Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Развитие математической речи учащихся

Казахстан, Карагандинская область, Нуринский район, с. Ахмет
КГТ «ОШ им. С.Сейфуллина»
Учитель  математики
Аубакирова Майра Тулеубаевна

Одной из серьезнейших проблем, с которой сталкиваются учителя при изучении геометрии в седьмом классе, является математическая речь учащихся. Поэтому одна их основных задач учителя — целенаправленная, кропотливая, системная работа по развитию математической речи учащихся.

Приведем несколько методических рекомендаций по организации работы в данном направлении.

В течение первого месяца семиклассники знакомятся с различными простейшими            фигурами, их отношениями, появляется новая терминология. Опытные учителя на этих уроках часто используют вид работы «Опиши рисунок». В течение месяца в классе висит рисунок.

Учитель в течение месяца на каждом уроке дважды обращается к классу (один раз в начале урока, другой в конце) с заданием: «Опиши рисунок». Из урока в урок описание дополняется.

Например: на первой неделе описание:

«Дана прямая а.

Точки А, В, С, Д принадлежат прямой а.

Точки Е. Р. К. Р не принадлежат ей.» На второй неделе: кроме вышеуказанного описания добавляются:

«Прямую а можно назвать АК, АС, АД, и т.д. На прямой столько-то отрезков, лучей, столько дополнительных лучей» На третьей неделе: добавляются еще сведения по рисунку:

«Прямая а делит плоскость на две полуплоскости, точки Е и Р лежат « верхней, точки Р и К в нижней полуплоскостях.»

На последней неделе: отрезка ЕР и КР не пересекают прямую а.

Эту работу можно продолжить и при изучении других тем «Углы», «Виды  треугольников» и т. д.

Для того, чтобы учебник стал постоянным помощником, консультантом семиклассника, можно предложить на дом задание: «Придумай сам рисунок и опиши его». При этом можно использовать не только учебник геометрии. Для повышения мотивации можно провести выставку оригинальных рисунков.

  1. Задачи по готовым рисункам. Учитель предлагает ученикам подготовить рассказ по плану: что дано, что требуется найти, решение. Учащиеся работают в парах.

Предложим готовые чертежи по теме «Внутренние и внешние углы треугольника».

Большую роль в развитии математической речи играют творческие задания следующего характера: написать сочинение в виде сказки, басни, детектива, не искажая геометрические факты о:

  • равнобедренном треугольнике;
  • треугольниках;
  • прямоугольном треугольнике;
  • окружности и круге и т.д.

Творческие задания поискового характера. Поисковые задания должны быть тесно связаны с основным учебным материалом и ориентированы на всех учащихся. Целесообразно подбирать блоки родственных заданий, объединенных одной математической идеей или проблемой. Каждая задача из такой серии высвечивает отдельную грань исследуемой проблемы. Сама же серия позволяет ее всесторонне изучить. Необходимо сообщить учащимся проблему, в связи с которой приводится группа заданий. Ее нужно сформулировать в краткой, выразительной форме, способной заинтересовать учащихся, нацелить их на работу.

Основной недостаток постановки обучения геометрии — это слабый синтез графических, вычислительных и логических компонентов мыслительной деятельности.

Идеалом является такая работа по математике, когда глаз, рука и словесно-логический аппарат работают совместно над одной и той же задачей (теоремой).

Примером такой организации обучения могут служить практические работы. Можно практические работы предложить по вариантам, а можно одну выполнить в классе, а вторую предложить на дом.

Все предложенные практические работы можно выполнять в классе, дома (индивидуально, в группах). Но в любом случае фронтально необходимо подвести итоги.

Использованная литература 

1.Шыныбеков Н.Е. Геометрия — 7. Учебное пособие для учащихся. 2015

2.Воробьева Н.Г. Творческие задания — средство активизации познавательной деятельности учащихся, Математика в школе, № 4, 1987г.

3.Григорьева Т.Н. Творческие задания по геометрии. Математика в школе, №3, 1990г.

4.Грузин А.И. Организация эвристической беседы в начале обучения геометрии. Математика в школе, №6, 1985г.

5.Манвелов С.Г. Современный урок. Основы методики проведения. Армавир, 1987г

6.Мишин В.И. и др. Методика преподавания математики. Москва. Просвещение, 1987г.

7.Марголите П.С. Подготовка учителя к доказательству теорем. Математика в школе, №2, 1985г.

Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/Kxmo4qCC3PPqnw

Поделиться ссылкой:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *