Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Полезные ископаемые

Казахстан, г. Алматы,  Енбекшиказахский район
Средняя школа им. О. Жандосова
Учитель начальных классов
Асланова Ильмира Исмаиловна

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.
Задачи:
1.Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Казахстана.
2.Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с картой полезных ископаемых
3.Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия и оборудование: ТСО, учебник, тетрадь.

Методы и приемы: словесный, наглядно-практический.

Ход урока:

  1. I. Организационное начало урока.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

  1. II. Проверка домашнего задания.

1.Как изображен рельеф на карте?

2.Почему прикаспийская низменность окрашена в темно-зеленый цвет?

  1. Где расположены полупустыни и пустыни?
  2. Расскажи о рельефе Сарыарки
  3. Расскажи о горах Казахстана.
  4. Почему самую высокую гору Алтая называют Белуха?

III. Всесторонняя проверка знаний.

  1. Чертёж, на котором все предметы местности изображены так, как мы видим их сверху, только в уменьшенном виде.
    А) рисунок Б) план В) карта
    Как называется карта определенной территории. Которая передает все ее особенности – рельефы, расположение населенных пунктов и их названия, границы

государств, показывает расположение рек, озер и морей.
А) физическая Б) контурная
3. Что является основной формой суши земной поверхности?
А) возвышенности и низменности
Б) равнины и горы С) горы и холмы
4. Местность, на которой не видно ни возвышенностей, ни понижений.
А) равнина В) низменность С) холм Д) горы
Е) возвышенности Ж) овраги З) ущелья
5. Близко расположенные холмы образуют …
А) равнина В) возвышенность С) холм Д) горы
Е) возвышенности Ж) овраги З) ущелья
6. Основные отличия гор от холмов, это………….

А) горы намного выше, чем холмы;  В)холмы намного выше, чем горы; С)на вершинах холмов лежит снег;
7. Участок земной поверхности, поднимающийся над землей более чем на 200 метров.
А) равнина В) низменность С) холм Д) горы
Е) возвышенности Ж) овраги З) ущелья
8. Высокие холмы насыпанные над могилами воинов.
А) терриконы В) курганы С) карьер
9. Скопление воды в природном углублении это…
А) озера В) моря С) океаны
10. Масштаб карты:

А) показывает, во сколько раз уменьшены расстояния и размеры предметов на местности
В) особый вид карты с изображением очертаний границ государства, линии рек
С) карта определенной территории, которая передает все особенности

1 В, 2 А, 3 А, 4 А, 5 В, 6 С, 7 С, 8 В, 9 А, 10 А.
IV. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Постановка целей и задач.

Чтение стихотворения.
Джамбул Джабаев
Стал одетый в лучи Казахстан…
Каратау даст свинец,
Кокшетау гонит овец,
Тянет золотом руки Алтай,
Медь обильно дает Карсакпай,
Белый хлопок дарит Чимкент,
Золотые как в сказке хлеба.
Для народа растит Актюба…
Дни и ночи грузит поезда
Черным золотом Караганда…
В Эмбе гордые вышки стоят,
И кипит нефтяной водопад.
В Карамчинской степи зреет рис.
В Алатау сады поднялись,
А в садах слаще сна и мечты
Спеют яблоки Алма-Аты.
2)Беседа. (О чём говорится в стихотворении? О богатствах нашей Родины)  

  1. V. Усвоение новых знаний.

Что такое полезные ископаемые? (природные богатства, которые добываются из-под земли или на ее поверхности и используют в хозяйстве)

-Что такое месторождение? (места скопления полезных ископаемых в недрах или на поверхности земли)

-Что такое бассейн? (большие по площади с запасами месторождения полезных ископаемых)

— По происхождению полезные ископаемые делятся на: твердые, жидкие, газообразные.

-Какие полезные ископаемые относятся к твердым? (уголь, торф, железная руда, золото и т.д.)

-Какие полезные ископаемые относятся к жидким? (нефть)

— Какие полезные ископаемые относятся к газообразным? (природный газ)

— Давайте рассмотрим на какие группы делятся полезные ископаемые по составу и особенностям использования

По составу и особенностям использования полезные ископаемые объединяют в три группы:

Горючие                                        Рудные                                    Нерудные

природный газ                               железо                                      каменная соль

нефть                                              алюминий                                гранит

уголь                                               медь                                         известняк

торф                                                никель                                     песок

горючие сланцы                            золото                                      глина

серебро                                    мрамор

свинец                                     фосфориты

-А почему полезные ископаемые называются рудными и нерудными прочитайте из                                                  учебника.

-Рудными называют полезные ископаемые которые образовались в основном из вулканической лавы, на местах извержения вулкана.

-Нерудными и горючими называют полезные ископаемые которые образовались в результате гниения остатков растений и животных.

-Существует несколько способов добычи полезных ископаемых: открытый способ, шахтный способ, фонтанный способ.

Открытые способ добычи полезных ископаемых используются при относительно неглубоком залегании от земной поверхности ресурсов.

Шахтный способ добычи полезных ископаемых используется при глубоком залегании от земной поверхности ресурсов.

Фонтанный способ добычи используется для добывания нефти, когда нефть поднимается по скважине под давлением нефтяных газов.

-Как вы думаете, какой способ добычи полезных ископаемых самый дешевый, а какой требует большие затраты? (самый дешевый фонтанный способ)

-Некоторые полезные ископаемые не требуют никакой обработки. К таким ископаемым относятся уголь, глина, песок. Другие подвергаются простой переработки в виде очищения, дробления. К таким ископаемым относятся соль, мрамор, гранит и драгоценные камни. Металлы получают из рудных полезных ископаемых путем выплавления.

-Прочитайте где в Казахстане добывают полезные ископаемые.

Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых. На Прикаспийской низменности найдена нефть. В Центральном Казахстане разведано свыше 400 месторождений каменного угля. Самым крупным является Карагандийский бассейн. В Северном Казахстане расположены месторождения железных руд. Это Качарское, Соколовско- Сарбайское месторождения. На северо- востоке находятся месторождения бокситов.

Написать одноминутное эссе: Что самое главное я узнал? Какие вопросы для меня       остались непонятными?

  1. VI. Проверка понимания новых знаний.

-Что такое полезные ископаемые?

-Что такое месторождение?

-Что такое бассейн?

-Какие полезные ископаемые относят к горючим?

-А к рудным?

VII. Закрепление.

Работа в тетрадях.

Задание1.

-Как обозначают месторождения полезных ископаемых на карте? (Работа с условными знаками)

Работа по карте.

Итог урока.

Что такое полезные ископаемые?

Почему их добывают?

VIII. Домашнее задание. Инструктаж.

С.27-29 читать и пересказ.

Поделиться ссылкой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *