Статья «Личностно- ориентированное обучение на уроках музыки в специальной школе – интернате в условиях обновленного содержания»
Комарова Нина Николаевна,
КГУ «Рудненская специальная школа-интернат№1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями»
г.Рудный,Костанайская область,Казахстан
Личностно-ориентированное обучение– это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного образования:
гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.
Необходимым компонентом личностно ориентированного урока является создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Этого можно добиться умелой организацией групповой работы. Группы я формирую разноуровневые, так как организую работу по принципу: сильный помогает слабому. Задание даётся
дифференцированное, при этом карточки раскрашиваются в разные цвета по уровням сложности. Таким образом, ребёнок быстро находит посильное для него задание. Дети сами выбирают свой уровень в зависимости от того, как усвоили тему. У сильного ученика появляется возможность закрепить свои знания, помогая слабому ученику, а слабый ученик не боится спросить у товарища. Оценивается работа всей группы в целом, а затем и работа всего класса. Самые простые задания будут обозначены яркими цветами. Здесь важен психологический момент. Яркие цвета снимают эмоциональное напряжение у слабых учеников. Роль учителя помочь ученику советом, добрым словом, подбодрить того, кто занижает свои способности.
В своей работе я использую движение по ступени. Освоил одну ступень — поднимайся выше иди дальше. Начиная с 1 класса, при изучении каждой темы мы движемся по лесенке к вершине знаний. Например, учитель обязательно сообщает детям на первом уроке, какое количество часов отводится на изучение темы. На первом уроке мы намечаем вопросы, на которые нужно ответить в течение этих занятий. Вопросы формулируем в соответствии со ступеньками.
Что обозначает …. (тема урока, понятия) ?
Как определить (музыкальный жанр, мелодию) ….?
Зачем надо уметь слушать (музыку) ….?
В каких заданиях применяется (умение петь, слушать, анализировать) …?
Как мы усвоили тему?
Постепенно, отвечая на поставленные вопросы, двигаясь по ступенькам вверх, дети постигают истину. Таким образом, происходит осознанное восприятие материала, что очень важно при изучении моего предмета «Музыка».
При личностно ориентированном подходе к обучению очень важен целевой компонент. На своих уроках необходимо организовать работу таким образом, чтобы дети сами формулировали тему урока и цели учения. При этом, важно определить цели учения, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. При организации этой работы учителю необходимо научить пользоваться памяткой учащихся – инструкцией.
ИНСТРУКЦИЯ.
Определение целей учения на занятие.
Познавательные цели | Учебные цели | |
Сегодня на уроке я хочу |
Узнать….. | Ставить вопросы…. |
Уточнить… | Изображать….. |
Понять… | Составлять…. |
Выяснить… | Вычислять… |
Раскрыть понятия… | Находить |
Объяснять…. |
Задача педагога заключается в том, чтобы умело организовать личностно ориентированные педагогические ситуации. Этому помогают грамотно поставленные вопросы:
Кто может сказать, какую из проблем мы решаем на занятии?
Назовите цель работы над…..
Сформулируй вопрос, ответ на который мы ищем (цель, которую ты стремишься достичь).
Какая из данных целей соответствует твоим ожиданиям? Почему?
Какую цель вы выбираете для работы в группе над….
Какие из данных заданий ты уже умеешь выполнять (составь перечень), а какие нет?
Как ты понял данную цель? Объясни её смысл.
Как будем проверять, достигли ли цели? И многие другие.
При таком подходе к обучению очень важно стимулировать учащихся к высказываниям. Роль учителя остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт наводящие вопросы, подсказывает, но для учащихся он, в данном случае, равноправный партнёр по учебному общению. Ученики получают новую роль – «исследователи». Под скрытым руководством учителя они открывают для себя новые знания. Очень важно, что у учителя исчезает необходимость говорить слова: не верно, не правильно, не думаешь. Они заменяются личностно значимыми: ты так думаешь, это твоё мнение, ты молодчина, как много ты сделал, это правильный путь и так далее.
Особую роль учитель отводит решению задач различными способами. Дети имеют право обосновать целесообразность или правильность любого решения и выбрать то, которое ближе ему. Планирование достижения цели — это выбор и определение последовательности действий, ведущих к цели, необходимых для этого средств и этапов.
Чтобы правильно организовать работу по организации планирования по достижению цели, можно использовать такие вопросы:
Кто помнит, на каком этапе достижения цели мы остановились? Что планировали сделать на следующем шаге к цели?
По какому плану выполняем? С чего начнём работу над….?
Можно ли по-другому двигаться к цели?
Докажи, что этот план приведёт к…
Сравни свои реальные действия с планом… И другие.
Особо хочется сказать о таких компонентах урока как контрольно-оценочный и аналитический. При обсуждении этого вопроса с детьми можно воспользоваться памяткой.
Подведение итогов.
1) Начните ваш ответ словами: Мне удалось
Узнать…
Понять….
Вычислить…
Применять…
Объяснять…
Другое.
2) Соотнесите результаты вашей работы с поставленными целями.
Вопросы в помощь:
Достигли вы поставленной цели?
Если да, то что способствовало этому? Если нет, то что мешало?
Какого рода трудности испытываете?
Подвести итог урока помогут высказывания различных авторов.
Рекомендации:
-Чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Положительный результат работы в том, что дети стали увереннее в себе, своих силах.
-учить самим добывать знания, а не пользоваться готовыми выводами учебника.