Предложный падеж имени существительного
Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Аягузский район, с. Тарлаулы
КГУ «Кызылкиянская общеобразовательная средняя школа им. К.Кадыржанова»
Учитель русского языка и литературы
Екимбаева Индира Нигметжановна
Краткосрочное планирование по русскому языку в 5 классе
16.02.2017 год | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Тема: Предложный падеж существительного | Цели урока: 1.познакомить с особенностями склонения существительных в П.п., с падежными окончаниями существительных в мужском, женском и среднем роде. 2. развивать умения склонять сущ-ые в предложном падеже, определять синт. роль, употреблять в речи сущ-ые в П.п. 3. воспитание интереса к изучаемой теме |
Учащиеся готовятся к уроку. |
Организационный этап | Раздаёт стикеры , листы оценивания Позитивный настрой на урок: Мама,папа,брат, семья , Счастье,радость,красота, Парта ,книги,ученик, Изучаем мы язык | Выбирают себе стикеры с надписями и распределяются в 2 группы
Рассказывают хором четверостишие |
Опрос домашнего задания | Выполнение заданий (групповая работа): Прочитать пословицы, определить падеж и окончания выделенных существительных
1 группа Не спеши языком, торопись делом. |
Уч-ся читают задание, делают выводы. |
Актуализация знаний | Игра-путаница «Наведи порядок!» : укажите правильно падежи с вопросами
1 группа : 2 группа: И.п кто?что? И.п. кто?что? Р.п. кому?чему? Р.п. кого?что? Д.п.кого?чем? Д.п.кем?чему? В.п.кем?что? В.п.кому?что? Т.п.кого?чего? Т.п. кого?чего? — Что вы обнаружили в этом задании? И так, ребята,сформулируйте тему урока |
Уч-ся делают соответствия падежей с вопросами Взаимопроверка групп. Отчет о работе группы. Узнают,что пропущен предложный падеж , называют тему урока : «Предложный падеж» |
Изучение нового материала | Вопросы предложного падежа О ком ? О чём?
Примеры : думать о маме, жить в городе, рисовать на окне. Окончания существительных женского, мужского, среднего рода в предложном падеже: — е Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже : о, об, в, во, на ,при Чтение стихотворения С.Маршака ( упр.286)
|
Учащиеся обсуждают в группе, делают выводы о предложном падеже, что этот падеж никогда не употребляется без предлога
Слушают и повторяют за учителем стихотворение , называют пропущенные окончания существительных в предложном падеже. |
Закрепление нового материала | Работа по учебнику : упр.284 : прочитать 2 текста и определить типы текстов, который из них текст-описание, а который – текст-повествование упр.285: употребить данные слова в скобках в предложном падеже
Физминутка : Именительный подпрыгнул, А родительный летал, Дательный полез на горку, А винительный устал, Наш творительный поплавал, А предложный убежал, Падежи нам все нужны, И при этом все важны |
Групповая работа
Индивидуальная работа, взаимопроверка работ группами Учащиеся встают и рассказывают хором стихотворение , показывая движения «падежей» |
Обобщение | 1. Работа над текстом : «Ко мне в гости пришел друг. Без друга жить не интересно. Я всегда рад другу. На своего друга я могу положиться. С другом мы всегда вместе. Я часто рассказываю о своем друге бабушке.»
У каждого учащегося на парте распечатка текста. — Какое слово встречается в каждом предложении? (Друг) — Какой частью речи является повторяющееся слово? (Имя существительное) — Давайте вспомним, что же называется именем существительным? (Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) Дополнения учителя: имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке — имя существительное. По наблюдениям ученых, существительные появились в речи в числе первых слов. Это наиболее самостоятельная часть речи. — Мы с вами много знаем об этой части речи. Давайте распределим все грамматические признаки существительного в таблице, определяя постоянным он будет или нет. — На какие 2 группы можно разделить все имена существительные? — Куда мы поместим признак “Одушевленные – неодушевленные”? — Какие ещё постоянные признаки вы знаете? На какие ещё 2 группы можно распределить существительные? — Как пишутся имена собственные? (Спрописной буквы и названия в кавычках) — Разместим признак “нарицательные и собственные” в таблицу. — На какие три группы делятся имена существительные? — Существительное “друг” из нашего текста будет какого рода? — Какой это грамматический признак: постоянный или нет? — Заносим в табличку “Женский, мужской, средний род” в постоянные признаки. — Слева — все постоянные признаки; рассказывая о них, употребляем формулу “существительные БЫВАЮТ”. Устная игра «Экспресс-опрос» (читаются словосочетания ) 1группа Помогала бабушке. Нет подруги. Мыла посуду. Побежал по тропинке. Прибыл на праздник. 2 группа Ухожу с отцом. Думаю о родине. Подметала пол. Полетела к солнцу. Идёт дождь . |
Уч-ся работают над текстом, делают словарную работу, выполняют упражнения, отвечают на вопросы, работают в группе, по парам, индивидуально.
Ученики рассказывает стихотворение о родах имен существительных. Женский род запомню я
– Одушевленные – КТО? неодушевленные – ЧТО? – В постоянные признаки – Нарицательные и собственные – Постоянный
– непостоянный
Учащиеся слушают и определяют падеж существительных в данных словосочетаниях |
Оценивание | Предлагаются листы оценивания и задания
Уровневые задания : Ф.И._______________________________В-1 Запиши словосочетания, раскрывая скобки. Определи падеж имени существительного: 1. Календарь (погода) _______________________(…п) 2. Подвиг (герой) ___________________________(…п) 3. Читать (книга) ___________________________(…п) Ф.И.______________________________ В-2 Запиши словосочетания, раскрывая скобки. Определи падеж имени существительного: 1. Гордиться (страна) ________________________(…п) 2. Думать (друг) _________________________ (…п) 3. Идти (дорога) ___________________________(…п)
(За каждый правильный ответ – по 1 баллу)
Блиц опрос «Правильно-неправильно» 1. Имя существительное изменяется по числам и падежам. 2. Имя существительное изменяется по родам. 3. В русском языке 5 падежей. 4. П.п всегда употребляется без предлога. 5. Все падежи, кроме И.п — косвенные. 6. Начальная форма имени существительного — это ед.ч, И.п. Предлагается ключик для проверки: П Н Н Н П П
(За каждый правильный ответ – по 1 баллу) Даётся критерий оценивания : 8 – 9 баллов – оценка «5» 6 – 7 баллов – оценка «4» 4 – 5 баллов – оценка «3»
|
Взаимопроверка
(дети обмениваются карточками, проверяют работу своего товарища по алгоритму, оценивают работу, дают советы).
Проверка по ключику
Выставление оценок |
Рефлексия | Предлагается рефлексия.- слайд, раздаются стикера
|
Учащиеся на стикерах записывают свои впечатления и прикрепляют их на таблице : + – ? |
Последующие задания | 1уровень : Задание по учебнику(упр.281 прочитать текст) 2уровень : Рассказать о празднике «Новый год» 3уровень : Подготовить сообщение о ёлках, о её разновидностях, пользуясь интернет- ресурсом |
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/QaT97eCA3FvCNd