Разнообразие растений
Казахстан, Костанайская область, Карасуский район, с. Кошево
ГУ»Кошевская основная школа»
Учитель начальных классов
Сыздыкова Баянслу Асхатовна
SMART-цель урока:
-Сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы, развить коммуникативные навыки в ходе групповой работы в течение урока.
Результат обучения:
— Имеет представление о растениях
— Знает разнообразие растительного мира и отличительные особенности каждой группы растений
— Оценивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников
Оборудование: Бумага А4, ручки, стикеры, проектор, ножницы, фломастеры, клей, раздаточный материал для чтения; ключевые характеристики оценивания для обучения; презентация Prezi.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вызов.
Звучит медленная музыка
Эмоциональный настрой: Ребята закройте, пожалуйста, глаза, прослушайте аудиозапись. (включаю звук шума листвы и голосов птиц). Подумайте, где можно услышать эти звуки?
Организационный момент. ( приветствие гостей, настроение) Пожелали успехов друг другу, самому себе. А я хочу пожелать «ум и сердце в работу вложи , каждой секундой в труде дорожи»
Организационно- психологический момент начала урока.
А начну урок наш урока с разговора одного ученика. И вот, что он сказал:
« Вот вырасту и открою какое –нибудь живое существо. Только бы не опоздать.»На что ему ответили: «Никогда не поздно что- то узнавать и открывать» Главное будь внимательным и наблюдательным и ты сделаешь много удивительных открытий.
Одно открытие уже ждет нас сегодня на уроке.
Актуализация знаний и постановка проблемы
Учёные утверждают, что растения – живые организмы. А как вы думаете, это действительно так? Что дают растения человеку?
Сообщение ученика: Растения – единственный источник пищи и кислорода. Некоторые животные поедают листья, плоды, молодые побеги растений, древесину. Хищные виды питаются другими животными. Так складываются в природе первичные и вторичные цепи питания. Но лишь растения способны создавать пищу. Человек также использует растения в пищу. Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, спичек, используется для отопления; из волокна растений вырабатывают ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства (настойка женьшеня, облепиховое масло и другие).
Какие части растения вы знаете?
Викторина
-Определите орган, который укрепляет растение в почве. / Корень/
-У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель
— Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. /Лист/.
-Яркий, благоухающий… /Цветок/.
-Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка. /Плод/.
-Из него вырастает новое растение. /Семя/.
– Подумайте, все ли растения имеют названные части?
– Учёные-ботаники делят царство растений на группы.
Объявление темы урока: “Разнообразие растений”
На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях.
– На какие вопросы будем искать ответы на нашем уроке?
– На какие группы делится царство растений?
– Что такое группа растений?
– По каким признакам учёные разделили растения на группы?
– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений.
– Сегодня вы много о растениях узнаете сами по учебнику, дополнительной литературе и гербарию. Сегодня мы с вами будем учёными –исследователями. Будем работать по группам. Каждой группе учащихся изучить данную группу растений, их признаки:
Физкультминутка
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляют,
За природой наблюдают.
Работа в группах. Изучение нового.
Искать ответы мы будем, работая в группах. Сейчас вы сидите в группах, У вас у каждого свой порядковый номер . Ваша задача разойтись в группы соответствующая вашему порядковому номеру.
Гр. № 1 — хвойные растения
Гр. № 2 — цветковые растения
Гр. № 3 – папоротники
Гр. № 4-МХИ
Гр. № 5- водоросли
Спикеры раздают карточки каждому ученику
Выступления представителей от каждой группы (по ходу мини-сообщения о растениях, которые делают заранее подготовленные ученики)
Гр.№1 Хвойные растения
Сообщение ученика: Хвойные растения –деревья и кустарники с листьями – иголками. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных –вечнозелёные.
Сообщение ученика: Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т.кзапах сосны убивает всех микробов.
Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов.
У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.
Гр.№2 Цветковые растения
Сообщение учеников:Самая распространенная группа на всей Земле. Это растения, у которых есть цветки. Они имеют все органы – корень, стебель, листья, цветок, плод и семя. К ним относится деревья , которые дают плод (дуб, береза, яблоня) , кустарники – это шиповник, сирень, смородина, травы (одуванчик, земляника, ландыш) и все цветы.
Гр№3Папоротники
Сообщения учеников: Папоротники, знакомые многим, как декоративные комнатные или садовые растения растут и в дикой природе, в лесах, даже в тундре. У этих растений нет цветков. Молодые листья скручены как пружина, находятся у поверхности земли и постепенно разворачиваются.На болоте две лягушки, две веселые подружки рано утром умывались, полотенцем вытирались. Лапками потопали, лапками похлопали, влево, вправо покружились и обратно возвратились.
Гр.№4Мхи
Сообщение учеников:
Мхи – низкорослые растения, стелющиеся по земле, чаще всего распространённые во влажных затенённых местах под покровом деревьев.
Во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев можно встретить мхи. У мхов есть стебель и листья, но нет корней и цветков. Воду и минеральные вещества они добывают с помощью стебля и листьев. Обычно мхи образуют плотные скопления в затемненных местах и вблизи от воды.
Гр.№5Водоросли
Сообщение ученика:Водоросли – растения, живущие в водной среде. Они не имеют корня, стебля, листьев, цветов.. Она выделяет кислород больше, чем другие растения.Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы морской капусты. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод. На побережье морей созданы специальные фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм животным, на производство тканей, шампуня и крема.Людям известны различные морские водоросли: бурые, красные, зелёные. Зелёная пена на воде стоячих прудов – это водоросли. В отличие от других растений у водорослей нет корня, стебля, листьев. Самые крохотные водоросли настолько малы, что в литре морской воды их насчитывается миллионы. Самые крупные – бурые водоросли, достигают в длину около 60 метров.
Проверка работы групп
Итак, какой вопрос мы себе задавали перед выполнением групповой работы.
(Почему растения разделяют на 5 групп по признаку “Части растений”?)
Мы ответили на этот вопрос? (Да)
Давайте заполним итоговую таблицу и сформулируем ответ на наш вопрос
Группа | Корень | Стебель | Лист | Цветок | Плод | Семена |
Водоросли | — | — | — | — | — | — |
Мхи | — | + | + | — | — | — |
Папоротники | + | + | + | — | — | — |
Хвойные | + | + | + | — | — | + |
Цветковые | + | + | + | + | + | + |
Используя таблицу, сформулируйте ответ на вопрос:
Почему растения разделяют на пять групп по признаку части, ведь все растения состоят из частей. Все растения разные, части растений есть не у всех. Водоросли не имеют частей. Мхи имеют только стебель и лист. Папоротники состоят из корня, стебля и листа, но не имеют цветов и плодов. Хвойные растения имеют корень, стебель, лист – хвою и семена, которые созревают в шишках. Только цветковые растения имеют все части.
Обобщающая беседа
— На сколько групп ученые разделили все царство растений ? ( на 5 групп)
— Назовите их. ( водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые)
— По каким отличительным признакам ученые их разделили на такие группы ? ( по строению, условию произрастания)
На сколько внимательно вы слушали и узнавали новое о растениях ,мы проверим, выполнив тест по данной теме.
Контрольно – оценочный этап
Тест
1.Как называется наука, изучающая растения?
А) Биология Б) Ботаника. В) ЗООЛОГИЯ
- На какие группы разделено все царство растений?
А) водоросли, мхи, папоротники
Б) водоросли, мхи, папоротники, хвойные
В) ВОДОСЛИ, МХИ, ПАПОРОТНИКИ, ХВОЙНЫЕ, ЦВЕТКОВЫЕ
- Растения , которые свободно плавают в воде и поселяются на дне
А) мхи Б) папоротники В)водоросли
- Какое строение имеют водоросли?
А) нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков
Б) есть стебли, листья, корни, но нет цветков
В) есть все части
- Какие растения растут во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев?
А) папоротники
Б) МХИ
В) водоросли
- Какое строение имеют мхи?
А) Есть все части
Б) Есть стебель и листья, но нет корней и цветков
В) есть корень, стебель и листья в виде иголок
7.Какие растения имеют корень, стебель, листья в виде перьев?
А) папоротники
Б) мхи
В) хвойные растения
- Семена каких растений образуются в шишках?
А) хвойных растений
Б) цветковых растений
В)папоротников
- то не относится к хвойным растениям?
А) сосна
Б) ель
В) Шиповник
- Растения , которые имеют все части – это?
А) папоротники
Б) хвойные
В) цветковые
КЛЮЧ
1 Б 2В 3 В 4 А 5 Б 6Б 7А 8 А 9 В 10 В
Оценивание (самопроверка)
10-9 баллов «5»
8-7 баллов «4»
6-5 балов «3»
4 и меньше «2»
Творческое задание
Работа в группах. Разукрасить картинки растений и приклеить на модели глобусов. И показать нам свое многообразие растений.
Выставка работ
Рефлексия. ЛЕСЕНКА УСПЕХА
-оцените свои успехи
Каждый ученик оценивает себя сам и наклеивает стикер
— немного затруднялся, не все понятно
— было комфортно и все понятно
— Хочу знать еще больше
Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
— кому в группе ты бы хотел сказать спасибо?
— пригодятся ли вам полученные знания на уроке?
Домашнее задание.
стр 108-109 пересказ, для юных ботаников приготовить сообщение .
Ссылка на материал: https://yadi.sk/d/AHIAOvhp3Fi5HE