Урок литературы в 5 классе по рассказу М.Д. Зверев. «Тайна двухэтажного города»
Казахстан, Северо-Казахстанская область, район им. Г. Мусрепова
КГУ «Урожайная средняя школа»
Учитель русского языка и литературы
Ермолаева Оксана Николаевна
Цель:
— проверка знания текста;
— умение анализировать художественное произведение;
— развитие связной речи;
— развитие логического мышления;
— воспитание нравственных качеств, привитие любви и интереса к русской
литературе.
Оборудование: Портрет М. Д. Зверева., презентация, мМатрица посадочных мест.
Технология: БиС («Устный урок – 1»)
Учащихся в классе 13 человек.
Ход урока
- Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Представьте, что мы в тренажёрном зале. Вы спортсмены. А я тренер. Тренировать мы будем мозг.
Слово лидеру класса.
Не забудьте! В правом верхнем углу доски ставится норма 63%.
- Перекрестный опрос по пройденной теме (К. Паустовский «Теплый хлеб»)
- Назовите главного героя-животного в сказке «Тёплый хлеб»? (конь)
- Назовите главного героя-человека в сказке «Тёплый хлеб»? (Филька)
- Через какую деревню проходили кавалеристы? (Бережки)
- Кто помог Фильке исправить беду? (мельник Панкрат)
- Почему конь остался в деревне? (его ранили)
- Какая кличка была у Фильки? («Да ну тебя!»)
- Какую историю рассказала бабушка Фильке? (о том, как мужик из деревни обидел старого солдата)
- Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег? (началась метель)
- Как Филька искупал свою вину? (рубил лед с ребятами у мельницы)
- Когда заработала мельница? (вечером)
- О чем рассказывала сорока над плотиной? (о том, что она разбудила летний ветер)
- Как Филька помирился с конем? (он принес ему свежего хлеба с солью)
- О чем сказка «Теплый хлеб»? (о том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми)
По окончанию опроса на доске записывается результат
- этап ≤ или ≥ нормы
- Краткое введение в новую тему.
Эпиграф урока: Наш родной дом – это природа. Рассказать людям о природе, учить их любить природу, призывать к ее охране и рациональному использованию – это для меня дело всей жизни.
М.Д. Зверев
(Дети объясняют смысл данного эпиграфа)
Учитель: Тонко знать и любить природу, животный мир дано не каждому, в какой-то мере это «божий дар» плюс жизненные обстоятельства и определенные усилия. Все эти необходимые составляющие мы находим у Максима Дмитриевича Зверева.
Родился М. Д. Зверев в сибирском городе Барнауле в 1896 году.
Работа помощником лесничего в юношеские годы сыграла основную роль в выборе будущей профессии – в начале 1920-х годов М. Зверев получил образование зоолога в Томском университете. Проработав 25 лет в Сибирском институте защиты растений, он участвовал в многочисленных экспедициях, писал научные статьи.
К концу 1940-х годов он переходит на литературную работу. В то время из-под его пера уже вышло несколько сборников рассказов о животных.
Вообще-то первые литературные пробы были сделаны очень рано: в 6-летнем возрасте детские впечатления от охоты, прогулок по лесу Максим оформил в виде коротких сочинений-рассказов.
Поэтично звучат названия лучших произведений Максима Зверева: «Волчонок из Бетпак-Далы», «В норах и гнездах», «Лесные встречи» и др.
По своим размерам они не велики. Но сколько в них интересных, подчас неожиданных открытий, маленьких тайн из жизни зверей и птиц.
Тираж книг Максима Зверева более 12 миллионов экземпляров, многие из них переведены на различные языки мира, их издавали в зарубежных странах, в том числе Чехословакии, Германии, Италии, Франции, Испании.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с его замечательным рассказом под названием «Тайна двухэтажного города».
Опорные слова по изучаемой теме на доске.
- Ученый
- Курганы
- Утварь
- Археолог
- Кружок
- Профессор
- Музей
- Экспедиция
- Караван
- Мавзолей
- Династия
- Путешественники
Слова открываются, ученик запоминает в течении 1 минуты (12 слов).
Слова закрываются, в течении минуты записывают слова. Обмениваются листочками, подсчитывают кол-во слов. В МПМ ставятся плюсы.
По окончанию опроса на доске записывается результат
2 этап ≤ или ≥ нормы
- Организация осмысления.
Ученики читают текст в учебнике по нормативному времени.
- минуты на лист. (12 минут)
5 .Первичная проверка понимания.
Перекрестный опрос.
По завершению этапа «Спасательный круг», тем учащимся у которых два «-» . Дается 3 вопроса и каждый из этих учеников поднимает руку и исправляет свой «-»
- Как звали известного ученого – археолога, героя рассказа «Тайна
двухэтажного города»? (Сергей Иванович)
- В повести М. Д. Зверева «Тайна двухэтажного города» учёный Сергей
Иванович приходится дедом? (Вове)
- Что пообещал Сергей Иванович своему внуку? (Прийти на кружок, который посещал Вова)
- Какой кружок посещал Вова? (археологический кружок)
- О чем попросил один из мальчик на кружке Сергея Ивановича? (Чтобы он рассказа о мавзолее Айша — Биби)
- Кто приказал воздвигнуть роскошный мавзолей Айша – Биби? (хан
Караханидов)
- В какой местности расположен удивительный мавзолей? (в Джамбульской области, поселение Головачовка)
- В честь кого хан приказал воздвигнуть мавзолей Айша – Биби? (в память о его погибшей возлюбленной)
- Что случилось с юной красавицей, в которую был влюблен хан? (на аул в котором она жила, обрушился ливень и девушка погибла)
- С чьим именем связана судьба мавзолея Айша – Биби? (с жителем Головачовки Тойшибековым)
- Назовите имя руководителя кружка, на который ходил Вовочка?
(Александр Данилович)
- На северной окраине нашего города была древняя караванная дорога,
где находился большой город под названием… (Алима или Алма)
- Кого взяли с собой ученые на экскурсию в горы? (Вову и двух ребят, которые посещали кружок — Ахмеда и Наташу)
Спасательный круг:
- Как звали маму Вовы? (Мария Сергеевна)
- Как связан житель Головачовки Тойшибеков и мавзолей Айша – Биби? (далекие предки Тойшибекова были назначены ханом охранять мавзолей )
- Под охраной какой организации находится памятник Айша – Биби? (ЮНЕСКО)
- Где впервые по словам профессора Рихтера упоминается город Алима? (в «сказаниях арабских географов»)
По окончанию опроса на доске записывается результат
- этап ≤ или ≥ нормы
- Организация первичного закрепления.
Критический опрос.
- Верно ли я говорю, что известного ученого – археолога, одного из главных героев рассказа «Тайна двухэтажного города» звали Иван Сергеевич? (нет, ученого – археолога звали Сергей Иванович)
- Впервые, по словам профессора Рихтера, упоминается город Алима в «сказаниях арабских географов»? (да)
- Правда ли, что житель Головачовки Тойшибеков построил храм Айша – Биби? (нет, этот храм был построен по приказу хана Караханидов)
- Вова, внук Сергея Ивановича посещал археологический кружок. (да)
- Правда ли, что один из мальчиков, посещающих кружок, попросил Сергея Ивановича провести экскурсию по музею? (нет. Он попросил рассказать о мавзолее Айша — Биби)
- Хан Караханидов, приказал воздвигнуть роскошный мавзолей Айша – Биби в память о своей погибшей девушке. (да)
- Небывалый ливень обрушился на аул, где жила девушка, в которую был влюблен хан Караханидов, смывая все на своем пути и девушка погибла. (да)
- Правда ли, что в 9 веке, династия Караханидов владела землями на севере современного Казахстана.(нет. В 10 веке, владела землями на юге современного Казахстана)
- Верно ли, что на северной окраине города была древняя караванная дорога, где находился большой город под названием Алима или Алма. (да)
- Далекие предки Тойшибекова были назначены ханом охранять мавзолей. (да)
- Правда ли, что Сергей Иванович взял с собой на экскурсию только Вову? (нет, Сергей Иванович, кроме Вовы взял с собой еще двух ребят которые посещали кружок, Ахмеда и Наташу)
- Руководитель археологического кружка, Александр Данилович, был бывшим учеником Сергея Ивановича? (да)
- Верно ли, что удивительный мавзолей Айша – Биби расположен в Мангыстауской области, поселение Бейнеу? (нет, он расположен в Джамбульской области, поселение Головачовка)
По окончанию опроса на доске записывается результат
4 этап ≤ или ≥ нормы
- Анализ. Время 5 минут.
Тематический словарный запас (ТСЗ). По изученной теме.
Норма — 63 слова. Время – 5 минут.
Обменяться тетрадями, посчитать слова.
По окончанию опроса на доске записывается результат 5 этап ≤ или ≥ нормы
- Рефлексия.
- Выставление оценок.
4-5 отметок – 5 баллов (оценка)
3 отметки – 4 балла
2 отметки – 3 балла
1 отметка – 2 балла
- Домашнее задание.
Дается всем участникам кто получил менее 4 отметок.
- Составить синквейн по рассказу
2 Письменный ответ на вопрос: « Урок –это….»