Конспект урока по литературе в 7 классе «С.Есенин. Берёза»
Тема урока: С.Есенин. Берёза
Цель урока: 1.Познакомить учащихся со стихотворением С, Есенина, продолжить
формировать умение видеть образные языковые средства; помочь постичь
мир чувств и мыслей автора и размышлять над тем, что его восхищает в
данном образе.
2.Развивать навыки анализа,сравнения на примере сравнения картин и сти-
хотворения, творческое воображение.
3.Воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная,индивидуальная,групповая.
Оборудование: проектор,портрет С.Есенина, слайд «Танцующие берёзы», репродукции
картин.
Ход урока:
I.Орг.момент. Психологический настрой.
II.Повторение пройденной темы.
1.Вопросы по сказке «Двенадцать месяцев»:
- Кто автор этой сказки?
- Что мы узнали о действующих лицах сказки?
- Какой указ издаёт королева?
- С кем встречается падчерица в лесу?
- Почему братья-месяцы подарили падчерице весну среди зимы?
- Чему можно поучиться у этой девушки-падчерицы?
Учитель: -А ещё у неё можно и нужно научиться любить природу, ведь по её отношению к природе,деревьям судят братья-месяцы,они отмечают,что она зря ветки не сломит.Сегодня мы будем говорить о человеке,который тоже очень любил природу и
посвятил ей немало своих стихотворений.давайте прочитаем эпиграф :
« Растения и животные, леса и горы-весь мир говорит с нами своими голосами.Самые счастливые люди те, которые умеют слушать и слышать эти голоса, отвечать на них улыбкой, хорошим настроением, раздумьями,стихами.» В.Бианки
Учитель:-Одним из таких счастливых людей был С.Есенин,который посвятил стихотворение самому любимому дереву русского народа.
III.Слайд и рассказ учителя о творчестве С.Есенина.
Слово учителя: -Многие поэты и писатели оьращались к её образу,называют «русской красавицей».Её считают символом России. Берёза-белое,сияющее дерево. Так её назвали за белый цвет коры (Слайд «Берёза»).Аещё берёза обладает целебными свойствами.Из её коры изготовляли настойку для лечения кожных заболеваний, всем известна польза берёзового сока.
IV.Словарная работа: кайма- жиек, бахрома—шашақ, принакрылась- вся покрылась снегом.
V. Просмотр видеофрагмента «Зимние берёзы» и чтение стихотворения учителем.
VI.беседа по вопросам:
1.Скаким настроением автор пишет о берёзе?
2.Какие слова и выражения показывают берёзу как живую? Как называются такие слова? (олицетворение)
3.Какое время дня описывается в стихотворении?
4.Какое утро? Солнечное или пасмурное?
VII.Чтение учащимися стихотворения по строфам.
VIII.Групповая работа: рисование иллюстраций к стихотворению.Защита своих рисунков.
IX. Слово учителя: -Ребята, берёзы растут и у нас в Казахстане.Каждый из вас должен знать,что танцующие берёзы сохранились на северном берегу Боровского озера (Аулиеколь) .Березы искривлялись от самой земли…С этой рощей связана древняя легенда,которую я вам расскажу.
-Молодежь аулов, расположенных вокруг Бурабая, похоже была сплошь из любителей искусства. Они собирались на лужайке между лесом и восточной частью Аулиеколя и проводили игры, пели песни, устраивали танцы. Об играх и веселье молодежи узнает хан. Ему захотелось увидеть все это своими глазами. Однако хан не может выехать туда в сопровождении многочисленных нукеров (воинов), чтобы посмотреть игры. Пойти туда можно тайно, без шума иначе молодежь будет неискренней, и игры будут без обычной естественности и простоты.Как обычно, молодежь собралась на игры. Хан, переодевшись в простого жигита в сопровождении одного из нукеров, тоже пришел на игрища и стал одним из многих, кто хотел посмотреть на веселье молодежи. Никто не узнал в скромном жигите всесильного хана. Одни игры сменяли другие и веселье разгорелось вовсю. Пришла очередь показывать искусство танцев. На середину лужайки вышли девушки, как березки белые в свете полной луны, и устремились в хоровод. Развевающиеся белые платья, колыхающиеся на головах перья филинов, мельканье ног, вихрь кружения слились в прекрасное зрелище. Увлекшись искусством, хан, помимо воли, воскликнул:
— О, прекрасные феи, будьте счастливы, живите долго!
Заметив хана, кто-то воскликнул:
— О, всесильный хан!
Тут и все собравшиеся бросились ниц с причитаниями:
— О, всесильный хан!
Танцующие девушки засуетились, не зная, куда деваться, где спрятаться. Они замерли в танце, да так и остались стоять, превратившись в молодых березок.
-Многие казахские поэты посвятили песни,стихи об этом удивительном дереве.Один из них казахский поэт и писатель Мукагали Макатаев.Все знают песню «Ақ қайың» ,слова которой написаны им.
X.Анализ по строфам: стихотворение делится на 4 части-строф. Каждая группа анализирует по одной строфе,находит художественно-изобразительные средства:
олицетворения,сравнения,эпитеты.
ХІ.Рефлексия.Что нового мы узнали сегодня о берёзе? Об авторе этого замечательного стихотворения?
ХІІ.Подведение итогов урока.Оценивание.
ХIII.Задание на дом: Выучить наизусть стихотворение.Задания для групп: составить синквейн на тему «Берёза».
Скачать