Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Синтаксис русского языка

Абуева Айнур Даулеткереевна
учитель русского языка и литературы
Общая средняя школа им. Б.Бегалиева
с. Ганюшкино, Курмангазинский район, Атырауская область, Казахстан

Программа курса для 10 «б»  класса с нерусским языком обучения

« Синтаксис русского языка»

Пояснительная записка

        Русский язык в Казахстане наряду с государственным – одно из основных средств получения информации во всех сферах жизни общества. Место русского языка определено в образовательной системе РК «Законом о языках».

       Государственный стандарт обучения русскому языку как второму в школе предусматривает прежде всего обучение общению на языке, приобщению учащихся к культурным ценностям русского народа, расширение кругозора через русское слово, а также становление гражданина с высокими нравственными качествами. Обучение русскому языку должно быть направлено на формирование культурной, лингвистически компетентной личности.

     Актуальность проведения курса заключается в том, что данная программа способствует подготовке учащихся к промежуточному государственному контролю. Программа составлена самостоятельно с учетом требований государственного стандарта образования и для изучения курса русского языка, которое закладывает основы общеобразовательных знаний о строе русского языка, формирует и совершенствует речевые, орфографические, пунктуационные навыки и умения.

        Цель курса: формирование языковой личности путем углубленного изучения синтаксиса русского языка.

        Задачи курса:

  • формирование познавательной и коммуникативной культуры личности
  • развитие орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста
  • практическое использование лингвистических знаний и умений на тестировании.

       Планирование составлено на 34 часа. После повторения очередной темы учащимся предлагаются тесты и карточки, включающие все трудные случаи и исключения по данной теме, дается подробный комментарий ко всем заданиям.

      Особенностью данной программы является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на наиболее сложных случаях орфографии и пунктуации.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

— основные орфограммы и пунктограммы;

— способы выражения главных и второстепенных членов предложения;

— порядок разбора простого и сложного предложений;

— правописание различных частей речи;

Учащиеся должны уметь:

— уметь применять теоретические знания в практической деятельности;
— уметь пользоваться условными знаками при изучении таблиц, схем, рисунков;
— уметь пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
— объяснять постановку знаков препинания в ССП и СПП,БСП.
-употреблять сложные предложения в речи.
Для решения данных задач разработан следующий диагностический инструментарий: тесты, тренировочные упражнения, карточки-информаторы.

Ожидаемый результат:

Самоконтроль знании, умении и навыков по изученной теме; умение анализировать ,обобщать существенные признаки по частям речи; выделять главное; развивать общие умении работа со справочной литературой; выделить практическую значимость полученных знаний; ликвидация пробелов в знаниях учащихся; самостоятельно упражняться в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.

Содержание программы

     В самом начале курса для диагностики уровня знаний  учащихся предлагается провести контрольный срез (тестирование). Данные контрольного среза способствуют правильному выбору форм и методов работы с учащимися и  помогут определить уровень знаний учащихся в данном классе.

   В качестве диагностического инструментария используются разного рода диктанты, грамматические упражнения, тесты, карточки-информаторы.

  Программа предполагает изучение синтаксиса русского языка. Ученик должен не только писать грамотно, но и владеть культурой речи, навыками общения.            В программе углубляются знания о синтаксисе.

  В программе учитывается принцип постепенного наращивания степени трудности.

     Большое внимание уделяется синтаксическому разбору предложений, так как он способствует формированию умений видеть структуру предложения, что, в свою очередь, формирует пунктуационную грамотность.

    В завершении курса проводится тестирование, оценивающее полученные учащимися знания.

Рецензия

   Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет способствовать совершенствованию и углублению умений и навыков учащихся в данной области, их обобщению и систематизации, а также более основательной подготовке к выпускному экзамену. Поскольку ЕНТ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации, а традиционная система уроков в 10 классах не ориентирована на подготовку к ЕНТ, то содержание этой программы – стремление организовать работу так, чтобы совместить традиционные темы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕНТ. Программа рассматривает наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок. 

Синтаксис русского языка

Тема урока Кол. часов   Дата   Формы и методы работы   Образовательный продукт
1 Цель и задачи курса. Диагностика уровня развития грамматической компетенции учащихся. 1 5.09 Беседа, контрольный срез Работы учащихся (тесты).
2 Словосочетание. Согласование 1 12.09 Беседа, работа с опорными схемами. Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки-информаторы.
3 Управление 1 19.09 Беседа,  работа с толковым словарём. Тренировочные упражнения, тестовые задания
4 Примыкание 1 26.09 Беседа, работа с фразеологичес-кими словарями. Тренировочные упражнения, тестовые задания.  
5 Синтаксис простого предложения. Предложения по цели высказывания. 1 3.10 Беседа, работа с обобщающими таблицами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания.  
6 Двусоставные предложения 1 10.10 Беседа, работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.  
7 Односоставные предложения. 1 17.10 Работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.  
8 Определенно- личные
предложения.
1 24.10 Работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.  
9 Неопределенно – личные
предложения.
1 7.11 Работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.  
10 Обобщенно- личные предложения 1 14.11 Работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.  
11 Безличные предложения 1 21.11 Работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.
12 Назывные предложения 1 28.11 Работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.
13 Простое осложненное предложение. 1 5.12 Работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.
14 Зачет Тестирование 1 12.12 Работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.
15 Однородные члены предложения 1 19.12 Работа с опорными схемами, практическое занятие.   Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.
16 Обособленные определения 1 26.12 Тестирование   Тесты
17 Обособленные обстоятельства 1 9.01 Работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.
18 Обособленные дополнения 1 16.01 Работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
19 Вводные слова. Обращения. 1 23.01 Работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
20 ССП с соединительными союзами. 1 30.01   Работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
21 ССП с противительными союзами. 1 6.02 Работа с таблицей, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
22 ССП с разделительными союзами. 1 13.02 Работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
23 Типы СПП. 1 20.02 Работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.  
24 СПП с придаточными обстоятельствами. 1 27.02 Работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.    
25 СПП с придаточными определительными 1 6.03 Работа с таблицей, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.  
26 СПП с придаточными изъяснительными 1 13.03 Работа с таблицей, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.  
27 Бессоюзные сложные предложения 1 20.03 Работа с таблицей, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.  
28 Бессоюзные сложные предложения 1 3.04 Работа с таблицей, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.  
29 Бессоюзные сложные предложения 1 10.04 Работа с таблицей, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.  
30 Бессоюзные сложные предложения с несколькими частями, связанными разной интонацией 1 17.04 Работа с таблицей, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.    
31 Сложные предложения с разными видами связи. Параллельное и последовательное, однородное и неоднородное подчинение 1 24.04 Работа с таблицей, практическое занятие.   Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.    
32 Знаки препинания при прямой речи, цитатах. Употребление кавычек 1 8.05 Работа с опорными схемами, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.    
33 Стили речи. Разговорный и нейтральный стили. Виды книжного стиля 1 15.05 Беседа, практическое занятие. Тренировочные упражнения, тестовые задания.    
34  Зачет Тестирование 1 22.05 Тестирование Тесты  

Методами контроля знаний и умений  учащихся являются: устный опрос, письменная проверка.

Форма организации контроля знаний и умений учащихся: зачет

Итоговая форма  контроля

(полугодие и год) уровня усвоения учебных знаний учащихся: тестирование


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *