венерических заболеваниях, о СПИДЕ.

4. «Ориентирование в окружающем мире и проф. ориентация» – умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве города, в незнакомом районе, умения пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации обслуживающие населения.

Конечно, в целом о воспитательной системе можно говорить много, и функции воспитания в старшем звене следует рассматривать комплексно, но я хочу уделить внимание трем направлениям которым отводиться больше значения в старшем звене.

А именно: воспитание этике и культуры семейной жизни, ориентирование в окружающем мире и профессиональной ориентации.

Ведущей целью курса « Воспитание этики и культуры семейной жизни» у подростков является формирование готовности вступлению в брак, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям.

И задача состоит в том, чтобы дать детям представление о строении личности, индивидуальных особенностях, психологии межличностных отношений, нравственных основах взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности сущности дружбы и любви.

На занятиях мы стараемся показать несовместимость любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией, их вредное воздействие на репродуктивную функцию организма.

Обсуждаются и вопросы экономической сферы. В освоении направления

« Ориентирование в окружающем мире » большое значение мы придаем экскурсиям.

Ознакомительные экскурсии позволяют детям получить представление о назначение учреждения (магазин, ЦОН), о действующих работающих там людей и посетителей.

А итоговые проводятся как практическое занятие (например покупка в магазине, получить документ).

Ценность этого метода заключается в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектом окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформулированные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т. е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.

Так же на практике применяется один из основных методов обучения социально – бытовой ориентировке – моделирования реальных ситуаций.

Метод используется при проведении сюжетно – ролевых игр, например «Знакомство». Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.

Дети выбирают карточки. Читают информацию о себе. Задача познакомиться, задать друг другу вопросы об имени, возрасте, стране, языке, профессии, ответить на вопросы друг друга. Воспитанники школы-интерната растут в особом мире, который является полуизолированном от реального. В результате, при вступлении в самостоятельную жизнь, у них появляются трудности при общении с людьми, сформировывается некомуникабельнность и неприятие себя как личности.

Этот метод учит правилам культурного общения с незнакомыми людьми.

А так же особую актуальность в старшем звене приобретает такая проблема как подготовка к самостоятельной взрослой жизни, профессиональная ориентация. Для социальной адаптации большое значение имеет профессиональное обучение учащихся, которое решает задачи трудового и экономического воспитания, учит к бережному отношению к результатам своего труда и главное формирует у детей социальную ответственность. Для детей нашего интерната профессиональное обучение одно из важнейших условий адаптации в общество. Наши выпускники получают возможность приобрести специальность штукатура-маляра, швеи, слесаря, мебельщика, повара, парикмахера. Главную роль в профессиональной ориентации воспитанников отводим беседам. Планируем во втором полугодии совместно со второй группой экскурсии по училищам.

Скачать

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *