Мыльные чудеса
Интегрированная НОД в подготовительной группе с применением нетрадиционной техники рисования
Цель: Познакомить детей с процессом изготовления мыльных пузырей с
целью применения полученных знаний в продуктивной деятельности
Задачи:
Образовательные:
• совершенствовать технику рисования мыльными пузырями и умение
дорисовывать детали объектов для придания им законченности
• закреплять умение ориентироваться на листе бумаги
Развивающие:
• развивать воображение, фантазию, творческие способности;
• активизировать коммуникативные умения и навыки детей: способствовать
развитию диалогической речи, продолжать формировать умения отвечать на
вопросы
• развивать у детей познавательный интерес в процессе практического
экспериментирования. Формировать умения размышлять, обобщать
результаты опытов .
Воспитательные:
• воспитывать интерес к творческому процессу;
• воспитывать эстетические чувства.
• воспитывать аккуратность в работе, усидчивость
Методы:
• словесные (рассказ, пояснение, вопросы уточнения, речевая проблемная
ситуация, ситуативная беседа, художественное слово) ;
• наглядные (рассматривание, наблюдение, показ) ;
• практические (экспериментирование, решение проблемных ситуаций,
рисование) .
Оборудование:
стаканчики с окрашенным раствором из моющего вещества с глицерином,
набор для опытов, листы акварельной бумаги с готовыми фонами природы,
восковые карандаши, проектор, экран, флэшка с записью, магнитофон,
демонстрационный материал
Методические приемы:
презентация «Мыльные пузыри», музыкальное сопровождение,
динамическое упражнение «Мыльные пузыри», беседа, опыты («Буря из
пузырей», словесная игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ, художественное слово,
объяснение, итог.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций на тему «Мыльные пузыри».
— Разучивание подвижной игры «Надувайся, пузырь».
— Загадывание загадок и чтение стихов о мыльных
пузырях. —
Подготовить раздаточный материал.
— Подготовить демонстрационный материал.
Ход НОД:
Психологический настрой:
— Ребята, к нам пришли на занятие гости, давайте с ними поздороваемся.
Итак, ребята, внимание!
Сегодня нас ждет волшебная сказка,
увлекательные игры и еще много чего интересного. А работать мы будем с
мыльными пузырями.
— Я вам покажу, как самим сделать мыльные пузыри, расскажу, что для этого
нам понадобится, — помогу своими руками научиться творить чудеса –
эксперименты, поиграем и порисуем мыльными пузырями. Согласны?
— Я хочу, чтобы у вас все получилось.
— И поэтому приглашаю вас в необычную сказку.
Как и любая сказка она начинается так:
«В некотором царстве, в некотором государстве, в одном сказочном
королевстве живет Фея – покровительница мыльных пузырей. Всему миру
она дарит свое волшебство. Лишь только взмахнет своей волшебной
палочкой и по всей земле полетят мыльные пузыри.
Он воздухом надутый по воздуху плывет,
Но и одной минуты на свете не живет
Нарядный, разноцветный он лопнул навсегда
Расплылся незаметно, растаял без следа.
— О чем, эта загадка?
— А, что вы знаете про мыльные пузыри? Какие они? Мыльные пузыри?
( Воздушные , красивые, прозрачные,
круглые) — Почему пузыри разные?
Есть большие и маленькие? (Разное количество воздуха
) — Откуда в
мыльных пузырях появляется воздух?
(Выдохнули из себя)
Вывод: Так, что же все-таки такое мыльный пузырь?
Дети: -Это воздух, заточенный в тонкую мыльную оболочку.
— Чтобы нам легко было творить чудеса, фея нам прислала во такой
замечательный набор.
— Что в нем? ( разные трубочки и другие приспособления.)
— Я приглашаю вас
к столам, где мы превратимся в волшебников. Занимаем места. Сделаем
бурю из пузырей.
Опыт 1 «Буря из пузырей»
— Для начала я вам предлагаю взять прозрачные стаканчики. —
Посмотрите, что в них? (вода, трубочка)
Воды обыкновенной в стаканчике возьми
Пускать из этой трубочки мы будем пузыри
— Аккуратно подуем в трубочку, медленно, чтобы увидеть, как и куда
направятся пузыри.
— Что мы с вами наблюдаем? ( Из трубочки выходит воздух – образуется
пузырь, поднимается вверх и лопается)
— Почему он поднимается вверх, а не опускается на дно стакана?
( Он из воздуха, Он легче воды)
— А, почему эти пузыри поднимаясь вверх, тут же лопаются?
Вывод: какой можем сделать вывод?
Дети: — Пузыри лопаются, потому что воздушные, и не защищены мыльной
оболочкой, которая держит воздух.
— А, пузыри были какие: воздушные или мыльные? ( воздушные)
— Что может защитить наши воздушные пузыри, чтобы они не лопались?
— А из чего
можно приготовить мыльный раствор? —
Что бывает мыльным? (мыло, жидкое мыло, жидкость для мытья посуды,
шампунь, порошок и др)
— Фея для работы приготовила мыльный раствор. Он находится у
вас в шприце.
— Возьмите шприц и аккуратно добавьте в воду
приготовленный мыльный раствор. Хорошенько размешиваем.
— Какая вода у нас теперь получилась? (Мыльная вода)
— Такую воду пить можно? (Нет)
— Почему? (Вредная для организма)
Опыт 2.
— Трубочку простую сейчас возьмем мы в рот, в раствор ее опустим, потом
слегка подуем и что получим?
— Что мы видим? (Пузыри)
— А, какие это пузыри: мыльные или воздушные? (Уже мыльные)
— И они также быстро лопаются? (Нет, не сразу.)
** Сделаем бурю из мыльных пузырьков
— Что произойдет, когда образуется много – много, мелких пузырьков, что у
нас получится? (Пена)
— Из чего состоит пена? (Из пузырьков)
— А раз она из пузырьков она должна летать. Хотите увидеть, как летает
пена? (Да)
** Возьмите ложку и аккуратно положите себе на руку и подбросьте.
— Полетела? Почему?
Нет. (Летают только отдельные пузырьки, она держится за ладошку.)
Посмотрите, как они жмутся к друг другу, держатся друг за друга, какие они
дружные, как мы с вами, правда, ребята?
Выходите ко мне.
И мы с вами дружно возьмемся за руки и сделаем
мыльный пузырь
Физминутка «Мыльные пузыри»
— Мы надуем все пузырь Дуем на ладошки, сложенные вместе
— Мыльный и воздушный Разъединяем, держа кончики пальцев
сомкнутыми между собой
— В небо быстро он взлетит Поднимаем руки вверх
— И разгонит тучки Машут руками в стороны
— Побежим мы по дорожкам
— Захотим его догнать Бег на месте
— Но пузырь летит так быстро Кружимся на месте
— И его нам не поймать Разводят руки в стороны
Спасибо большое, ребята, вернемся за столы, сейчас наступить самое
интересное.
— Я предлагаю отпечатать бесцветные пузыри на бумагу и посмотреть что
же итоге получится?. Давайте попробуем.
— Артем, подойди пожалуйста. Сделай шапку из мыльных пузырей, а сверху
положи лист бумаги, чтобы пузырьки отпечатались.
— Что мы видим? Есть рисунок? (кроме пены ничего не видим.)
— Ребята, а вы попробуйте, может у вас получится. (нет, не получилось.)
Почему? (бесцветные пузыри)
— Что же делать? ( Добавить краску.) Хорошо.
— Теперь я попробую добавить краску. Вы внимательно смотрите, у меня
получится или нет. (показ)
Сияя гладкой пленкой растягиваясь вширь.
Выходит нежный, гладкий раскрашенный пузырь
— Получилось!
— Какого цвета пузыри? От чего зависит цвет? (ответы детей)
Фея заранее для вас приготовила цветной мыльный раствор, он в зеленых
стаканчиках и фоновые листы.
— Пузыри очень любят превращаться. Посмотрите на экран.
— Наш мыльный пузырик опустился в лес, в кого он может там превратиться?
В животного, в растение, дерево и др)
-Если опускается в воду? ….. В рыб и других морских обитателей-медуз,
черепах…
— Если бы он оказался на поляне ….. В цветок, насекомое … .
— Если он поднялся в небо ..…. В птичку, солнышко, в планеты,
самолет…
Внимание, приготовим наши пальчики к работе.
Гимнастика пальчиковая «Мыльные пузыри»
Мышка мыла, мыла лапки
Каждый пальчик попорядку,
Вот намылила большой,
Сполоснув его водой.
Не забыла про указку
Смыв с него и грязь, и краску.
Средний мылила усердно
Самый грязный был наверно
Безымянный терла пастой
Кожа сразу стала красной.
А мизинец быстро мыла
— очень он боялся мыла.
Приступаем к волшебству
— Обратите внимание, что изображено на ваших листах? Море, луг, лес, небо.
-Вам нужно
будет мыльными пузырями добавить какой — нибудь персонаж.
— Если это лес, кого мы
можем там встретить, На лугу? Под водой? В
небе?
Скорее трубочки возьмите Пузырей сейчас надуйте
Листик сверху приложите Что получится? Скажите
Самостоятельная деятельность — раздувание мыльных пузырей.
— Давайте посмотрим еще раз на экран, в кого же могут превращаться
мыльные пузыри., А теперь посмотрите на свой рисунок, помечтайте,
пофантазируйте, представьте себя настоящими художниками и у вас
обязательно все получится.
— Начинаем колдовать, в чудеса все превращать – дорисовываем образы.
— Мы побывали в гостях у феи мыльных пузырей. Ребята скажите,
пожалуйста, чем мы там занимались, чему научились?
• Вам понравилось рисовать мыльными пузырями?
Возьмите свои рисунки и давайте покажем их нашим гостям и фее. Она уже
ждет с нетерпением. (дети выходят к воспитателю)
• Во что превратились ваши мыльные пузыри?
Спасибо за работу.
— Вы настоящие волшебники и творите настоящие чудеса. А в награду за
ваше творчество Фея — покровительница мыльных пузырей оставляет вам в
подарок небольшие сувениры: мыльные пузыри