Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Тема любви и семьи. Женский образ и его сказочные истоки: Феврония – мудрая дева. Элементы житийного стиля.

Казахстан, г. Алматы

КГУ ОШ №45

Учитель русского языка и литературы

Кулешова Ирина Анатольевна

Цель урока:

  • познакомить учащихся с «Повестью о Петре и Февронии», ее художественными особенностями;
  • актвизировать мыслительную деятельность; развивать речь, память, творческие способности;
  • воспитывать лучшие личностные качества: чуткость, преданность, верность.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.

На левом берегу Оки, на границе Владимирской и Нижегородской областей, уютно расположился Древний Муром . В храмах этого города покоятся мощи святых – покровителей семейного счастья, любви и благополучия. Вера в чудодейственную силу святынь привлекает в Муром паломников из разных уголков России. Муром, как и его города-собратья по древности — Ростов, Новгород, Полоцк, Белозерье — упомянут в «Повести временных лет» под 862 годом. Это значит, городу значительно больше чем 1140 лет, и он намного старше Москвы.  
При слове Муром в сознании русского человека возникает образ былинного богатыря. Однако сквозь былинность муромского лесного края, опоясанного рекой Окой («поясом Богородицы»), отчетливо проявляются реальные исторические лица и события. Они-то и прославили Муром как твердыню православия, сохранившую и древние обители, и нетленные мощи святых, и чудотворные иконы, а главное — живую Христову веру.

  1. Формирование новых понятий и способов действия.

Сегодня, ребята, вы познакомитесь с историей жизни святых Петра и Февронии.

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) — русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека, в пижаме и халате Pidzaamad ja hommikumantlid naistele

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 — начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети — устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом — смысл и назначение его.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества.

С 2008 года в России празднуют Всероссийский День семьи, любви и верности.

  1. Пересказ «Повести о Петре и Февронии».

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой — тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: «Ну как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!». Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

  1. Просмотр видео «Петр и Феврония. История вечной любви».
  2. Беседа:

— Понравилась ли вам повесть?

— Каковы источники сюжета? (местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней )

— Какова основная мысль? (Их несколько: «значимость человека определяется не его социальным происхождением, а мудростью», «настоящая любовь – главная ценность, она способна победить все трудности, даже смерть», «зло может таиться не только во внешнем мире, но и во внутреннем мире человека; человек должен бороться с собственной гордыней, лживостью и безответственностью», «любовь к Богу делает человека духовно красивым»).

— Каково жанровое своеобразие «Повести…»?

Словарик:

Житие – особый жанр древнерусской литературы. Отличается от жанра сказки, сказания, былины, биографии тем, что описывает идеал жизни безупречной прежде всего в православном отношении.
Житие – духовный жанр, его цель прославлять святого. Обычно полное житие составляется для канонизации святого, т. е. для официального признания святости церковью. Решение о канонизации принимают церковные соборы. Иногда от смерти святого до его канонизации проходит много времени.

— Произведение о святых? Но почему же называется повестью, а не житие?

  1. Применение. Формирование умений и навыков.
  1. Составление таблицы:

Признаки сказки

Черты жития

Сказочный зачин.

Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.

Есть сказочный герой — змей-искуситель.

Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея.

Есть загадки, хитроумные задания-испытания.

Есть волшебные вещи: Агриков меч.

Есть постоянные эпитеты («лукавый змей», «мудрая дева»).

Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).

Есть похвальное слово святым.

Любовь героев к Богу, жизнь по «заповедям Божьим».

Чудеса, которые творит герой (Феврония исцеляет больных).

Необычная смерть и посмертные чудеса.

Вывод: Агиографические (житийные) особенности в «Повести о Петре и Февронии» почти отсутствуют: в произведении нет ни описания детства святых, ни их подвигов благочестия. Зато особое внимание обращено на быт – крестьянский и княжеский. В повести просматриваются черты народно – поэтического образного строя. В «Повести» имеют место элементы героического эпоса, фольклора, ярко звучат христианские мотивы — человеколюбие, смирение и кротость, чудотворство, служение Богу. В этом и заключается своеобразие жанра «Повести о Петре и Февронии», ставшего для своего времени новаторским произведением, положившим начало развитию новой литературы.

  1. Миниатюра.

— Опишите свои впечатлния от прочитанного.

  1. Итог урока:
  2. Домашнее задание: Индивидуальные задания: подготовить сообщения о жизни и творчестве О. Хайяма, Фирдоуси, Низами Гянджеви, Хафиза Ширази
(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *