Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Роль семьи в профилактике аутодеструктивного поведения у подростков

Казахстан, Карагандинская область, Осакаровский район, с. Есиль
КГУ «Средняя школа №2»
Психолог
Лотц Марина Руслановна

Суицидальное поведение включает в себя: суицидальные покушения, попытки и проявления.  Суицидальными попытками считают демонстративно- установочные действия, при которых человек чаще всего знает о безопасности совершаемого им акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.  Личностный смысл самоубийства может быть разным.

По данным суицидологов за последние годы значительно увеличилось количество суицидальных попыток и завершённых самоубийств среди подростков. Самоубийство подростков — это и падения с мостов и зданий, самоотравления, дорожные происшествия, нанесение себе увечий и другие.    Мы  должны знать, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

Самой важной мотивационной  причиной  возросшего числа самоубийств среди подростков – отсутствие целей в жизни.

Что же ещё подталкивает подростков на совершение суицида?

1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

2. Утрата любви родителей и ревность.

3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителя из семьи.

4. Чувство вины, стыда.

5. Боязнь позора, насмешек или унижения.

6. Страх наказания, нежелание извиниться.

7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы,

8. Чувство мести, злобы, протеста.

9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от решения проблем.

10.  Сочувствие или подражание значимым людям, героям книг, фильмов, кумирам.

Определяющую роль в формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи подростка. Психологи выделяют:
Семейные факторы риска суицидального поведения детей:

  1. Развод родителей;
  2. Смерть близкого человека; конфликты с родителями;
  3. Завышенные ожидания родителей от ребенка;
  4. Отсутствие внимания и заботы со стороны родителей;
  5. Жестокое обращение с ребенком в семье;
  6. Отчужденность в детско-родительских отношениях.

Родителям важно замечать и понимать те изменения у ребёнка, свидетельствующие о риске совершения суицида:

1.Изменение эмоций — постоянно пониженное настроение. Для ребенка характерна тоскливость. Он считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, ощущает вину перед окружающими.

  1. Изменение поведения— самоизоляция от семьи и близких. Наблюдается снижение повседневной активности, потеря интереса к ранее существовавшим привычкам, хобби, изменение привычек: несоблюдение правил личной гигиены, наплевательское отношение к внешнему виду. Появляется стремление к тому, чтобы все оставили его в покое, нарушение сна, аппетита. Подросток слушает грустную музыку, предпочитает темы разговора и чтения, связанные со смертью и самоубийствами. Явно настораживает приведение в порядок своих вещей, раздаривание их или уничтожение.
  2. Характерны высказывания: «лучше уже не будет», «хочу умереть», «скоро все закончится», «хорошо бы заснуть и не проснуться».

Прежде всего уже попытка суицида – это крик о помощи, вызванный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Подросток не имеет достаточно чёткого представления о жизни и смерти. На самом деле подростки не хотят умереть, а желают уйти от обстоятельств, которые считают невыносимыми. Они нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: как будто он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он таким образом хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит обидчиков, тогда прекратятся все беды, и они снова заживут в мире и согласии. Они не вполне отдают себе отчет в необратимости и убеждены, что можно казаться умершим для окружающих, но при этом наблюдать свои похороны и раскаяния обидчиков.

Когда мы где-то прочитаем или услышим о совершённом суициде, мы, обсуждая этот факт, часто слышим фразу: «Я не понимаю, как можно было решиться на такой поступок?!!!». Так вот – основная причина большинства суицидов – это глубокое чувство непонимания и одиночества человека. Он сделал и решился на это по сути, потому что его не понимали.  Не было ни одного человека, способного понять его переживания, его состояние ни среди подростков, ни среди взрослых и помочь найти другой выход.

Ребенок должен знать, что все проблемы можно решить. И ни в каком другом месте, а только в семье – доброй семейной атмосфере, можно ребёнку вселить надежду на лучшее. В первую очередь родители могут воспитывать уверенность в своих силах и своевременно поддержать ребёнка психологически.

Главное, не потерять тонкую грань между самостоятельностью и отчуждением. У ребенка должна быть та «жилетка», в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Он должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять.
Чтобы психологически поддержать ребенка, необходимо создать установку: «Ты можешь это сделать». Родитель должен показать ему, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Очень важно создать ребенку ситуацию успеха, так как успех усиливает уверенность в своих силах.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
— Опираться на сильные стороны ребенка.
— Избегать подчеркивания промахов ребенка.
— Показывать,  удовлетворенность ребенком.. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
— Проводить больше времени с ребенком.
— Вносить юмор во взаимоотношения с ребенком.
— Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
— Уметь взаимодействовать с ребенком.
— Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
— Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
— Принимать индивидуальность ребенка.
—  Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
—  Демонстрировать оптимизм

Главное, что может удержать ребёнка от агрессии направленной на себя это понимание ценности своей жизни, вера в родительскую любовь и любимое занятие.

Основная профилактическая задача родителей создать условия для воспитания полноценного психически здорового ребенка. Любить и понимать.

Что значит любить ребёнка? Марина Цветаева сказала, что любить — значит видеть человека таким, каким его задумал бог. Трудно сказать лучше. Видеть своего ребёнка не отличником и не спортсменом-разрядником, даже не собой в улучшенной редакции. Любить ребёнка значит ограничивать его, когда это нужно, а когда нужно — возлагать на него ответственность за других, хвалить, если он достоин похвалы, налагать разумный запрет на того, кому запреты необходимы. Истинная любовь к ребёнку,— самая лучшая профилактика суицида среди подростков. Задача родителей успеть за миг в десяток лет развить человека так, чтобы он мог полностью реализоваться в жизни и стать таким, каким его задумал бог, т. е. счастливым.

Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.  Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки, от которых избавиться бывает очень трудно.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ и психического здоровья:

— положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

— уменьшение заболеваемости;

— формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

— снижение уровня тревожности и агрессивности.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

Задача родителей — донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером.

Формирование психического здоровья служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.

Для ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей.

Родители должны развивать интерес ребенка к профессиональной и бытовой деятельности членов своей семьи, формировать понимание их социальной значимости. Воспитывать в ребенке доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, положительную самооценку, оптимистическое отношение к жизни, умение выражать свои чувства, способность верить в собственные силы и доверять миру. Развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, умение понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие, способствует более успешному обучению и развитию, ориентирует на позитивное мировосприятие.

 

Библиография

  1. Абоскалова Н.П. Здоровью надо учить/ Методическое пособие для учителей. Новосибирск: ООО Издательская компания «Лада», 2000.
  2. Базарный  В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с.
  3. Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 45 с.
  4. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992.
  5. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с.
  6. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2007
  7. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [текст] / Е. И. Рогов. – М.: Владос, 1998. – 480 с.
  8. Смирнова, Е. О. Психология ребенка: от рождения до 7 лет [текст] / Е. О. Смирнова. – М., 1994.- 264 с.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *