Правописание –тся и –ться в конце глаголов
Казахстан, Алматинская область, Ескельдинский район, с. Кокжазык
КГУ «Средняя школа им. Балпык би»
Учитель начальных классов
Силаева Татьяна Алексеевна
Цели:
- Образовательная:закрепление навыка определения инфинитива и форм 3 лица, произношения и написания глаголов на –ться, -тся; умение находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос;
- Развивающая:способствовать развитию речи и логического мышления.
- Воспитательная:воспитывать внимание к слову, дисциплинированность, сознательность, интерес к урокам русского языка;
Оборудование и средства обучения:
— интерактивная доска, учебники;
— презентация, рисунок «Дерева успеха».
Форма организации деятельности учащихся: коллективная.
Тип урока: закрепление пройденного материала
Ход урока:
І. Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку (слайд № 1-2)
ІІ. Актуализация знаний учащихся
Кто что делает? (назвать действия, которые совершают дети) (слайд № 3)
— К какой части речи относятся эти слова? (глагол)
А что такое глагол? (слайд № 4)
Опрос:
Какая часть речи называется глаголом?
Что такое неопределённая форма глагола?
На какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола?
Какие глаголы имеют суффикс л ?
Сколько времен есть у глагола?
Каким членом предложения является глагол?
На какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида?
На какой вопрос отвечают глаголы несовершенного вида?
Какой частью речи является глагол – самостоятельной или служебной?
Как изменяется глагол в прошедшем времени?
Что обозначают глаголы?
Что такое спряжение глаголов?
ІІІ. Оформление тетрадей (число, классная работа)
- IV. Словарный диктант.
Оживить предмет, указать спряжение. (слайды № 7-12)
- V. Работа по теме урока
- По заданию сформулировать тему урока (слайды № 13 — 15)
Слоненок любит
купат…ся! -ТЬСЯ
Животные не
купают…ся! -ТСЯ
- Работа по правилу правописания –тся и –ться (слайды № 16 — 19)
- Закрепление (слайды № 20 )
Заменить словосочетания одним словом. Назвать глаголы в неопределённой форме и в форме 3 лица ед. ч.
- Работа по учебнику (слайды № 21) с. 182, упр. 456
VІ. Отдохнём (гимнастика для глаз). Физминутка (слайды № 22 — 27)
VІІ. Проверка полученных знаний.
Работа по учебнику и у доски (слайды № 28-30) с. 184, упр. 460
VІІІ. Подведение итогов.
— Какое орфографическое правило мы закрепили на сегодняшнем уроке?
— Как определить, когда в конце глаголов следует писать -тся, а когда –
-ться?
Игра: «Найти лишнее слово» (слайды № 31- 35)
ІХ. Рефлексия «Дерево успеха» (слайд № 37)
Х. Оценивание учащихся. Домашнее задание (слайд № 38)