Конспект урока русского языка на тему «Родственные слова»
Казахстан, Мангистауская область, г.Жанаозен
Средняя школа № 2
Учитель русского языка и литературы
Мурзахметова Аида Фархадовна
Цели: Познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, развивать речь, пополнять словарный запас детей.
Упражнять в выделении корня в родственных словах.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Психологический настрой «Все в твоих руках».
_Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: « Все в твоих руках».
В наших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.
Итак, начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Только лишь отметку пять!
(Правило посадки при письме, запись числа).
- Проверка домашнего задания: Упр.4,с.57.
— Какое было домашнее задание?
— Прочитайте выписанные слова.
— Что общего в этих словах?
— Какой корень выделили?
— Как называются слова с общим корнем?
— Объясните значение каждого слова. Докажите, что эти слова являются
родственными.
3.Сообщение темы и целей урока.
4.Работа по теме урока:
а) Актуализация знаний учащихся.
-Как называются слова близкие по смыслу?
-Как называется общая часть родственных слов?
-Как по — другому можно назвать родственные слова?
-Как на письме выделяем корень слова?
(Одновременно с ответами детей на доску вывешиваются опорные слова по теме урока: родственные слова, корень слова, однокоренные слова)
в) Работа с карточками.
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Летчик, самолет, полет.
Ледяной, ледовый, дед.
Род, родители, родил.
Ходит, ходы, выходка.
Трудовой, трудись, труды,
( Дети выставляют родственные слова на партах и записывают по две понравившиеся группы однокоренных слов после предварительного анализа:
— Прочитайте выставленные слова.
— Что общего в этих словах?
— Выделите корень в родственных словах.
— Как называются слова с общим корнем?
— Объясните значение каждого слова. Докажите, что эти слова являются
родственными.
- Работа с учебником.
а) Чтение задания. Выполнение упражнения №1. с.56.
-Что общего в этих словах?
— Выделите корень в родственных словах.
— Как называются слова с общим корнем?
— Объясните значение каждого слова. Докажите, что эти слова являются
родственными.
б) Дополнительные сведения по учебнику стр 56.
в) Выразительное чтение стихотворения Упр 2.Выполнение задания.
Г) Упражнение 5, 7, 8. По группам. Выписать однокоренные слова, обозначить корень.
- Д/з.Упр 9. Зад 1.
- Итог урока.
Оценка работы детей на уроке.
Какие слова называются родственными?
Как они называются по — другому?
Почему?
Как на письме выделить корень слова?
Рефлексия « Все в твоих руках».
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая- то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
- Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.
- Указательный – узнал много нового – желтым.
- Средний – мне было трудно – зеленым.
- Безымянный – мне было комфортно – оранжевым.
- Мизинец – для меня было недостаточно информации – синим.
Поднимите и покажите свои ладошки на листочках.
Очень приятно, что вам на уроке было комфортно, что тема урока для вас была важной и интересной, что вы много нового узнали на уроке.
Выставляйте родственные слова на партах и записывайте по две понравившиеся группы однокоренных слов после предварительного анализа:
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Летчик, самолет, полет.
Ледяной, ледовый, дед.
Род, родители, родил.
Ходит, ходы, выходка.
Трудовой, трудись, труды,
Выставляйте родственные слова на партах и записывайте по две понравившиеся группы однокоренных слов после предварительного анализа:
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Летчик, самолет, полет.
Ледяной, ледовый, дед.
Род, родители, родил.
Ходит, ходы, выходка.
Трудовой, трудись, труды
Выставляйте родственные слова на партах и записывайте по две понравившиеся группы однокоренных слов после предварительного анализа:
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Летчик, самолет, полет.
Ледяной, ледовый, дед.
Род, родители, родил.
Ходит, ходы, выходка.
Трудовой, трудись, труды
Выставляйте родственные слова на партах и записывайте по две понравившиеся группы однокоренных слов после предварительного анализа:
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Летчик, самолет, полет.
Ледяной, ледовый, дед.
Род, родители, родил.
Ходит, ходы, выходка.
Трудовой, трудись, труды,
Выставляйте родственные слова на партах и записывайте по две понравившиеся группы однокоренных слов после предварительного анализа:
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Летчик, самолет, полет.
Ледяной, ледовый, дед.
Род, родители, родил.
Ходит, ходы, выходка.
Трудовой, трудись, труды
Выставляйте родственные слова на партах и записывайте по две понравившиеся группы однокоренных слов после предварительного анализа:
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Летчик, самолет, полет.
Ледяной, ледовый, дед.
Род, родители, родил.
Ходит, ходы, выходка.
Трудовой, трудись, труды
Психологический настрой «Все в твоих руках».
_Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: « Все в твоих руках».
В наших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.
Итак, начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать, Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять!
Рефлексия « Все в твоих руках».
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая- то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
- Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.
- Указательный – узнал много нового – желтым.
- Средний – мне было трудно – зеленым.
- Безымянный – мне было комфортно – оранжевым.
- Мизинец – для меня было недостаточно информации – синим.
Физпауза.
У нас славная осанка – Встать в струну, руки вдоль туловища
Мы свели лопатки – Свести лопатки, руки на пояс
Мы походим на носках – Вокруг себя
И пойдем на пятках – В обратную сторону
Пойдем мягко как лисята – Пройти вкрадчиво
Ну а если надоест, то пойдем все косолапо, как медведи ходят в лес —
Пройти «по-медвежьи
Физпауза.
Мы, ребята, потрудились, ( Движения в соответствии с
текстом)
На уроке мы учились.
Не пора ли нам размяться
И немного посмеяться?
Превратимся в зайчиков!
Приседайте, мальчики!
Приседайте, девочки,
Девочки – припевочки.
Потрясем теперь руками:
Наши пальчики устали,
И наклоны нам полезны –
Физкультуре будем верны.
Мы немножко отдохнули,
Очень глубоко вздохнули,
Косточки свои размяли
И учиться снова стали.
З.А. Мяльдзина.