Внеурочная деятельность в структуре воспитательной работы
Анапьянова Алия Баяхметовна
КГУ «Докучаевская средняя школа»
с. Докучаево, Тимирязевский район, СКО, Казахстан
Внеурочная деятельность школьников- это совокупность всех
видов деятельности школьников, в которой в соответствии с
основной образовательной программой школы решаются задачи
воспитания, развития интересов, формирования универсальных
учебных действий.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе. Создание воспитывающей
среды, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,
развитие здоровой, творчески растущей личности с формированной
гражданской ответственностью и правовым самосознанием.
Принципы организации внеурочной деятельности:
-выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их
интересами и способностями;
-учет возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию;
-единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов
социума.
Внеурочная деятельность организуется по следующим
направлениям развития личности:
Спортивно- оздоравительное
Духовно- нравственное направление
Социальное направление
Общеинтеллектуальное направление
Общекультурное направление
По всем этим направлениям мы уже работаем давно.
1) Спортивно- оздоравительное направление реализуется через
такие формы, как физкультурные праздники и соревнования,
подвижные, оздоровительные игры – это пешие прогулки,
экскурсии, сдачи норм ГТО, волейбол, теннис, баскетбол и т.д.
Основное внимание этого направления уделяется укреплению
здоровья.
2) Духовно- нравственное направление реализуется через кружки
художественного творчества (девочки посещают хореографический
кружок), прикладного искусства: вязание, вышивка, бумажная
пластика, игры- миниатюры,инсценирование сюжетов,
прослушивание музыкальных произведений и т.д.
3) Социальное направление может быть ориентировано и на
патриотическое воспитание учащихся (это- участие в движении
юноармейцев), встречи с ветеранами, уроки мужества и т.д.
4) Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие
формы, как познавательные беседы, игры, наблюдения, участие в
олимпиадах; детские исследовательские проекты, информационные
технологии и т.д.
5) Общекультурное направление реализуется в форме беседы.
Например: “Разговор о правильном питании”, “Куьтура поведения
в общественных местах”, “Культура поведения в общении” и т.д.
Целью которых является раскрытие новых способностей учащихся
в области творчества.
Внеурочная деятельность может быть организована по
следующим видам деятельности:
игровая, познавательная, досугово- развлекательная
деятельность, проблемно- ценностное общение, художественное
творчество, техническое творчество, трудовая деятельность,
спортивно- оздоравительная деятельность, туристско-
краеведческая деятельность.
Выше перечисленные виды деятельности я стараюсь применить
в своей работе, как классный руководитель, так как у меня нет
кружковых занятий.
Наша деятельность проводится в форме диспутов, викторин,
праздничных мероприятий, классных часов, подготовка к
олимпиадам, соревнований, экскурсии. Посещая такие занятия
учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря
индивидуальной работе с учащимися, глубже изучается материал.
Так же стараюсь раскрыть у учащихся такие способности, как
организаторские, творческие. Музыкальные, что играет
немаловажную роль в духовном развитии подростков. Ведь
внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на
каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и
востребованность.
Школа после урока – это мир творчества, проявления и
раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений,
своего “Я”. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков,
чтобы школа стала для него вторым домом. Нужны кружки по
интересам, которых у нас нет.